За последние 3-4 месяца стали широко обсуждаться несколько тем, несколько проектов, реализация которых невозможна без формальных процедур, в частности без организации и проведения публичных слушаний. А темы и проекты эти вызывают более чем широкий общественный интерес. Речь идет, прежде всего, о возможной перспективе строительства культового сооружения на одной из центральных площадей Екатеринбурга. Кроме этого Губернатор Свердловской области дал старт компании по реализации проекта «Большой Екатеринбург», предполагающей создание нового муниципального образования, путем объединения Екатеринбурга, Верхней Пышмы, Арамиля, Среднеуральска и Березовского. Действующее законодательство обязывает при проведении подобных преобразований учитывать мнение населения. Ну, и тема гипотетически возможного изменения Устава Екатеринбурга, отказа от прямых выборов Главы и реализации т.н. «дву-головой» схемы управления. По этой схеме Глава Екатеринбурга будет избираться из числа депутатов городской Думы (он же будет являться Председателем Думы), а администрацию будет возглавлять нанятый по контракту на конкурсной основе руководитель администрации (сити - менеджер в просторечье).
Темы и проекты эти вызывают большой общественный интерес и в значительной степени конфликтны. В том смысле, что по каждому из вопросов формируются (уже сформированы) активные многочисленные группы с взаимоисключающими точками зрения.
В каждом из перечисленных случаев организация и проведение публичных слушаний является обязательным условием, но темы вызывают настолько широкий интерес, что существует реальный риск того, что публичные слушания могут быть сорваны, либо их проведение будет оспорено в судебном порядке. В любом случае, без процедуры проведения слушаний невозможно будет ни изменить Устав, не провести процедуру объединения городов, ни принять решения относительно возможного строительства культового сооружения.
В Екатеринбурге действует очень приличное, с юридической точки зрения, и точно, что более демократичное, чем в других городах (особенно показательно сравнение с Пермским положением, где нет никакого голосования по итогам слушаний, а решение, рекомендации слушаний вырабатывает оргкомитет по их проведению). Но, фактически, слушания - это возможность заинтересованным жителям собраться вместе в одном помещении и в выступлениях, голосованием выразить свое отношение к обсуждаемому вопросу. Городское положение о слушаниях работает, слушаний проводятся десятки, принимает в них участие сотни людей (если не ошибаюсь самыми массовыми были слушания в которых приняло участие более 800 человек). Но, я предполагаю, что число желающих принять участие в слушаниях по отмене прямых выборов Главы, объединению городов будет исчисляться уже тысячами. Две, три, четыре тысячи участников с активной позицией, с желанием высказаться. Физически подобное невозможно (просто, нет помещений, где бы можно было провести подобные слушания), юридически сомнительно и оспариваемо.
Предложения по проведению референдума в данном случае мне не кажутся решением проблемы. Напомню, что для того. Чтобы референдум состоялся, необходимо чтобы в нем приняло участие более 50 процентов избирателей, что возможно только при совмещении референдума с голосованием по выборам Президента страны или Государственной Думы.
Поэтому мне интересно, как отнесутся к идее Особого порядка проведения слушаний пользователи интернета. Название Особый порядок… мне очень не нравится (как у человека с историческим образованием сразу вспоминается особое совещание), но ничего другого в голову не приходит. Я попытаюсь не в юридических формулировках описать предлагаемую процедуру Особого порядка и готов (если суть будет принята) подготовить поправки к действующему положению о слушаниях.
Прежде всего, каким документом регламентируется особый порядок? Предлагаю внести дополнительные статьи в действующее положение о порядке организации и проведения слушаний. Соответственно, принять их на заседании Думы.
Кто определяет, что слушания проводятся по Особому порядку. Публичные слушания по подобному порядку проводятся, если за это высказались: 1) Екатеринбургская городская Дума; Глава Екатеринбурга; 3) Городская общественная палата. Три субъекта сказали «да» - слушания по конкретному проекту проводятся по особому порядку. Кто-то из трех не согласен - слушания проводятся в обычном порядке.
Каков механизм обсуждения? В установленные сроки (в течение недели) в установленном месте желающие высказаться по обсуждаемому проекту представляют свои предложения. По тому, на каких носителях представлять, не совсем понятно, но, очевидно, что электронные и печатные носители принимаются однозначно.
Далее все предложения, мнения размещаются на отдельной странице в сети интернет (Дается неделя для ознакомления с предложениями).
Далее идет собственно процедура голосования. В определенном организаторами месте, по предъявлении документа подтверждающего возраст, городскую прописку, желающие голосуют . Если для подобного голосования необходима неделя, значит, неделя. Если становится очевидным, что недели недостаточно, то организаторы слушаний продляют время их проведения. Очевидны минус такой процедуры - возможность голосовать только «за» или «против» проекта, нет возможности вносить и голосовать за поправки-дополнения. С другой стороны, такая процедура это фактически референдум с открытым голосованием и без какого-либо порога явки. Существенно возрастает роль организационного комитета по проведению публичных слушаний, может быть, возможно, привлечение на каких- то этапах городской избирательной комиссии. Тем более, что комиссия работает на постоянной профессиональной основе.
Подобная процедура, как мне кажется, дает возможность принять участие в слушаниях уже нескольким тысячам человек при соблюдении корректности всех юридических процедур. Хотелось бы получить реакцию на предложение жителей города, специалистов. Конечно, я попрошу дать оценку предложениям специалистам, юристам, в том числе из других городов. С реакцией их обязательно познакомлю. Если увижу, что идея получила поддержку, то постараюсь довести принятия соответствующих поправок и проведения слушаний по данной схеме.