Пожалуй, напишу.
В 1930 году в столице был построен многоквартирный дом. На средства членов жилищного кооперативного товарищества Трехгорки (фабрика такая, в столице же).
В 1970 году (или чуть ранее) одна из квартир коммунального типа была расселена. Квартира была в подвале. Каким образом директор Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории и консервации (ВЦНИЛКР с 1957 года), он же создатель ВНИИР с 1979 года (теперь ГосНиир), в общем - неизвестно, как - но он смог получить эту расселенную убитую в хлам квартиру в аренду у города. Ну то есть Исполком райсовета разрешил Московскому отделению худфонда РСФСР отдать это помещение под мастерскую. Творческую.
То есть вот прям "для использования". И, что удивительно, ее использовали именно как мастерскую, попутно сохраняя-ремонтируя и бдя помещение. Что в 1982 году райисполком подтвердил. А в 1988 году опять же продлил.
В 1992 году в доме была приватизирована первая квартира. Это означает, что именно в 1992 году все, что было общим, немедленно стало частным. То есть - у всех будущих собственников квартир этого дома возникло некое право общедолевой собственности на все подвалы, лифтовые холлы, лестницы, чердаки и так далее. На все, которые не были как-то обременены или не были выделены из общетехнических.
В 1994 году был заключен контракт о закреплении помещения за союзом художников на правах полного хозяйственного ведения. На тех же правах полного хозяйственного выдано свидетельство, что с 1995 года по 2020 это все еще творческая мастерская, которую арендует Союз у города.
В 2003 году уже Департамент имущества города Москвы с уже РОО "Московский союз художников" заключил договор, на основании которого помещение бывшей квартиры все еще является творческой мастерской на праве безвозмездного пользования с 2000 года до 2025 года. Этот договор ныне действующий. (стороны договора не менялись, менялись названия служб города, и арендаторы - сначала директор, потом директор+ его дочь, потом только дочь, потом дочь+уже дочь дочери - то есть реально отдокументированные художники, члены союза художников, так получилось, что из одной семьи.
Это, так скажем, вводная.
Ветка событий - в 2014 году некая дама с красивой фамилией покупает в этом же доме квартиру в ипотеку. После чего немедленно вспрыгивает в Совет дома. И начинает бороться за права собственников этого дома. Выигрывает суды за землю под домом. Добивается каких-то благ, теряя соратников (детективная история включает в себя непереизбрание дамы-сотоварищи в совет дома, подделку подписей общедомовых собраний собственников, судимых за подделку соратников, а также выкидывание выхваченных у пришедших в суд оппонентов паспортов в унитаз в здании суда и прочае, и прочае, и прочае.) Дама делает доброе дело. Дама хочет общие помещения в собственность и уже от лица дома и совета дома сдавать помещения в коммерческую аренду. Понятно, что заброшенные подвалы всего дома не так привлекательны, как помещение, за которым следили почти 50 лет. (Кстати, таких помещений-мастерских в доме два, остальные подвалы реально заброшены со всеми вытекающими крысами, тараканами, плесенью и прочими радостями).
По итогам судов с департаментом городского имущества дама имеет все подвалы в собственность и скачет сайгаком в росреестр, где немедленно регистрирует право общедолевой собственности.
В это время офигевающие третьи лица, а именно арендаторы мастерских, кляня юриста союза художников, проспавшего проигравшего первые заседания и апелляцию, идут в кассационный суд. Который вполне справедливо вопрошает - а почему в дело не были приняты ордера и контракты, свидетельства и договора, свидетельствующие о том, что в этих (если верить двум экспертизами, проведенным нанятыми дамой с красивой фамилией) технических и исключительно общедомовых двух помещениях нет и не было технических и общедомовых помещений, а были две бывшие квартиры, переданные в нежилой фонд, как "учрежденческие" помещения, а конкретно, как мастерские? Тут мы скромно умолчим о судье-соседке подруги одной из истиц из совета дома. Вопросив, кассация отправлет дело на новое рассмотрение, не отменяя решение предыдущих инстанций касательно всех подвалов дома, кроме спорных двух помещений-мастерских. Насчет них решение как раз отменено.
Ветка событий - с 2018 года в доме начат капитальный ремонт. Дело важное, хорошее и нужное. Оборачивающееся:
• срывом кранов только что замененных труб водоснабжения, потому что криворукие сантехники, и заливом водой помещения, слава богу, не катастрофически.
• пробитием дыр диаметром по 80 см в соседние заброшенные части подвала и незаделыванием их.
• демонтажом старых рам полуподвальных окон, ехидным комментарием - а мы вообще скажем, чтобы заложили вам окна совсем, но все-таки заменой их на пластик
• попыткой доделать откосы замененных окон штукатуркой по сырому цементу - "а что? так быстрее" ©
• пробитым потолком в одном из помещений - "ой, сверху меняли подъездную дверь и случайно просверлили, ну заделаем дыру пакетом и пеной, и так сойдет".
и так, по мелочи, из-за чего полноценно пользоваться мастерской для работы невозможно уже больше года, уехать куда-то (например, на дачу, в творческую командировку, в дом творчества и так далее) тоже невозможно, потому что в любой момент может раздаться звонок с требованием пустить ту или иную бригаду электриков-сантехников-черта лысого (простите) в помещение для каких-нибудь работ.
Продолжаем.
Арбитраж таки пересматривает дело и решает, что претензии дам-истиц необоснованы в отношении мастерских, ибо оные помещения никогда не являлись общедомовыми, а потому право общедолевой собственности на них возникнуть не могло. Истицы подают апелляцию. Суд шлет их лесом уже, потому что принять решение в пользу истиц - значит, признаться в своей некомпетентности и получить вызов на разбор по соответствию занимаемой должности. Ибо.
На выходе из зала заседаний арендатор получает устную угрозу от одной из истиц: "ну раз вы не захотели по хорошему, а мы же с вами разговаривали мягко, то мы можем начать разговаривать с вами и брутально".
На следующий день после последнего заседания суда, на котором решение вынесено в пользу департамента городского имущества и, соответственно, третьих лиц (союз художников и его арендаторы), один из арендаторов разговаривает с прорабом капитального ремонта, который сообщает, что двери на замену старых подвальных привезут только через неделю и никак не раньше, а то и позже, и он позвонит отдельно и предупредит о начале работ.
Через 4 дня после заседания суда, от председателя совета дома (по совместительству - одной из истиц), поступает сообщение, что утром следующего дня входная дверь в помещение арендатора будет срезана. И помещение будет стоять открытым несколько дней, пока у бригады капремонта не дойдут руки до установки новых дверей.
Ветка событий - поскольку в 2014 году Собянин подписал какое-то распоряжение, которое отменило другое какое-то распоряжение, касающееся как раз безвозмездного пользования, то возможность продления аренды всей этой красоты после 2025 года является сомнительной. Поэтому арендаторы были вынуждены продавать свою квартиру, (родовое гнездо, так на минуточку) и покупать бОльшую в худшем районе (просто потому, что не миллионеры). Потому что арендаторы реально отдают себе отчет в том, что в мастерской им так или иначе работать не дадут, а работать где-то надо. И вместо трех жилых комнат и мастерской люди будут вынуждены жить и работать в трех же комнатах. Плюс хранение архива четырех художников. (как хорошо, что мы не скульпторы-монументалисты,а...)
Эмоциональная часть.
В итоге, завтра с утра я буду перетаскивать вещи за вторую дверь (как хорошо, что она есть), попутно уговаривая мать снять склад на три месяца и хранить хотя бы архив работ там, пока не закончится ремонт в новой квартире, в которой сейчас бардак с восстановлением всех коммуникаций, за которыми жильцы не следили с момента постройки дома в 40х годах, представьте себе их состояние. Чтобы спокойно спать, не жалея оставшуюся антикварную, восстановленную руками деда-реставратора, мебель, верстаки, мольберты - это все можно купить. Чтобы знать, что самое важное - архив работ - в сохранности и не зависит от левой пятки потерявших всяческое обличье дам-стяжательниц, потому что другим словом я их назвать не могу. Ну получили же остальные подвалы, ремонтируйте, сдавайте, зачем вам эти несчастные 60 метров супротив трехсот остальных? Только потому, что они в порядке (вернее, до капремонта были в порядке) и их можно было сразу сдавать кому-нибудь?
И завтра же буду отгонять этих красавиц от матери же, с включенным диктофоном, нагло, прямо таки предупредив, что все сказанное обязательно будет использовано. А если не удастся уговорить прораба отложить срезку двери до приезда этих самых дверей - то и вызовом полиции на взлом. В общем, развлекаться буду.