Сильвия Кристель про Эммануэль

Oct 19, 2012 16:46

Нынешняя стадия развития феминизма, которую иногда называют Girls Power, довольно ясно демонстрирует пока что только одно: секс и впрямь может быть оружием в руках женщин, но оружие это опасное и обоюдоострое.

И вот вам пожалуйста -- очередной печальный повод вспомнить, как начиналась эта стадия. Умерла Эммануэль. Точнее, умерла 60-летняя актриса Сильвия Кристель, в свои 22 сыгравшая Эммануэль в одноимённом мягко-порнографическом фильме, ставшим культовым и породившим кучу сиквелов и двойников.



Далее идут цитаты из нескольких интервью и автобиографической книжки Сильвии Кристель Undressing Emmanuelle*, вышедшей в 2007 году.

За исключением нескольких феминисток, все относились ко мне как к королеве, и я убеждала себя, что сага про Эммануэль служит делу освобождения женщин.

***
В Париже фильм стал очередной достопримечательностью. Японских туристов грузили в автобусы и везли к Эйфелевой башне, Триумфальной арке и на фильм "Эммануэль"**. Французские феминистки возмущались тем, что Эммануэль -- женщина-объект, плод мужских фантазий. Японские феминистки восторгались Эммануэль, усматривая в ней мотив (женского) доминирования -- из-за одной постельной сцены с мужем, где она занимала позицию сверху. Говорят, во время этого эпизода женская часть публики в японских кинотеатрах вставала со своих мест и аплодировала.

***
Я рассчитывала, что эта роль будет моим трамплином, на деле же она меня скукожила -- моё тело стало более интересным, чем мои слова. [...] Я была одета, но люди предпочитали видеть меня голой. Я говорила, но им больше нравилась я молчащая или на худой конец в дубляже.

И что-то вроде итога из интервью 2009 года: Сага про Эммануэль обеспечила мне год спокойных занятий живописью. Думаю, что эта цель оправдала средства. Вот уж поистине so much for that.

Под катом кое-какая инфа для справки и мои личные впечатления по этому поводу. Фильм "Эммануэль" вышел на мировые экраны в 1974 году, а до советского зрителя дошёл в 80-х, благодаря перестройке и буму на полуподпольном рынке видеомагнитофонов и видеолент. Он стал первым эротическим фильмом, на который было прилично, не говоря уже, что приятно и полезно, ходить парами. Его даже пытались выдать за высокое искусство ("арт-фильм"), но по понятным причинам не удалось (сейчас особенно понятно, почему -- банальность и дикость разят). В нём было много всякого и всяких, но главной звездой стала конечно сама Эммануэль.

Критики и историки кино пишут-говорят о ней так:
- Сильвия Кристель была иконой, и никого не волновало, умеет она играть или нет.
- Эммануэль стала приемлемым лицом порноиндустрии 70-х.
- Сильвия Кристель стала извечным воплощением сексуального раскрепощения, а фильм "Эммануэль" -- первым эротическим фильмом, вышедшим на широкие экраны и изменившим общество.

Лично я посмотрела какую-то из первых "Эммануэлей" с большим интересом и даже удовольствием году в 87-м. Дело было в компании наших соседей, пригласивших нас (с предыдущим мужем) к себе на совместный просмотр (у них дома уже был видеомагнитофон, купленный в "Берёзке" после заграничной командировки -- ихний муж работал военным переводчиком). Новизна и поп-гламур подействовали на всех надлежащим образом -- возбудили эстетически и физиологически. Последующие серии уже не действовали и были просто скучны. Но говорят, кому-то они приносят пользу -- типа супружескую жизнь помогают наладить. По крайней мере, в это верила Кристель, а ей об этом вроде бы писали благодарные зрители. Ну, и ладушки.

Но вот, что меня удивило и возмутило ещё тогда и продолжает по сей день -- это следующая работа того же режиссёра, "История О". Вот уж гадость так гадость. Не самая наверное гадкая, просто страшно удивительно и поразительно, что многие считают её не только не гадостью, но и каким-то откровением по поводу женской сексуальности и прочей женский сучщности.

О чём вы, люди? О том, что у женщин, смотрящих на сцены изнасилования, мокреет в трусах? Так ещё бы не мокреть. Это результат эволюционного приспособления. Потому как ежели жить в среде, где изнасилование -- ежедневная реальная угроза (а она, увы, до сих пор таковой остаётся даже в чрезвычайно прогрессивных и цивилизованных странах, в которых иногда даже пишут, что победил феминизм, а мужчинам пришёл конец), то выживают и оставляют потомство только те особи, организм которых производит достаточно защитной смазки для таких оказий (если они не чрезмерно жестокие), а то и бывают способны "расслабиться и получить удовольствие".

Только не надо забывать, что этот защитный механизм относится к самой древней, самой глубинной, рептильной части нашего мозга. А то, что делает нас отличными от животных, что обеспечило нам настоящий эволюционный успех, включая тёплые дома с электричеством и интернетом, находится в коре. И для коры важно, чтобы нас любили ради нас самих, а не как любят пирожные -- сожрать, икнуть и забыть. Мозговой коре нужно, чтобы нас ценили и уважали, а не насиловали и унижали. И никакой томный и попсовый гламур не может эти простые и ясные вещи замылить. А если у кого-то временно замыливает, то дело швах, и я им искренне сочувствую.

Сильвия Кристель к "Истории О" никаким боком (интересно, почему? ведь этот же режиссёр снял её в своём третьем софт-порно, "Любовнике Леди Чаттерлей"), и то хорошо. Но и в "Эммануэли" хватает сцен насилия, обесценивания и унижений, выдаваемых за добровольные и обоюдоприятные утехи группового секса. В своей книжке Кристель описывает, как ей тяжело давались такие сцены. Очередная цитата: Сегодня меня будут насиловать. Я ненавижу эту сцену. Насилие, физическое принуждение вызывают во мне желание сбежать.. Ещё она говорит, что тогда же стала пить -- для куражу перед съёмками, а потом уже не могла остановиться. Впрочем, умерла она не от алкоголизма, а от рака (сначала горла, а потом лёгких), а заболела им скорей всего из-за курения.

---------------------
* Понятно, что такие книжки пишутся как правило не самими героинями-героями -- им помогают те, кто умеют писать профессионально. В данном случае и это не совсем так, потому что таким вот помощником-соавтором выступил ни много, ни мало, а тогдашний исполнительный директор французского отделения Крайслера (Jean Arcelin). Легенда такая, что родная бабушка не разрешила ему заниматься писательством всерьёз, но он всё равно пописывает в свободное от работы время.

** Во Франции фильм "Эммануэль" сначала был запрещён, но довольно скоро его стали показывать в нормальных кинотеатрах, а не в тёмных порно-закутках, где обычно крутят продукцию такого рода. В парижском кинотеатре "Champs Elysees" его демонстрировали в непрерывном режиме в течение 13 лет.

Источники:
NYTimes obituary: Sylvia Kristel, 60, Dies; Starred in ‘Emmanuelle’
Actress Sylvia Kristel carried Emmanuelle legacy to her grave.
The Telegraph: Sylvia Kristel interview
Book Review: Sylvia bares her soul
Кусочек видео-интерьвю с Кристель на ю-тьюбе: Sylvia Kristel Interview: On Emmanuelle (по-английски).

феминизм, секс, пару слов от себя, memoir, смерть, выдающиеся женщины

Previous post Next post
Up