Ошибок мышления очень много. Автор одной книжки (
CRIS EVATT -- это автор, а вот книжка:
The Myth of Free Will, Revised & Expanded Edition -- "Миф о свободе воли") насчитала их пятьдесят штук, и вполне возможно, что какие-то пропустила.
Второй (после
предвзятости подтверждения) по распространенности и опасности (а может и первой -- уж больно тяжкими бывают последствия), я бы назвала
веру в справедливый мир (по-английски
The Just-World Bias).
Суть её достаточно точно выражается в названии - это тендеция верить, что мир устроен справедливо, а посему каждый получает то, что заслуживает. К слову, отсюда же растут ноги у идеи кармы.
Эта ошибка впаяна в наш защитный механизм. С её помощью мы справляемся с тревожностью (схема хоть и детская, но работающая: «нам нечего бояться, мы ж ничего плохого не сделали») и заглушаем совесть («да, им плохо живется, но они сами в этом виноваты, потому что ленивые, тупые, испорченные...» - список можно продолжать).
Социальный психолог Мелвин Лернер (Melvin Lerner) выявил и проверил эту гипотезу в серии экспериментов, проведенных ещё в 60-х годах прошлого века, и описал, что получилось, в частности, вот в этом талмуде:
Melvin J. Lerner, The Belief in a Just World: A Fundamental Delusion.
В одном из экспериментов испытуемые наделяли позитивными чертами тех, кто выиграл в лотерею. К слову, я это и на себе нередко испытываю, когда сообщаю, что выиграла лотерею на грин-карту. Многие люди просто не могут поверить в случайную удачу и выдвигают разные фантастические гипотезы, включая и мои заслуги, за которые «выбрали» именно меня (интересно, что даже если эти заслуги и впрямь существуют, то устроителям лотереи о них никак не могло быть известно - эти сведения не включались в пункты анекты, а подозревать их в том, что они нанимали частных детективов для их выявления, будет наверное занадто даже для тех, кто верит в справедливый мир :)).
В другом эсперименте Лернера участникам показывали видеозапись (фальшивую, с актёрами, но испытуемые об этом не знали) процесса обучения, при котором за ошибки людей довольно жестоко наказывали -- били током. Оказалось, что если у обучаемого таким способом человека не было возможности прервать урок и уйти, отношение к нему наблюдателей было гораздо хуже, чем когда такая возможность была и обучаемый ею воспользовался. Как написал сам Лернер: "один только вид невинного человека, страдающего без возможности награды или компенсации, мотивирует людей оценивать его ниже, дабы гармонизировать его характер и судьбу."
Опросы, проведённые исследователями по имени Зик Рабин и Летиция Энн Пеплау (Zick Rubin and Letitia Anne Peplau) , показали, что те люди, у которых вера в справедливый мир особенно сильна, бывают обычно более религиозными, авторитарными и консервативными. Они же склонны поклоняться политическим вождям и одобрять существующие социальные институции, а вот на дискриминируемых, бедных и обездоленных смотрят свысока. Ну, и понятно, не очень стремятся к изменению существующих порядков или облегчению участи социальных изгоев.
А ещё бывает, что из-за веры в справедливое мироустройство человек, испытавший удары судьбы, снимает с себя всякую ответственность, покорно принимает свою участь и ложится на дно.
Впрочем, вера в справедливость мира не всегда ведёт к плохим вещам. Наример, волонтёрство, альтруизм и даже героизм часто бывают построены на стремлении чуточку подправить несколько покосившееся, но в целом, вполне справедливое мироустройство. Тот же Мелвин Лернер писал, что «мы нашли убедительные доказательства того, что люди проявляют сильное желание устранить страдания невинных жертв».
Наука пока что не нашла удовлетворительного и всеобъемлющего объяснения феномену веры в справедливый мир. Возможно, таким образом проявляется запаянное в человеческую психику стремление гармонизировать нашу внтуреннюю этическую систему («что такое хорошо, и что такое плохо») с тем, как устроена реальность, в которой мы живём. И если наши внутренние (пред)убеждения слишком жёсткие, то ничего не остаётся, кроме как перестроить мир, если не в реальности, то хотя бы у себя в голове.
Особенно важно упомянуть веру в справедливый мир в связи с вечной и печальной темой: обвинением жертвы. И особенно - жертвы изнасилования. Ведь, как показывают не только научные эсперименты, но и житейский опыт, человеку, которого ограбил кто-то из знакомых, сочувствуют гораздо больше, чем человеку, которого изнасиловал кто-то из знакомых. Во втором случае первой реакцией у большинства будет подозрение, что «она сама этого хотела» или(и) «его подставили» -- нечасто встречающиеся подозрения по поводу жертвы ограбления.
Кроме веры с праведливый мир, в механизме обвинения жертвы проявляется ещё и наша нужда в ощущении неуязвимости и защищённости. Она побуждает нас верить в то, что насилуют только тех, кто этого заслуживает или(и) провоцирует. Такая вера позволяет нам ощущать себя в большей безопасности, дает иллюзию контроля: «если я не буду себя вести, как те, кого изнасиловали, все со мной будет в порядке».
Надо заметить, что вера в справедливый мир может служить мотивом для занятий юриспруденцией. И если в процессе учёбы человеку не покажут опасности такой веры, то идея обвинения жертвы может просочиться в юридическую теорию и практику. В результате появляются учебники (!), в которых на полном серьёзе рассусоливается о так называемой «виктимности» -- повышенной склонности некоторых людей становиться жертвами преступлений. Как говорится, с больной головы на здоровую. Вместо того, чтобы, как остальной западный мир, изучать
виктимологию, целью которой является защита жертвы, горе-юристы фокусируют внимание на тех её чертах, с помощью которых она якобы сама вызвала огонь на себя. И не только учебники. Очень характерно, что в англоязычной (и некоторых других языках) википедии есть статья:
Victim blaming -- «Обвинение жертвы», а в русской её нет (или я просто её не нашла), зато именно в русской и украинской (и только в них, это наше, отечественное, советско-постсоветское ноу-хау) есть статья «Виктимность» (ссылку на этот стыд и позор давать не буду).
Примеры проявления веры в справедливый мир приведены в древнейших человеческих документах, в частности, в Библии, где несть числа описаниям ужасных кар, насылаемых Богом на согрешившие народы, города и отдельных личностей. Интересно, что уже там и тогда люди ставили эту веру под вопрос (знаменитая Книга Иова).
В 20-м веке, ещё до введения в обиход термина "обвинение жертвы", анализом этого явления занимался Теодор Адорно с коллегами (после Второй мировой войны). В формулировке "презрение ко всему дискриминируемому и слабому" оно вошло как пункт в знаменитую "Ф-шкалу"(F-scale; "Ф" здесь от слова "фашист"), описанную в книге "Авторитарная личность".
А бытовая классика жанра - уже упомянутая фраза "она сама этого хотела", "напросилась", "нарывалась" и т.д. и т.п. Что характерно, и по-английски практически точно так же: she was asking for it.
И напоследок цитата из хорошей новой статьи (точнее, отзыва на плохую старую статью), где приводится описание ещё одного эксперимента по выявлению веры в справедливый мир и обвинению жертвы. Вот этой:
Замолвить слово за бедных... насильников? В классическом эксперименте Линды Карли двум группам людей давали прочитать один и тот же рассказ, но с разными концовками. В рассказе женщина и ее начальник-мужчина вместе обедали, а потом шли к нему домой и выпивали по бокалу вина. В одной концовке босс после этого предлагал женщине руку и сердце. В другой - насиловал ее. Те, кто читал первую концовку, с замужеством, хвалили и женщину, и босса за безупречное поведение. А читатели второго варианта говорили, что женщина была сама виновата в изнасиловании. Но история-то была одна и та же. Просто когда она заканчивалась изнасилованием, читатели задним числом находили «ошибки» в поведении женщины - и не находили никаких «ошибок», когда конец был хорошим.
PS Дежурная просьба к тем, кто прочитал в полном объёме: что бы вы предложили поправить, добавить, убрать, заменить и т.д. и т.п.
PPS На ловца тут же прибежал зверь в качестве иллюстрации к нашему с-больной-головы-на-здоровую ноу-хау:
Прикладная виктимология.