Волонтёром на Камчатку: как меня выбрали из 400 претендентов, или Ода случайности

Nov 10, 2016 11:47



В мае, кажется, месяце поехали мы с друзьями кататься на велосипедах по Владимиру. Сели в машины, прицепили двухколёсный транспорт на крышу и где-то на полпути остановились покушать. Обсудили планы на лето - отдыхаем же - и вдруг вспомнилось, что Ваня в своём Facebook выкладывал интересную ссылку о волонтёрстве на Камчатке. Вспомнили, посмеялись, что я туда написала, и забыли. Я её, эту ссылку, тогда посмотрела (материал был напечатан на довольно интересном ресурсе tripsecrets.ru), позавидовала тем, у кого хватает духу рвануть в дикие места на три месяца, и от зависти написала письмо организаторам со своим скромным послужным списком. Думаю, даже не стоит говорить, что на успех я не рассчитывала, а написала просто так, потому что Камчатка была одной из тысячи несбывшихся мечт. Ну и, конечно, уезжать в место, где обещали полное отсутствие связи и три месяца безвылазного жития в палатках, я не собиралась. Но вышло всё иначе…

Объявление о волонтёрстве, коих множество печатается на том самом tripsecrets.ru, гласило, что некий Быстринский природный парк Камчатки, входящий в состав Национального парка «Вулканы Камчатки», при поддержке частного немецкого Фонда охраны природы Manfred Hermsen Stiftung набирает волонтёров для работы на кордоне «Кетачан». Поиск информации об этом месте в Гугле дал весьма скромные результаты. Точнее, никаких, если не считать нескольких странных фото с оленями, снегом и желтеющими деревьями на фоне заснеженной сопки. Далее в объявлении было написано, цитирую, сохраняя орфографию: «Территория в окрестностях кордона уже не раз посещалась сотрудниками и волонтерами природного парка, но чтобы открыть ее для туристов необходимо проведение большой подготовительной работы по маршрутам, для этого и требуется помощь волонтеров». Теперь-то я знаю, что всё это значило, а тогда представлялись масштабные строительные работы, набитые грунтовки, по которым доставляют стройматериал, и нудное сидение подолгу на одном месте. «Окей», - подумала я, - «У меня с нудностью проблемы - не переношу, поэтому тем более стоит туда постучаться, и, если возьмут, это будет отличная проработка терпения и сидения на одном месте». Ха-ха-ха! Как бы не так!

И снова цитата из объявления:

«Что надо будет делать
Основное направление работы связано с развитием туристической сети южной части природного парка в районе кордона «Кетачан», расположенного вблизи Ичинского вулкана:
- рекогносцировка и поиск новых маршрутов в окрестностях кордона;
- описание маршрутов (фотофиксация, трек маршрута, места стоянок);
- прочистка и поддержание существующих маршрутов (маркировка, установка указателей, информационных стендов);
- поддержание и строительство объектов инфраструктуры на кордоне и по маршрутам
А также:
- с учетом профессиональных навыков волонтеров - сбор естественного материала для визит-центра природного парка».

Тут я над своим спонтанным желанием написать туда письмо совсем рассмеялась. Ну ладно, допустим, строить объекты инфраструктуры мне не впервой, но рекогнисцировка? Трек маршрута? Сбор материала? Чё?! В общем, я успокоилась: опыта в подобных мероприятиях у меня всё равно нет, желающих сгонять на Камчатку у парка, наверное, хоть отбавляй, так что ничего тебе, милая, не светит. На том и забыла о письме, хотя мысль о Камчатке теперь плотно засела в голове. Посмотрела билеты, туры, проживание, повздыхала и поняла, что в отпуск туда ещё долго не полечу. А волонтёрам обещали оплатить билеты Москва-Петропавловск-Камчатский и обратно, доставку в Эссо и заброску на кордон, оплачивали питание и предоставляли многое из инвентаря… Проехали. Это нереально.



Планы на летний отпуск были уже построены, когда вдруг пришло письмо от руководителя службы эко-просвещения Быстринского парка Володи, мол, вы прошли первый отбор, из 400 присланных анкет сейчас рассматривается 40, в том числе ваша, ждите, всего хорошего. У меня даже глаз задёргался. Вы серьёзно? Моя уверенность в том, что я делаю этим летом, пошатнулась, и в тот же день я посвятила пару часов на то, чтобы выяснить, где же всё-таки находится этот Кетачан, этот Ичинский с бог его знает куда ставящимся ударением, этот Эссо, в конце концов.
Удивительная страна Россия: интернет есть, а информации нормальной не найдёшь. Это потом, уже на Камчатке я узнала, что интернет есть не по всей стране. На Камчатку кабель дотянули как раз во время моего волонтёрства, и тестирование нормальной связи в Петропавловске началось с сумасшедших по стоимости тарифов. А большая часть полуострова так и сидит на мобильном интернете или, как в офисе Быстринского парка, на спутниковом, который работает очень не стабильно. Но не об этом речь. Пока я искала, как добраться от Петропавловска до Эссо, удалось выяснить следующее: асфальта на Камчатке почти нет, трасса грунтовая, до Эссо около 500 км, автобус стоит чуть больше 600 рублей, а идёт чуть меньше двух суток. Я попробовала представить себе это «асфальта нет», где 500 км преодолеваются за 30 с лишним часов, и не смогла. Но процесс был запущен: нет, я ещё не решилась свалить туда на три месяца, но уже не на шутку заинтересовалась этим странным регионом.

На деле всё оказалось прозаичнее: до Эссо от столицы края автобус идёт около 9 часов и стоит 1750 рублей. Согласитесь, пройти 500 км за 9 часов и по трассе Москва-Питер не всегда получается, а тут грунтовка! И какая: хорошо укатанная, жутко пыльная, постоянно обслуживаемая бригадами, ответственными за определённый участок пути, здесь машины носятся на нереальной для грунтовки скорости! Конечно, это опаснее ровного асфальта, и запасок с собой в дальнюю дорогу нужно брать не меньше двух - они гарантированно понадобятся, населённых пунктов по дороге всего несколько, а кафешек и магазинов после Сокоча и подавно нет. Видов по дороге тоже никаких, сплошь пыльный лес по обочинам. А после Мильково машин становится совсем мало, так что медведи, не стесняясь, выходят прямо на дорожное полотно полакомиться тем, что кидают из окна автомобилисты. Сломаться на такой дороге - особый экстрим, зато никто не проедет мимо остановившейся на дороге машины, не спросив, нужна ли помощь: связь-то работает только вблизи посёлков, то есть на большей части трассы её нет. Край мечты.



Но это всё потом, а пока я сидела на иголках: «Возьмут или нет?» И вот неделю в почте тишина, а потом вдруг приходит сообщение, мол, вы выбраны - решить надо срочно, поедете или нет, потому что билеты дорожают - надо срочно их выкупить - остальная группа собрана - остался последний человек. Аааааааа!!! Сама себе даю срок - сутки. Если не решусь за сутки, значит, не судьба. Сразу столько «но», «а вдруг», «а как же планы», «а что с работой»… На следующее утро я проснулась, как в лихорадке, и уже точно знала, что отвечу. Такого шанса второй раз не будет.

Жутко тяжело бросить всё - а это именно так и есть - и на три месяца, без планов на дальнейшую жизнь, без понятия, куда и зачем, просто уехать. Со стороны многим кажется, что тебе это так легко далось, но только ты знаешь, как ломала руки и кусала губы ночью, параноила, не могла уснуть, понимала, как тяжело будет, когда всё закончится и ты вернёшься, больше всего переживала за людей, которые останутся без тебя. А над всем этим домокловым мечом висело «Второго шанса не будет».

Зачем мы вообще живём? Чтобы потоптать землю и умереть, как все. Или не как все - это не имеет значения. Для меня этот отъезд и всё то, что случилось по возвращении, было сравнимо с государственным переворотом. Люди уходят в годовые экспедиции, улетают в космос, уезжают жить в другую страну… Я уехала на Камчатку на три месяца, а такое впечатление, что совершила немыслимое, невообразимое, что-то такое, чего никто, кроме меня, никогда бы не смог совершить. Было и восхищение, и осуждение, и удивление, но мне так и осталось неясным: о чём вы все? Да, я уехала не в Тайланд, не с готовым туром и без банковской карты - ну и что? Мы в нашей Москве так привыкли сидеть на попе ровно, цепляться за all inclusive, работу, ипотеку и 28 дней отпуска в году, что нарушение этой схемы приводит к сбоям в матрице. А ведь человек так и должен делать: постигать, изучать, рисковать, нарушать, быть любопытным. В общем, я ответила согласием, и мне на следующий же день купили билет на самолёт Москва-Петропавловск-Камчатский-Москва на 26 июня и 28 сентября 2016 года соответственно.



Володя потом рассказывал, почему со мной всё получилось так быстро. Для проекта из сотен желающих были выбраны всего три парня и две девушки. Меня в их числе не было. В последний момент одна из девушек отказалась от поездки, так как обнаружила, что беременна. Времени оставалось мало, надо было найти человека на замену, и тут подвернулась моя анкета. После этого не верить в провидение? :)

Сейчас так смешно вспоминать, что мне самой эта поездка казалась рискованной и страшной, туманной и абсолютно дикой - как я люблю. Я даже не удосужилась досконально выяснить всё об организации, которая меня отправляла, и о месте, где предстояло работать. Честно говоря, мне было всё равно. Если бы я знала много, ушёл бы эффект спонтанности, а мне он был нужен, как воздух. У меня были билеты на самолёт, и, если бы всё оказалось туфтой, я бы нашла, чем занять себя на три месяца на краю земли. Да, безответственно, да, странно, но именно этих ощущений мне не хватало в размеренной и скучной повседневности. Зато однажды принятое подобное решение и всё, что за ним следует, в корне меняет твоё представление о самой себе и людях, которые остались дома. Это уже интимное, глубокое и не каждому понятное. Да и не надо человеку, чтобы все его понимали.



Ещё один, последний важный момент: правильно выбрать организацию. В моём случае - очередная случайность. На Камчатке сразу несколько заповедников набирают волонтёров. Быстринский с точки зрения интереса для горнотуриста и альпиниста - самый скучный, а Кроноцкий - самый крутой. Долина гейзеров и всё такое. Но! Мне встретились десятки людей, которые были вызваны в Кроноцкий, сами оплатили авиабилеты и оказались невостребованными. То есть им попросту говорили, что вариантов заброски сейчас нет, а заброска туда вертолётная. Люди оставались у разбитого корыта и искали приключений на свою задницу самостоятельно. На Курильском озере к волонтёрам более лояльны, но они тоже сами всё оплачивают, чтобы месяц пожить на кордоне за электроограждением от медведей. На Командоры не берут девушек, кроме поварих разве что. И только Быстринский предлагал всё и сразу, а потом ещё помог добраться до Толбачика и живой лавы.

Я верила и не верила в сказку, боялась, что всё сорвётся в последний момент. Но я села в самолёт, как следует прорыдалась, наглоталась успокоительных таблеток и закрыла глаза. Следующее, что я помню, это фраза стюарда: «Мы совершили посадку в аэропорту Петропавловска-Камчатского. Температура воздуха +14 градусов, дождь».

по миру, чукча-писатель, Камчатка, fot&co

Previous post Next post
Up