Ю.А. Федосюк (1920-1993) - писатель, филолог, историк, московский краевед. Но одну из его книг - путеводитель "Москва в кольце Садовых" я уже несколько раз ранее ссылался. А ниже отрывок из другой его книги "Утро красит нежным светом… : Воспоминания о Москве 1920-1930-х годов" - из описания его продолжительного путешествия пешком по Москве летом 1932 года. К Страстной площади он подходил со стороны Трубной.
Фото 1930-х годов
"«Ворота» - перекрестки с бурным уже тогда движением транспорта - сильно замедляли мое продвижение, но вскоре я оказался в тесном проезде Скворцова-Степанова, по левую сторону которого тянулась глухая, обшарпанная стена Страстного монастыря, справа же высилось новое здание «Известий» - проезд напоминал ущелье.
Фотограф Маргарет Бурк-Уайт, 1931 год.
На углу Тверской сверкал рекламой какого-то нового «мирового» кинофильма кинотеатр, неведомо почему именовавшийся по-французски - «Ша нуар» (Черный кот); потом он стал «Центральным». А по другую сторону Тверской манил огромными витринами Дом книги, в котором продавалась литература на всех языках мира.
В глубине площади, на углу Большой Бронной, стоял другой кинотеатр - «Палас», в котором почему-то чаще всего показывались приключенческие фильмы. Здесь трамвай делал крутой поворот в сторону правого проезда Тверского бульвара и останавливался у старинного павильона, верх которого служил укрытием от дождя, а внизу, в глубоком подвале, находилась одна из очень немногих на московских улицах общественная уборная.
В начале Тверского бульвара стоял грустный, задумчивый Пушкин, который в ту пару еще не «восславлял свободу», а по вине своего осторожного редактора Жуковского был «любезен народу» лишь «прелестью стихов живых».
По правую руку Пушкина высилась ампирная церковка Дмитрия Солунского, напротив же памятника - высоченная колокольня Страстного монастыря с рекламой «Автодора», под ней - конечная остановка одновагонных трамваев линий 12 и 13 и биржа извозчиков. Справа от памятника, на бульваре, находился крохотный кинотеатрик с архаическим названием «Великий немой».
Фотография А. Шайхета из журнала Огонек №15 за 1932 год.
Через площадь проходила узкая и заполненная транспортом Тверская - уже тогда главная улица города.
Тут я изрядно устал, но, дав себе слово не присаживаться, бодро двинулся вдоль Тверского бульвара. Мимо промелькнул Камерный театр, уже тогда заклейменный критикой как «эстетский», впереди показалась сутулая спина Тимирязева.
И вот я уже у Никитских Ворот, где поворачивает вправо, на улицу Герцена, мой любимый трамвай № 23, оставляя в одиночестве старушку Аннушку. Начало Никитского бульвара занимает тяжеловесный дом с аптекой".
Цит. по: Федосюк Ю.А., Утро красит нежным светом… : Воспоминания о Москве 1920-1930-х годов, 2003, с.133-134
Кое в чем память подвела автора за давностью лет: в 1932 году кинотеатра с названием "Ша Нуар" уже не было, еще в 1930-м он был переименован в "Центральный", об этом уже было здесь:
Кинотеатр "Тверская, 46", кинокадры 1928 года.
О кинотеатре "Великий немой"(Тверской бульвар, 33): в октябре 1935 года после переоборудования вместо него появился кинотеатр "Новости дня".
См. также:
Страстная площадь, 1928 год (кинокадры) Трамвай на Тверском бульваре и Страстной площади, фотографии, 1929 год