Как оценивать статьи про "британских учёных"

Dec 24, 2011 15:36

Очень толковый и полезный разбор: как оценивать статьи о здоровье. Это настолько хорошо и важно, что я под катом для себя скопирую.

1. Одно исследование или несколько разных, давших похожие результаты?
Наука основана на сборе свидетельств, по­этому единичное исследование - это лишь один шаг вперед. Наиболее серьезные ре­комендации содержатся в обзорах, охваты­вающих несколько исследований, особенно в обзорах экспертов.

2. Подкреплены ли утверждения экспериментами?
Мы можем быть уверены в том, что определенные вещи вызывают рак, только если были выполнены надлежащим образом поставленные лабораторные экс­перименты, показывающие, как именно это происходит. Или же это должны быть рандомизированные испытания: скажем, влияние одного сэндвича с беконом в день на здоровье изучают путем случайного рас­пределения людей на группы, в одной из ко­торых едят бекон, а в другой не едят бекона, с последующим наблюдением за ними. Если испытания не рандомизированы, может об­наружиться различие в частоте возникнове­ния рака между группами, вызванное каким-нибудь посторонним фактором. Например, одна группа может быть старше другой. Есть статистические методы учета подобных эф­фектов, но они не всегда работают.

3. Сколько обследовано людей?
В исследовании должно быть до­статочно участников. И то гарантии выявления истины нет. Возможны самые различные систематические ошибки. Люди с опухолью мозга завышают объем исполь­зования ими мобильного телефона в про­шлом. Поэтому всегда надо задаваться вопросом: не может ли что-либо другое объяснить полученные результаты.

4. Каков источник сообщения? Можно ли верить написанному?
Пу­бликации в рецензируемых журналах надежнее, но даже и они небезупречны. Так, медицинский журнал The Lancet опублико­вал скомпрометированную позднее работу о связи вакцинирования с аутизмом.

5. Почему этот текст был опубликован?
Организации нуждаются в паблиси­ти, а редактор выбирает сенсацион­но звучащую тему. И даже если важность заметки не преувеличена, пресса склонна упрощать детали. Если заметка так громко звучит, задумайтесь, точны ли содержащи­еся в ней утверждения.

6. О чем мне не сказали?
Страшные истории рассказывают об уже случившихся несчастьях. Если все хорошо, газеты не будут об этом писать. Даже научные журналы склонны печатать будоражащие результаты и избегать работ, которые идут вразрез с общепринятыми «страшилками».

7. Применимо ли данное исследование ко мне?
Это может быть исследование первой ступени на крысах. Неясно, насколько оно применимо к людям. Если это исследование на людях, то похожи ли они на вас, например, по возрасту или условиям проживания? Мо­жет, речь о людях, подвергающихся сильным нетипичным воздействиям? Эти обстоятель­ства стоит принять во внимание.

8. Насколько высок указанный риск?
В заголовке может говориться об «увеличении риска», но следует иметь в виду, что даже удвоенная малая опасность остается небольшой. Гораздо проще судить о рисках, когда описаны последствия для 100 человек, похожих на вас.

9. Не перекрывают ли получаемые выгоды возможный риск?
Пример: 20%-ный рост риска рака кишечника от ежедневного поедания сэндвича с беко­ном увеличит совокупный риск с 5 к 100 до 6 к 100. Может, вы готовы рискнуть ради удовольствия? (Не подумайте, что мы ре­комендуем обедать сэндвичами с беконом!)

10. Можно ли узнать больше?
Из сообщения в прессе нельзя получить ответы на все вопросы. Но детали можно найти в Интернете. Доступ к сообщению в научном журнале недешев, но его аннотация бесплатно лежит на веб­сайтах вроде www.pubmed.gov, а полная версия обычно есть на сайте автора.

наука, френды, ссылки

Previous post Next post
Up