Седня оказалось, что я очень вежливая. Взять, например, Суриката. Она часто шутит, ржет, пинается. А у меня ПЭ появляются намного реже. Только на половину ее шуток мне становится смешно, хочется как-то реагировать и смеяться.
Но я стойко отвечаю на все ее шутки и короткие замечания. Такое проявление казалось мне безобидным, не хотелось его исследовать или устранять.
Пока не обнаружила себя в раздражительности и желании огрызаться на появление Суриката.
Стало ясно, что я очень вежливая - я не могу отказать в общении и сама себя делаю жертвой, а Суриката - тираном-мучителем.
С Бодхом происходит тоже самое. Когда он пишет в скайп что-то интересное, я постоянно что-то ему отвечаю. Не могу прочитать молча, молча получить удовольствие. Обязательно показываю, что я оценила его сообщение.
Исследование:
Сказала Сурикату - я не хочу сейчас с тобой общаться. Возникло бп 4 - почему она не отвечает и не смотрит на меня? Наверное из-за резких слов. Возникло желание сгладить эффект моих слов и сказать что-то на другую тему.
Ломка. Все еще хочется сгладить эффект.
Попробовала испытать удовольствие оттого, что я ломаю неприятный механизм. Получилось. Ломка пропало.
Интересно, что во время практики
«Брысь/неинтересно» никаких НЭ уже не было - ситуация была слишком простой, я знала, что я просто тренируюсь. А при реальном общении НЭ продолжают возникать.
Различила страх обидеть С! Думала, что этого точно не будет. А он возник отчетливо. При этом был образ, что я часто пропускаю шутки Суриката, и она становиться постепенно грустной, ее шутливость пропадает.
Продолжала сидеть рядом с С. Заметила еще одно проявление этого омрачения: когда мне кажется, что С смотрит на меня, у меня на лицо натягивается еле заметная улыбка. Будто я хочу сделать лицо «мягким», «приглашающим к разговору».
При этом образ такой: С хотела сказать мне что-то, посмотрела на мое недружественное лицо , испугалась (или решила просто что я мрачная, что мне не хочется разговаривать) и передумала.
Вдруг стало ясно, что у меня самой как раз и есть эти проявления. Так часто бывает с Б. Мне хочется сказать ему какую-нибудь мелочь, я поворачиваюсь к нему, вижу что он серьезный, не оглядывается на меня в ответ, и у меня пропадает желание говорить эту мелочь, «беспокоить» его.
В общем, понятно. Если я сама боюсь обидеть этим проявлением, значит я сама всегда обижаюсь на это проявление у других. А я и обижаюсь на невнимание.
Попробовала следить за тем, чтобы лицо не натягивалось в приветливую гримаску. Получилось недружественное лицо. Сразу стала возникать ассоциация с отчужденностью, недовольством. Тоже ясно почему. Я часто испытываю недовольство, отчужденность. И в это время у меня как раз такое отстраненное выражение лица. Срабатывает механизм - если не дружественное лицо, значит второй вариант - только отчужденное. Поэтому я боюсь оказаться без улыбки в тот момент, когда агрессии нет. Мне сразу начинает казаться, что так мое лицо будет казаться всем агрессивным.
Возникает желание делать трагичное лицо - чтобы С не подумала, что полностью на нее похуй.
Сидела с недружественным лицом. И различала при этом, что к С нет агрессии, негативного отношения, хотя не хочу отвечать на ее реплику или улыбаться ей. Стало радостно! Кажется, что до этого радость была чем-то разбавлена. А после этого эксперимента стала более чистая, искренняя. Появилось насыщенность в теле. Щас присутствие С меня вообще никак не стесняет. Мне не кажется, что я под надзором, что я что-то должна. Чувствую себя так же, как в одиночестве.
Когда С не улыбается мне - легко продолжать эксперимент. Когда улыбается, я тут же расплываюсь в поддерживающей улыбке.
Следующее беспокойство - никто со мной не будет общаться, если я не буду дружественной.
Итоги экперимента:
- после того, как провела с С час, нет привычной усталости и желания побыть одной. Наоборот, есть впечатление, будто я отдохнула.
- только щас стала появляться устойчивая симпатия, радость от присуствия С.
- ясность, что вежливость сильно отравляет.
- ясность, что если в присутствии близкого человека я должна быть вежливой, значит он ограничивает мою свободу. «Должна быть» - значит, что если буду невежливой, начнутся задушевные разговоры по темам «Что случилось? Почему ты не отвечаешь? Я что-то не так сделал? Да что с тобой наконец? Думаешь самая умная, да??» итд.
Значит есть повод задуматься, а действительно ли это близкий человек?