Пинакотечное

Mar 14, 2023 00:40


Примерно раз в год меня посещает непреодолимое желание поглазеть на шедевры мировой живописи. В этот раз желание совпало с дождливой погодой в воскресенье. В мюнхенской старой пинакотеке это самый горячий день, ведь билет, в отличие от других дней, стоит не 7, а всего лишь один евро (а в старые добрые времена было вообще бесплатно). Нет, очередь у картин, как однажды на выставке Сезанна в Париже в первый день нового года (удивили меня тогда французы серьёзно), не стояла, но было очень многолюдно.

Больше всего мне хотелось побывать в залах Рубенса, а также проведать три любимые картины Мурильо и заглянуть к Рафаэлю и Леонардо да Винчи. Рубенс впервые по-настоящему «отложился» в моём сердце на проходившей в Москве в конце 80-х выставке картин Дрезденской галереи. Мне, приехавшей на несколько дней в командировку, конечно, никогда бы не выстоять огромную очередь, завивавшуюся чуть ли не на полкилометра от входа в Пушкинский музей. Заметив развесёлую группу студентов метрах в двухстах от заветной двери к «Сикстинской мадонне», я набралась смелости и спросила, не возьмут ли они меня с собой. Взяли легко. Тогда мне и запомнился «Пьяный Геркулес» Рубенса, так не похожий на бога в своей роскошной телесности и восхитительной приземлённости. Позднее, в других музеях, я рассматривала не менее роскошных рубенсовских жён и пышных ангелочков, замирала перед почти земными библейскими сюжетами.

В этот раз моё внимание привлекла картина «Аллегория мира» (её ещё называют «Война и мир»).





Картина написана в 1630-1632 гг во время 80-летней (!!!) войны (1568-1648) между Испанией и Нидерландами. В мюнхенской старой пинакотеке рядом с большинством картин имеется краткое описание на немецком и английском языках. Вот гугловский перевод аннотации «Аллегории мира» :

Дипломатические миссии Рубенса были направлены на установление мира во время войны. Таким образом, его политические аллегории имели реальную подоплеку. Антагонизм между войной и миром является здесь центральной темой: Марс, бог войны, по-прежнему господствует в правой части поля картины, даже если он удаляется по велению Минервы. В отличие от его боевых доспехов выделяется уязвимая нагота Пакса, олицетворения мира. Архитектурные фрагменты и горящий город символизируют ужасы войны.

Постоим ещё у одного шедевра - «Похищение дочерей Левкиппа»:



Похищение царских дочерей закончилось трагически, когда во время погони были убиты Кастор и Поллукс. Несмотря на то, что они близнецы, они были потомками двух разных отцов. Кастор был сыном Тиндарея, царя Спарты, и, следовательно, смертным; этого не было с Поллуксом, сыном Юпитера. Когда Поллукс попросил не разлучаться со своим братом, оба превратились в небесные тела (В.Т.: да-да. те самые звёзды Кастор - альфа Близнецов, и Поллукс - бета-Близнецов, одни из самых ярких звёзд на небе). Через сложную композицию, предполагающую множество разных взглядов, и чувственную передачу фактур Рубенс демонстрирует превосходство живописи над скульптурой.

Задержавшись у красивой «Суеты мира» Тициана,



Своими чувственными изображениями красивых женщин Тициан создал многочисленные вариации эротической живописи, широко распространенной в Венеции. Так называемые красавицы-донны - идеальные портреты, обычно нагруженные символическим значением. Здесь зеркало изначально идентифицировало молодую женщину как аллегорию благоразумия или гордости. Спустя годы сам Тициан добавил предметы, увиденные в зеркале, и старую женщину с затушенной свечой. Этими ссылками на мимолетность всего земного он превратил красоту в vanitas - тщеславие, суету,

надолго застряла у Рафаэля и Леонардо да Винчи,







В этом зале то и дело срабатывала сигнализация - видимо, оттого, что, как и Достоевского, посетителей тянуло подойти поближе к картинам (я тоже получила одно замечание). Анна Григорьевна Достоевская (Сниткина) писала:

«Федя никогда не может хорошенько рассмотреть Сикстинскую мадонну, потому что не видит так далеко, а лорнета у него нет. Вот сегодня он и придумал стать на стул перед Мадонной, чтоб ближе ее рассмотреть. К Феде подошел какой-то служитель галереи и сказал, что это запрещено. Только что лакей успел выйти из комнаты, как Федя мне сказал, что пусть его выведут, но что он непременно еще раз станет на стул и посмотрит на Мадонну. Через несколько минут пришел и Федя, сказав, что видел Мадонну».

А потом вернулась к трём картинам Мурильо:

Мурильо чаcто обращался к детским образам. Художник изображал нищих детей, наводнивших севильские улицы, - загорелых оборванцев, веселых и прекрасных, несмотря на бедность. https://www.liveinternet.ru/users/2870220/post320471119/

Одним из первых, кто оценил возможности живописных решений Мурильо, был В. П. Боткин. В своих «Письмах об Испании» он обращает внимание на то, что «в образах Мурильо нет ничего сверхчеловеческого: это не обожествленные, а в высшей степени облагороженные люди.»

http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/17019/45%D0%BB%D0%B1_1000932829_26.01.2018.pdf?sequence=1

Раньше дети Мурильо демонстрировались чуть ли не в последнем зале экспозиции, сейчас их переместили ближе к центральной её части.



Два босоногих мальчишки, предположительно посыльные, вместе наслаждаются пирогом. Конечно, Мурильо идеализировал их внешний вид, но в воспроизведении деталей он оказывается мастерским подражателем природы: тонко нанесенной краской моделируются характерные поверхности айвы, апельсинов и лука. Детские картины Мурильо созданы в период кризиса; много сирот жило в Севилье. Возможно, живописец, сам член благотворительного братства, хотел вызвать симпатию у зрителя.





В этих трёх картинах мне нравится всё: сюжет, краски, необычайная живость лиц, излучающий свет прозрачный виноград. Готова рассматривать бесконечно. Но чтобы не упасть, как этот ребёнок, в изнеможении от красоты, ограничилась менее чем полуторачасовым пребыванием в галерее.









А сегодня «пинакотека» на улице: солнце и 17 тепла. Такие натюрморты в парке:





Крокусы без признаков усталости.



Фиалки повылазили.



Чистяк. Наконец-то постигла смысл названия.



Блестит, как надраенный самовар.



Яснотка и вероника. Тепло и нежность.



Перелески бьют все рекорды по длительности цветения: они ведь ещё в январе стартовали.



Как и подснежники. А недавно вылезшие зелёные острые листики слева от перелесков - черемша.

Спасибо, что добежали вместе со мной этот марафон)

первоцветы, природа, март, искусство, цветы, Мюнхен, пинакотека, выходной, художники

Previous post Next post
Up