Начало см. здесь:
Моя маленькая Марксиана. На этот раз речь пойдёт об антисемитизме Маркса.
Эпиграф: «Да и отец моих идей, Карл Маркс - и тот еврей...» (популярная песня советских лет; слова и музыка народные)
Общеизвестно, что Маркс произошёл из среднеклассовой еврейской семьи, и среди его предков по обеим линиям были ученые-талмудисты. Семья Маркса перешла в христианство после принятия в Пруссии закона, запрещающего евреям заниматься медициной и юриспруденцией (отец Маркса был успешным юристом, и к этому времени сформировался как вольнодумец, поклонник Вольтера и Руссо). Юный Карл даже успел пережить краткий период пламенного христианства.
В молодости Маркс тусовался в среде младогегельянцев, где антисемитизм в той или иной степени был общепринят. Да и вообще, отношение к религии - любой - в этой среде было крайне скептическое, а его суть была изложена в классической работе Людвига Фейрбаха (того самого, которого потом Ленин ругал) «Сущность христианства». Очень коротко её можно сформулировать так: человечество сделало большую глупость, придумав себе бога (богов) и полагаясь на счастье и справедливость в загробном мире, вместо того, чтобы бороться за установление счастья и справедливости здесь, на земле.
Характерно, что собственное творчество Маркс начал со статьи на тему религии («Святое семейство»), в которой по сути пересказал своими словами то, что написал Фейербах. Хотя уже в этой, эпигонской работе он продемонстрировал свой незаурядный журналистский талант, в частности употребил ставшую затем крылатой фразу: «Религия - опиум для народа» (на самом деле этот образ «религия - опиум» использовался многими пишущими людьми, включая Гейне, с которым Маркс был близко знаком, но именно Маркс вывел его из камерных рассуждений нтеллигенции в политический журнализм).
Пока что речь идёт об атаке Маркса на религию вообще, независимо, родной ли это иудаизм или вынужденно приобретенное христианство. Цель - освобождение от религии - относилась равным образом ко всем, и иудеям, и христианам. В новом обществе, свободном от религиозного опиума, не будет место религиозной розни и ненависти. Более того, предлагаемая логика в какой-то мере снижала накал антисемитизма: ведь раз нет Христа, то нет и его убийц, и потомкам христиан не будет никакого смысла враждебно относиться к потомкам тех, кто его распял. Т.е. без религии нет и религиозных предрассудков и религиозной вражды. Казалось, эту логику понимал и разделял Маркс.
Однако, похоже, что у него были свои счёты с еврейством. Недаром первой серьёзной и оригинальной работой Маркса-мыслителя оказалось эссе «К еврейскому вопросу» (1844 год). Этот текст возник как ответ на эссе лидера левого крыла младогегельянцев Бруно Бауэра, в котором он обличал евреев в порче христианской цивилизации иудаизмом. В своем ответном тексте Маркс не только не стал заступаться за соплеменников, но и одобрительно цитировал обличения Бауэра. Расхождения между ними были связаны с идентификацией точного источника еврейского зла. Маркс не соглашался с тем, что вредоносная антисоциальная сущность евреев коренится в их религии. Уже тогда он начал концентрироваться на социально-экономических аспектах.
Маркс предлагает рассмотреть фигуру «реального еврея». Не субботнего (другими словами, религиозного еврея, как это делает Бауэр), а светского, «каждодневного» еврея. Затем он задает ряд вопросов, на которые немедленно сам же дает ответ: «Какова мирская основа иудаизма? Корысть. Какова мирская религия еврея? Торгашество. Каков его мирской бог? Деньги». И далее: «Деньги - вот ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не может быт никаких других богов».
Короче говоря, главное, что делает евреев евреями по Марксу - это не религия, а, говоря современным языком, национальная культура, суть которой сводится к стремлению накапливать и умножать богатство. Евреи только прикрываются иудаизмом, а главное для них - это деньги, капитал.
Если Бауэр видел решение мировых проблем в том, чтобы обратить всех евреев в христианство (вполне традиционный вариант «окончательного решения еврейского вопроса»), то Маркс связывал решение с экономикой. «Сделать еврея невозможным» - вот главное условие по Марксу, чтобы мир мог освободиться от коррумпированной религии торгашества и денег, которую злокозненный еврей насадил в мире. Освобождение общества придет только после освобождения от «практического иудаизма», - вот Марксов ответ на «еврейский вопрос»...
Конечно, нельзя сказать, что в такого роде "еврейском ответе" Маркс был оригинален. Однако до него на евреев и еврейство нападали люди по большей части не очень образованные, и уже по крайней мере не те, кто причислял себя к прогрессивным учёным. Маркс придал антисемитизму наукообразный флёр. Так потомок раввинов, еврей Маркс дал отличное теоретическое оружие в руки антисемитов. По сути, он стал основополжником и теоретиком чудовищной расисткой теории, нацеленной на своих (экс-) соплеменников. А тот факт, что он сам был евреем, только добавило ей весу...
Таким было начало марксизма. Через три года созревшее учение Маркса расширит круг виновников в общественных бедах за счёт буржуазии - уже не только и не столько еврейской, сколько всемирной.