К трагедии катастрофе утрате ужасному событию горю (подставьте любое слово).
Обычно моей реакцией на какое-то событие являются прижатые ко рту руки и тихое «ох ё». Обычно моей реакцией на некоторые реакции на событие является обалделое «штаааа?» Но не вслух. Внутри. Но тут, видимо, накопилось, капнуло свинцовой расплавленной каплей с крыши Собора Парижской Богоматери.
Как у большинства представителей homo sapiens, у меня и во мне есть нездоровое любопытство зеваки. Ну или можно назвать это желанием собрать максимальное количество информации о чем-то происходящем и надеть белое пальто. Кося одним глазом в трансляции ужасающего зрелища, другим глазом кошу в сторону комментариев. Там комментариев, сям комментариев. Где-то привычная клоака, где-то неприятные открытия, где-то подобные моему «ох ё».
И вот вопрос. А не приходит ли в голову мысль, что ужасаться или скорбеть, посыпать голову пеплом или истерически смеяться от ужаса же - дело несколько личное? Не беру злорадствования и выкрики с мест «так вам и надо» - это не лечится. Беру именно более-менее адекватную мне реакцию. Условно адекватную.
Вопросы из серии «а вот когда происходило то-то и то-то, ты молчал, не замечал, там же было наше, на нашей территории, не наше, не на нашей территории, а раз ты молчал тогда, то и сейчас молчи, не смей выражать свои ужасы тут и не тут, выражай только так, как я сказал выражать, потому что».
Возможно, удивлю, но степень какого-либо горя каждый определяет для себя сам. И горе от засохшего или замерзшего растения, которое долго растил, и горе от разбитой чашки, и горе от ухода из жизни любимого двоюродного дедушки (подставьте вообще любое - вплоть до апокалипсиса) - это все равно - горе. Горе потому, что чего-то или кого-то больше нет. Естественно, есть некая разница между чашкой и объектом культурного наследия. Но повторю, эту разницу каждый определяет для себя сам.
Горюют о том, что ближе. И кому-то может быть совершенно наплевать на голодающих детей в Африке (тм) и их жизни просто потому, что эти жизни бесконечно далеки, а не потому, что не горюющий об этих детях моральный урод, не ценящий человеческую жизнь.
Вот просто навскидку. Собор сгорел. Частично или полностью - не суть, сгорел. Мгновенно, сразу - разделение на переживающих о христианских реликвиях и об утрате действительно шедевра архитектуры и культуры, без каких-либо религий (хотя в случае с любым собором, как объектом культа, это сложно). Вот лично для меня - ну абсолютно несравнимые вещи - дело рук тысяч и тысяч людей, создавших красоту, разрушающих красоту, живущих рядом с красотой, видящих ее и восторгающихся ею и ..ну..простите, куска тряпки, в которой историческое лицо вносило или выносило что-то из здания. Однако, это не мешает сопереживать тем, кто ратует именно за этот кусок ткани. Потому что с этим куском ткани связаны какие-то переживания, ничуть не меньшие, чем переживания мои. Пускай они относятся к разным слоям. Или перемешаны в одном слое. Это горе со всех сторон, всех сопричастных. От экскурсовода, который вложил последние средства к существованию в новую экскурсию по Ситэ, которому наплевать, по большому счету, как на здание снаружи, так и внутри, ему не наплевать на свою работу (например). До миссионера где-нибудь у тех же африканских голодных детей, у которого только что сгорел один из оплотов и символов. От смотрителя собора (не знаю, как правильно называется его должность), понимающего, что денег нет и не будет (тм) на поддержание разрушающейся красоты, который вполне может сейчас испытывать очень смешанные чувства. И горе от утраты, и радость от того, что вот теперь деньги на реставрацию найдутся, и горечь от того, что «ну ё-моё, неужели для того, чтобы что-то сохранить, это надо жечь». Компот, не правда ли?
«Подумаешь, здание сгорело, новое построят, человеческие жизни не пострадали». Серьезно? Не пострадали? Человек - это только мясо, которое может обжариться-потерять конечность - приобрести лишние дырки, не предусмотренные природой? Много чего сгорело, взорвалось, утопло по случайности, погибло по алчности, злобе, выгоды ради - и все это потеряло тоже человечество. Потеряло тем, что не смотря ни на какие документальные свидетельства - предмета нету. Человека нету. Явления нету. Не подойдешь, не ощутишь, не попробуешь на зуб.
Теряют и продолжат терять. Не теряйте достоинства. Мир - это ядрёна совокупность, как говорит один мой знакомый, и каждая часть достойна, будь она мясо или воздух в цветочек контрфорсов и горгулий внутри этого мяса.