За последние два года исторический центр столицы претерпевает глобальные изменения. Сначала эксперимент с платными парковками, который призван снизить транспортную напряженность в пределах Садового кольца. А этим летом началась масштабная реконструкция центральных улиц города - Маросейки, Покровки и Пятницкой. Но есть ли польза от таких изменений или это просто очередная реализация бюджета города?
Реконструкция этих улиц направлена, прежде всего, на расширение пешеходной зоны. Все, кто часто бывает в центре, прекрасно помнят, насколько узкие и неудобные тротуары были у этих улиц. По проекту, который лежит в открытом доступе в интернете, можно ознакомиться с тем, что будет по окончании ремонтных работ: до их начала тротуар насчитывал всего 90 сантиметров в ширину, для исторического центра города, где вместе с тысячами москвичей проходят и сотни туристов, это катастрофически мало.
По проекту пешеходная часть значительно расширяется, в некоторых местах в два, а то и в три раза. Естественно, сделано это было за счет сокращения проезжей части, но и здесь проблема была решена. До реконструкции обе улицы не отличались особой пропускной способностью. Пробки на них были обычным делом. В самом узком месте дорога состояла из одного ряда в каждую сторону, все остальное пространство занимали места для парковок. Теперь эту проблему решат с помощью проектного подхода и закона. То есть для парковочных мест будут созданы специальные «карманы», которые не будут мешать автомобильному движению, а сама парковка будет разрешена только строго в технических зонах. Также появится одна полоса специально для общественного транспорта. В итоге формат улицы будет выглядеть так: две полосы для автомобилистов и одна - для городского транспорта. Изменения коснулись и остановок, которые находятся на улице. Многие из них были перенесены для удобства горожан, ведь все прекрасно помнят, как порой трудно было выйти из троллейбуса возле станции метро «Китай-город», где человек буквально врезался в фасад здания. Теперь такого не будет, только качественные и оборудованные остановки без давок и столпотворений.
Кстати, о фасадах. Ремонтом проезжей и пешеходной части все не ограничивается. Здания от Китай-города до Садового Кольца обновят свой внешний облик. Где-то проходит капитальный ремонт, где-то только косметический, но улица станет намного красивее и ярче, чем сейчас. Однако она сохранит свой исторический облик и ту притягательность старой Москвы, которой обладает центр столицы. Вместе с тем интересно, с каким расчетом затевался весь этот масштабный проект. Кто-то шутит про плитку, которой в массовом порядке облагораживают улицы, кто-то недоволен сокращением пропускной способности. Но у проекта есть и свои сильные стороны, на которые указывают и горожане, и эксперты.
Председатель Общероссийского общественного движения «Реформы - новый курс» Сергей Журавский считает, что развитие пешеходных зон, безусловно, полезный и правильный шаг с далеко идущими последствиями. Через некоторое время все траты на проект окупятся, а город оставит нам красивые улицы. И Покровка, и Маросейка снизят свою пропускную способность, но несколько десятков тысяч пешеходов теперь не будут с трудом расходиться на маленьких тротуарах. Однако Журавский уверен, что только на этих улицах останавливаться нельзя. Необходимо пересмотреть и переработать весь центр города. Конечно, не получится удовлетворить сразу всех - и пешеходов, и автомобилистов. Но внести максимальное количество поправок в предложенные проекты - обязанность каждого гражданина.
Город не может стоять на месте в своем развитии, сейчас осуществляются масштабные проекты в центре и на МКАДе, масштабного обновления ждут и другие округи Москвы, которые тоже требуют нового решения старых вопросов. На очереди чемпионат мира по футболу 2018 года, который пройдет в России, и наша столица должна встретить его с достоинством.