(Американские) женщины-президенты в кино и телевизоре. Часть 2: нормализация имиджа

Dec 11, 2016 12:01

(Продожение. Начало здесь: (Американские) женщины-президенты в кино и телевизоре. Часть 1: первые пробы)

Серьёзное или по крайней мере обыденно-спокойное (matter-of-factly) отношение к фигуре женщины на вершине политической власти появилось у американских деятелей кинематографа только в самое последнее время, уже в 21-м веке. И это несмотря на то, что реальность давала основания сделать это гораздо раньше, судя по хотя бы двум нижеследующим спискам: Список избранных или назначенных женщин-глав правительств и Список избранных или назначенных женщин-глав государств. Правда, США в этих списках и впрямь пока что нету, хотя совсем недавно такой шанс у нас был.

*** (1) ***
Прорыв произошёл в 2005 году, когда на американские телеэкраны вышел сериал Commander in Chief, дословно «Верховный главнокомандующий» (судя по статье в вики, русскоязычным зрителям его показали под названием «Женщина-президент»). Главную роль- президента Маккензи (для близких Мак) Аллен - сыгала в нём Джина Дэвис.



Знаменательно, что его создатели пригласили Полли Берген (актрису, игравшую президента Лесли МакКлауд в «Поцелуях моему президенту» - см. первую часть) на роль матери главной героини - символический жест, заслуживающий, на мой взгляд, большего внимания, чем он в реальности получил.



Так же, как в «Поцелуях», главная героиня сравнительно молода, но в отличие от комедии 50-х годов, вполне удовлетворяет возрастному цензу - ей немного за сорок. У неё тоже есть семья - супруг-ровесник (актёр, играющий мужа, даже моложе Джины Дэвис на год) и двое детей. Правда, на должность президента её не избирали, а она заняла её в соответствии с 25-й поправкой к Конституции. Началось всё с того, что президент-республиканец пригласил её, беспартийную экс-конгрессвумен из Коннектикута, а ныне главу почтенного университета в Вирджинии, в вице-президенты, в расчёте, что она принесет ему голоса женщин. Расчёт удался, они победили на пару, но тут с президентом случилась аневризма, и он умер.

Поначалу героиня Джины Дэвис, памятуя о своей сбоку-припёчности, то бишь беспартийности, собирается уйти в отставку, как от неё и ожидают многие респы, дабы освободить место для следующего кандидата в очереди на пост главы государства - спикера палаты представителей, однопартийца и близкого соратника почившего президента. Но тот весьма не вовремя демонстрирует свою мизогинию и замшелость, в результате чего Маккензи Аллен осознаёт, что есть вещи поважнее, чем репутация хорошей девочки, и решает рулить самой.



«Женщина-президент» - политическая фантазия романтического толка с благородной и идеалистической главной героиней. Первый же кризис, который она берется решать - опять-таки вопреки настоятельным советам членов её кабинета - спасение нигерийской женщины, приговорённой с забиванию камнями за рождение ребёнка вне брака.

Линия «первого джентльмена» в сериале тоже присутствует, включая и элемент соблазнения работой вне белого дома со всеми вытекающими драматическими последствиями. Два момента, связанных с мужем, особенно любопытны. Первый - это то, что он возглавлял штаб предвыборной кампании своей супруги. Помогал ковать её победу, так сказать. Неплохая иллюстрация к фразе-перевёртышу: «за спиной каждой великой женщины стоит великий мужчина-помощник». На картинке ниже он ей Библию держит, на которой она президентскую клятву приносит.



Второй момент более сложный. В самом начале сериала первый джентльмен выражает желание стать главой администрации жены-президента, но получает отказ по политическим мотивам. Проглотив обиду, он выдвигает заявку на какую-нибудь другую, главное, чтобы боль-мень официальную работу в её кабинете. И тут его социальный секретарь напоминает ему, что у миссис Клинтон тоже был собственный кабинет в Западном крыле (там, где расположены все правительственные кабинеты Белого дома, включая президентский), в её бытность первой леди, но это плохо кончилось. Краткое пояснение для тех, кто не в теме: Хиллари Клинтон разработала тогда реформу здравоохранения, которую зарубили в Конгрессе. А главное, публику (не всю, конечно, но очень многих) просто бесило, что она не шуршала тихонько на женской половине, меняя обои и сервизы, а нагло лезла в мужние дела.



Разумеется, призрак Клинтонши маячил над «Женщиной-президентом», и создатели сериала старались всячески его замылить (чтобы не дразнить гусей). Потому и президент, у которого главная героиня поначалу работала замом, был республиканцем, и детали её биографии совсем не похожи на куррикулум Хиллари Родэм Клинтон, а на прямой вопрос журналистов, образ какой женщины-лидера был использован в качестве модели, режиссёр и сценарист Род Лури (Rod Lurie) весьма дипломатически ответил, что ею была Сьюзен Лайн (Susan Lyne) - президент телекомпании, выпустившей «Женщину-президента» (во времена оны, сейчас она другими делами занимается), добавив, что главный посыл сериала не «Вперёд, Хиллари!», а «Вперёд, Женщина!» (Это моя попытка перевести в русскоязычный культурный контекст фразу «This is not a You-Go-Hillary show, this is a You-Go-Girl show»), и если у него и была социальная цель, то ею можно назвать энтузиазм по поводу идеи женщины-президента, беспарийность которой - ключевая деталь. Несмотря на достаточно высокий рейтинг, позитивные отзывы критиков и зрителей, премии и номинации, «Женщину-президента» закрыли после полутора сезонов (18 серий).



*** (2) ***
«Ответом Чемберлену» на идеалистическое представление женщины-президента стал сериал Побег, вышедший примерно в то же время, что и «Главнокомандующий», но продержавшийся дольше - четыре сезона, плюс пару отдельно стоящих серий, а сейчас ещё готовится продолжение. Один из его второстепенных персонажей - вице-президент США Кэролин Рейнолдс, занявшая высший госпост после смерти президента, замом которого она была - на первый взгляд, так же, как и Маккензи Аллен. Злодейка Рейнольдс однако, в отличие от полу-святой Аллен, собственноручно организует смерть своего шефа. Впрочем, она довольно скоро уходит в отставку, оказавшись под угрозой разоблачения. Занятно, что упоминается она, как некая загадочная и зловещая фигура, начиная уже со второй серии, но появляется на экране только в восьмой.



А главное, сам сериал, как говорится, совершенно о другом. Главная его сюжетная идея: человек намеренно совершает преступление с целью попасть в тюрьму, где томится дорогой ему узник, чтобы организовать их совместный побег. Линия женщины вице-, а потом и собственно президента в нём настолько необязательна, что непонятно, зачем вообще вводилась. Формально она нужна, потому что сиделец, которого собрался спасать столь вычурным способом главный герой, был обвинён в убийстве её брата. Я не знаю, хотели ли авторы сериала сознательно противопоставить свою, сугубо отрицательную Кэролин Рейнольдс, чересчур положительной Маккензи Аллен, и вообще говоря, это не так уж важно. Важно, что образ женщины на вершине политического олимпа представлен в нём, как данность, и это само по себе уже неплохо.



«Побег» ещё примечателен тем, что в России сделали его римейк, в котором, понятное дело, нету ни вице-президента, ни намёка на то, что женщина может быть президентом хотя бы в принципе.

*** (3) ***
В очередной раз женщину-президента показали в сериале «24». Это как бы незатейливое название (всего две цифры) отражает довольно занятную идею: действие каждого сезона разворачивается в течение суток, по часу на серию. Сериал «24» вышел раньше, чем оба упомянутых выше, и оказался наиболее долгоиграющим - восемь сезонов, с 2001 по 2010 год плюс укороченный девятый сезон, вышедший в 2014 году, плюс промежуточный телефильм «24:Искупление» (его ещё переводят «24: Освобождение»), снятый в 2008 году, чтобы заполнить долгую межсезонную паузу, случившуюся из-за забастовки сценаристов, плюс запланированный на будущий год спин-офф.



Мир, представленный в сериале, довольно мрачный и опасный: сплошные заговоры, покушения и теракты, с которыми должен справляться главный герой (агент вымышленной спецслужбы по борьбе с терроризмом) традиционного мачо-суперменского толка. Инаугурация женщины-президента по имени Эллисон Тэйлор происходит в последний час «промежуточного» фильма 2008 года. Ей удалось пробыть в президентском статусе в течение ещё двух сезонов, седьмом и восьмом, что для этого сериала довольно большое дело, поскольку президенты в нём менялись, как перчатки. Всего их шесть половина из которых - принципиальные служители добра, а половина -коррупционеры и предатели. Образ президента Тэйлор более сложный, чем абсолютно положительная Аллен и абсолютно отрицательная Рейнольдс. Она сильна, благородна и готова идти на личные жертвы ради всеобщего блага. Но и ей в конце концов не удается справиться с противоречиями между высокими идеалами и реальными методами их достижений, и, осознав свои ошибки, она слагает с себя президентские полномочия.



Актриса Черри Джонс получила за эту роль премию Эмми после седьмого сезона, хотя по мнению некоторых критиков, её роль в восьмом сезоне получилась особенно трагической и глубокой.



На неизбежный вопрос, списана ли её героиня с Хиллари Клинтон, актриса ответила, что создавала его на основе четырёх исторических личностей, две из которых - главы государств (Линдон Джонсон и Голда Меир), одна - весьма нестандартная первая леди (Элеонор Рузвельт), плюс почему-то музыкант-исполнитель Джон Уэйн.



Интересно, что сериалу «24» полувшутку-полувсерьёз приписывают весомый вклад в «приучении» американской публики к фигуре чернокожего президента, поскольку именно таковым был президент Дэвид Палмер времён первого и второго сезонов. Спустя восемь лет после явления его на телеэкранах американцы выбрали Барака Обаму. Обидно, что этот трюк не сработал Хиллари Клинтон.



*** (4) ***
Следующую по времени телевизионную женщину-президента по имени Кэтлин Спенсер американские телезрители увидели в шпионском боевике «Никита».



Сам сериал шёл с 2010 по 2013 год, но Спенсер появилась в нём только во втором сезоне - в обличье вице-президента. В третьем сезоне её проапгрейдили до президента - обычным способом: убрав шефа, а в четвёртом и саму её убили (или нет - смотрите и проверяйте, если хотите).



*** (5) ***
«Никиту» ещё не закрыли, когда вышло очередное фирменное изделие властительницы (теле)королевства собственного имени, легендарной Шонды Раймс - сериал «Скандал». Он стартовал в 2012 году, и фурычит по сей день, что и понятно, поскольку от него не могут оторваться даже самые безжалостные критики.



«Скандал» - один из удачнейших примеров жанра телевизионной политической драмы - с преувеличениями и фантазиями в стиле теорий заговора, как сейчас водится. Его главная героиня - прекрасная супервумен Оливия Поуп -основательница, единоначальница и главная движущая сила агенства по разрешению личных проблем и кризисов её зажиточных клиентов. Самое интересное, что образ Оливии не полностью высосан из пальца, а вольно основан на жизни и карьере реального человека - Джуди Смит, возглавлявшей пресс-центр у президента Буша-старшего. Она же, к слову, приложила руку к созданию сериала. Двойная картинка внизу иллюстрирует ситуацию: в левой части диптиха слева - актриса Керри Вашингтон в роли Оливии Поуп, а справа - её прототип Джуди Смит; правая часть - показывает Джуди Смит на работе - она шагает рядом с Бушем старшим:



Оливия Поуп настолько крута, что «Скандал» вполне мог бы обойтись и без женщины-президента. Но не обошёлся. Ею на короткое время стала коварная и циничная Салли Лэнгстон - примерно тем же способом, что и Маккензи Аллен. Первым делом её позвали в вице-президенты к Фицджеральду Гранту - тоже для привлечения определённой демографической группы, на этот раз, правда, не женщин, как в Commander-in-Chief, а супер-консервативных республиканцев обоих полов. Затем президент Грант вышел из игры - но не из-за смертельной болезни, а в результате покушения, и Салли Лэнгстон правила, пока тот был недееспособен. Когда же живучий Грант вернулся к своим обязанностям, оказалось, что Лэнгстон вошла во вкус и вскоре стала соперницей своего экс-шефа в борьбе за партийную номинацию после окончания первого президентского срока. И ещё неизвестно, кто бы победил, если бы на защиту Гранта не встала всесильная Оливия Поуп.



Впрочем, «Скандал» сейчас в самом разгаре, и в его последнем на сегодняшний день сезоне (пятом) были показаны уже не одна, а две серьёзные кандидатки на высший пост страны, включая бывшую первую леди, Милли Грант, и вторую вице-президентку, Сюзен Росс. Вот так выглядели кандидатские теле-дебаты республиканской партии 2016 года в «Скандале» - как по мне, так гораздо приятнее, чем то, что было в реале.



*** (6) ***
Говорят, что быстро промелькнувший (всего один сезон в 2014 году) сериал «Положение дел» был задуман, как вызов «Скандалу». Эти слухи основаны на двух фактах: во-первых, его продюсером и главной героиней стала актриса Кэтрин Хайгл, снимавшаяся у Шонды Раймс в мыльной опере «Gray’s Anatomy», и довольно громко ушедшая оттуда, а во-вторых, в отличие от «Скандала», где женщины (пока что) обладают главным образом закулисной и «вспомогательной» властью, у обеих ключевых героинь в «Положении дел» власть реальная и явная: Хайгл играет Чарльстон (Чарли) Такер - агентку ЦРУ, в чьи функции входит ежедневный доклад президенту о «положении дел», а президентом является Констанс Пэйтон, чернокожая женщина, военнослужащая в отставке, ветеран Войны в Персидском заливе. Кроме профессиональной, у этих двух женщин есть еще личная связь: Чарли была помолвлена с сыном Пэйтон, а теперь разыскивает его убийц.



Как бы то ни было, а «Положение дел» и впрямь напоминает смесь из «Скандала» со шпионским триллером Родина, главная героиня которого - тоже цэрэушница, в одиночку разоблачающая и обезвреживающая террористов и предателей. Жаль, что смесь эта получилась не совсем удачной. Единственное светлое пятно в нём - как раз президент Пэйтон. Ей очень идёт английское определение formidable, у которого нету одного адекватного русского аналога, и который можно перевести с помощью набора таких довольно-таки разных качеств, как «внушительная», «потрясающая», «устрашающая» и даже «шикарная». Ну, вот такая она и есть.



*** (7-8) ***
И наконец, Veep. Русская википедия перевела без затей: Вице-президент, и, честно говоря, я тоже не знаю, как передать лёгкий слэнговый оттенок термина, выбранного в качестве названия. Может, тоже без затей: «Вип»?



Это без сомнения, самый успешный сериал из всех тут перечисленных, как с точки зрения оценок и внимания публики, так и похвал критиков и профессиональных наград. В частности, знаменитый кино-оценочный сайт «Гнилые помидоры» удостоил третий и четвёрый сезоны сериала наивысшего балла: сто процентов «свежих помидоров», т.е. все, без исключения, отзывы сугубо позитивные. Общая оценка всех сезонов вместе - 90% «позитива» от профессиональных критиков и 92% - от широкой публики (вторая цифра имеет тенденцию флуктуировать).

Актриса Джулия Луи-Дрейфус, играющая этого самого «Випа», и ставшая президентом (в конце третьего сезона) в результате знакомого приёма (когда её босс ушёл в отставку), получила за эту роль пять «Эмми» подряд. Её героиня Селина Майерс, с одной стороны, некомпетентная и вульгарная особа, рвущаяся к власти, что называется, любой ценой. С другой стороны, она уязвима и человечна, так что её понимаешь и ей сочувствуешь, тем более, что вожделенная власть постоянно от неё ускользает, и все попытки Селины сделать Америку великой опять оставить особенный след в истории, с грохотом проваливаются.



По жанру «Вип» - политическая сатира, но время от времени сериал достигает высот настоящей драмы. Не раз бывало, что мне приходилось делать паузу и отвлекаться на «реал», чтобы не переживать слишком сильно за главную героиню. Переживания эти начались с пилотной серии, когда Селина собиралась толкать речь по поводу своей экологической инициативы, но в последний момент выяснилось, что мощное «пластиковое лобби» поставило ей ультиматум: или экология, или наши денежки и поддержка.

Похожая, но ещё более драматическая ситуация разыгралась во время инаугурационной речи новоиспечённого президента Селины Майерс перед Конгрессом, когда у неё сначала исчез телесуфлёр, а когда вернулся, оказалось, что содержание тщательно подготовленной речи изменилось на сто восемьдесят градусов - результат очередной уступки очередному лобби. А эпизод с мужем премьер-министра Финляндии, с которым она улизнула с официального приёма перекурить, а он, козёл эдакий, нагло схватил её за грудь! А трагикомическая ситуация с попыткой Селины включить бесплатные садики в предвыборную кампанию, зарубленная на корню её советниками, резонно указавшими, что дети не голосуют, а голосуют пенсионеры, которым садики не только не нужны, но и опасны, поскольку оттягивают бюджетные денежки с их пенсий! Ну, и так далее, и тому подобное.



Самое интересное однако, что Селина Майерс - не единственная женщина-президент в «Випе». В самом конце пятого (последнего на сегодняшний день) сезона выясняется, что первой избранной (а не заменившей выбывшего шефа) женщиной президентом становится Лора Монтез (Laura Montez), сенатор из штата Нью-Мексико.



Правда, выбрали её тоже довольно левым путём, в Конгрессе, и не исключено, что Селина ещё поборется за президентское кресло. Ну, а пока полюбуемся ещё раз на ликующую мадам президента Лору Монтез.



*** (9) ***
И конечно же, женщины-президенты продолжают появляться в теле- и кино-фантастике. Не уверена, что учла их всех (мультяшных точно нет), а первой - в целях преемственности - назову вице-президента Натали Маккаби из скоротечного сериала 2015 года Агент Икс в исполнении неувядаемой Шерон Стоун. Так же, как многим другим вице-президентам из данного обзора, ей пришлось временно заменить президента.



Но честно говоря, её вице-президентские обязанности в интерпретации создателей сериала выглядят гораздо интересней: она командует супер-секретным и супер-мощным агентом, гораздо более секретным и мощым, чем ЦРУ или ФБР, вместе взятые.



*** (10) ***
Вторая - из нового (лето 2016 года) сиквела «День независимости: Возрождение».



Сильный и решительный 45-й президент США Элизабет Лэнфорд (актриса Сила Уард ) не сдаётся даже того, как вся её семья - вместе с кучей остального народу - погибла от инопланетных захватчиков.



*** (11) ***
Третья - в (относительно фантастическом) триллере, стартовавшем в 2015 году, Куантико - про прекрасную (звезда Болливуда как-никак), умную и смелую эфбээровку Алекс Пэрриш, которую путём наветов и клеветы сделали главной подозреваемой в теракте, и которая в конце концов поборола всех врагов, предотвратила очередной теракт и ушла из ФБР в ЦРУ.



Одна из второстепенных фигур в этом сериале - мать одного из первостепенных героев Клэр Хаас. Сама по себе она тоже героиня будь здоров: сначала успешная агентка ФБР, потом сенатор, и в конце первого сезона - кандидат в вице-президенты. Во втором сезоне с помощью дежурного приёма (избранный президент куда-то девается, и на его место становится зам) она становится президентом США.



*** (12) ***
Ну, а самая свежая на сегодняшний день Мадам Президент появилась на американских телеэкранах в октябре 2016 года во втором сезоне сериала Супергёрл. На картинке внизу она в белом плаще с кровавым подбоем.



Президента зовут Оливия Марсдин, играет её Линда Картер, и это не просто так, выбрали какую-то актрису, а определённо символическая деталь, поскольку Линда в молодости прославилась ролью Wonder Woman («Чудо-Женщина») в одноименном сериале. С нынешней героиней Линды Картер пока что не очень понятно, землянин она, или пришелец, но судя по всему, человек хороший, и Супергёрл, которая сама тоже прилетела на землю с Криптона, ей доверяет:



В отличие от Черри Джонс, которая всячески открещивалась от Хиллари Клинтон, Линда Картер назвала её своей вдохновляющей моделью. Они лично знакомы с 1983 года. В частности, Картер отмечает такие важные для президента черты, присущие Клинтонше, как достойное поведение в трудных обстоятельствах, умение слушать других, человеческую теплоту и страстную увлечённость.

По-хорошему, напоследок надо было бы запостить фотку Хиллари Клинтон в роли реального президента США, но не сложилось, увы. Вместо этого покажу фотку двух телевизионных супер-героинь - современную Спергёрл и Чудо-Женщину 70-х - чисто для визуального сравнения. По-моему, прогресс есть, хотя бы даже в одежде. И то хорошо.



Касаемо же экранных женщин-президентов, то поверхностный анализ приведенных в двух постах списков показывает несколько очевидных тенденций.

Во-первых, похоже, что их создатели в большинстве своём не верят, что американские избиратели готовы избрать мадам президента, и считают, что самый верный путь для женщины на вершину политического олимпа - не через прямые выборы, а в качестве пристяжной в тандеме с президентом-мужчиной, который может по какой-то причине освободить им место.

Во-вторых, они более склонны рассказывать совсем «про другое», и внедрять в эти истории женщин-президентов, как второстепенные фигуры, нежели делать их главными героинями и рефлексировать по поводу их политической и личной жизни.

В-третьих, по поводу этой самой личной жизни. При показе мужчин, хоть президентов, хоть нет, главный упор делается на их профессиональных приключениях, а их личная и семейная жизнь подаётся в качестве гарнира для пущего очеловечивания образа героя. С женщинами же, как правило, всё наоборот: первым делом она женщина - мать, жена, любовница и т.д. - и только потом уже профессионал. Лично я считаю, что лучшим вариантом было бы обединение обоих подходов и утверждение профессинально-личного баланса в качестве стандарта для показа как женщин, так и мужчин, причём, в любой области действий.

Ну, и в-четвёртых, самое главное. Время для экранных женщин-президентов безусловно настало. Если раньше между их явлениями публике проходили десятилетия, а потом годы, то сейчас они пошли пачками, по нескольку штук за сезон. Может, конечно, это сгущение временное, связанное с последними выборами в реальных США, и учитывая, чем они закончились, может быть мода на них пройдёт. Не хотелось бы. Ведь, как метко заметила Джина Дэвис в недавней статье на тему, "If they can see it, they can be it". Там она ещё пересказывает анекдот из жизни, который ей рассказала экс-президент Исландии Вигдис Финнбогадоуттир, правившая 16 лет, с 1980 по 1996 годы. Она говорит, что получала письма от исландских мальчиков с вопросом, а могут ли мужчины работать президентами в это благословенной стране (сейчас уже не спрашивают).

женщины в политике, поп-культура, ТВ, история, женщины-лидеры, политика, Америка

Previous post Next post
Up