Aug 04, 2008 14:51
15) в статье 'Вокруг да около 'других доходов' приведены мнения ГНК, Минфина по вопросу налогообложения доходов иностранных юридических лиц (не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство), полученных от деятельности вне территории Беларуси. Поскольку проблема до конца не разрешена, автор сделал запрос в Комиссию по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания.
'Белые пятна' закона 'Другие доходы': точка над 'i' не поставлена
Законом 'О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь' и постановлением Кабинета Министров N 492 от 26.07.96г. не оговорены условия их оказания на территории Республики Беларусь или вне ее иностранными юридическими лицами, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство. И поэтому неясно, подлежат ли эти доходы налогообложению по ставке 15%?
В результате белорусские субъекты хозяйствования, которые пользуются посредническими услугами иностранных юридических лиц вне территории РБ, либо вносят с бюджет 15-процентный налог, когда этого делать не следует, и таким образом, возникают переплаты, либо не платят налог, так как усматривают в Законе 'О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений и организаций' (ст.10) территориальный принцип, но по результатам проверок могут быть признаны нарушителями налогового законодательства.
Как правильно толковать закон?
Перед названной комиссией поставлены следующие вопросы:
'1. В каком случае доход иностранного юридического лица, не осуществляющего деятельность на территории РБ через постоянное представительство, за оказанные посреднические услуги облагается 15-процентным налогом у белорусского субъекта хозяйствования, выплачивающего доход?
2. В чем суть понятия 'источник'? Это дивиденды, роялти, 'другие доходы', посредством чего иностранное юридическое лицо получает доход, или это субъект хозяйствования РБ, выплачивающий доход?
3. Заложен ли в Законе 'О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций' территориальный принцип, которым следует руководствоваться при решении вопроса о необходимости уплаты белорусским субъектом хозяйствования 15-процентного налога на доход иностранного юридического лица, не осуществляющего деятельность на территории РБ через постоянное представительство?
4. Должен ли субъект хозяйствования РБ (доверитель), выплачивающий безналичным порядком вознаграждение иностранному юридическому лицу (поверенный) за оказанные посреднические услуги вне территории РБ, внести в бюджет РБ налог на доход иностранного юридического лица в размере 15% с суммы вознаграждения (оговоренной в договоре поручения и в акте приема-сдачи выполненных посреднических услуг) применительно к типичной ситуации: 'Предприятие негосударственной формы собственности -- резидент РБ (доверитель) по договору поручения с иностранным юридическим лицом -- нерезидентом РБ, не осуществляющим деятельность на территории РБ через постоянное представительство (поверенный), поручило за вознаграждение оказать посредническую услугу вне территории РБ по нахождению продавца -- нерезидента РБ конкретного товара для последующей реализации или сырья, материалов, комплектующих, используемых доверителем в собственном производстве. Поверенный, действуя вне территории РБ, нашел инофирму, которая согласна поставить в РБ товар заданной номенклатуры, и сообщил ее реквизиты доверителю. По информации поверенного между доверителем (импортером) и иностранной фирмой -- продавцом (поставщиком) заключен контракт на внешнеэкономическую сделку (впоследствии товар в РБ поставлен). На основании договора поручения и акта приема-сдачи выполненных работ поверенный имеет право на получение от доверителя вознаграждения за посредническую услугу'.
Ответ комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания 09-192 от 7.04.98г. таков: 'Согласно Конституции Республики Беларусь официальное толкование законов осуществляется только в форме принятия законов о толковании, поэтому Комиссия высказывает лишь свою точку зрения по поднятым в письме вопросам.
Поскольку в налоговом законодательстве, регулирующем вопрос налогообложения доходов иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, не оговорены условия оказания посреднических услуг (на территории РБ или вне ее), т.е. отсутствует территориальный принцип, то критерием для решения вопроса о необходимости уплаты белорусским субъектом хозяйствования 15-процентного налога является факт получения иностранным юридическим лицом дохода из источников, находящихся на территории Республики Беларусь и являющихся резидентами Республики Беларусь.
Под источником исходя из статьи 10 Закона 'О налогах на доходы и прибыль предприятий, объединений, организаций' понимается резидент (субъект хозяйствования) Республики Беларусь, выплачивающий доход.
Таким образом, доход иностранного юридического лица, не осуществляющего деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, за оказанные посреднические услуги подлежит налогообложению по ставке 15 процентов. Этот налог должен быть удержан белорусским субъектом хозяйствования, выплачивающим доход иностранному юридическому лицу.
Если международным договором установлены иные правила, чем те, которые содержатся в вышеуказанном Законе, то применяются правила международного договора'.
Вывод напрашивается следующий. Если закон подготовлен и принят с расплывчатыми формулировками, и в силу этого у практиков возникают вопросы, то искать ответы на них бесполезно. Как правило, получаемые ответы изобилуют цитатами из известных норм закона или содержат собственную (неофициальную) точку зрения министерств, комитетов и комиссий. Сегодня никто не знает, что в действительности имел в виду законодатель, и узнать об этом можно только из его официального толкования в форме закона о толковании, либо из закона, изменяющего неконкретную норму.
Но ни того, ни другого в течение двух лет не было. Не исключено, что сценарий продуман заранее, чтобы по истечении определенного времени провести проверку и через неподъемные начеты умертвить неугодную коммерческую фирму.
В условиях молчания законодателя налогоплательщик должен сделать выбор:
-- не пользоваться вне территории РБ посредническими услугами иностранных юридических лиц; -- пользоваться услугами такого рода и недоплачивать иностранному юридическому лицу (при его согласии) 15% от суммы вознаграждения с последующим внесением в бюджет; -- увеличить контрактную сумму платежа нерезиденту на процент налога с отнесением на затраты как оплату посреднических услуг сторонних организаций.
Валентин ПАВЛОВ, юрист
Тел. (017) 284-83-13