Из поездок по Семиречью. Узын-Агаш и Кастек.

Nov 09, 2016 03:12





После первой поездки прошло около полутора лет, прежде чем у меня появилась возможность еще раз съездить в сторону Узын-Агаша. На этот раз ехал специально взглянуть на современное состояние села Кастек.[Spoiler (click to open)]
Кастекское укрепление было заложено в мае (с 17 по 27 число) 1859 года и явилось вторым, после Верного, русским укреплением за рекой Или. А вот кто именно его заложил не совсем ясно. У Лухтанова в одной и той же книге это приписывается в одном месте штабс-капитану М.И.Венюкову руководившему военной рекогносцировкой к стенам Пишкека и Токмака, а в другом месте войсковому старшине Сибирского казачьего войска, герою Узын-агашской битвы, Дмитрию Афанасиевичу Шайтанову, под чьим руководством находился отряд сопровождавший рекогносцировку.



Генерал-лейтенант Д.А. Шайтанов (1817-1902)

Появлением своим Кастек обязан крайне неспокойной обстановке в новоприобретенном Россией Заилийском крае в 1859 году и Кастекским перевалом, у выхода которого из год в долину и расположилось укрепление. Перевал этот использовался для прохода из Илийской в Чуйскую долину еще с домонгольских времен, недалеко от современного поселка найдены развалины средневекового городища, очевидно выполнявшего схожую роль с русским укреплением на отрезке Шелкового пути из Суяба в Койлык и Алмалык. Лишь с разработкой удобной дороги по Кордайскому перевалу русскими  перевал потерял свое значение. Кстати, у писателя и художника Н.Н. Каразина есть не только картина посвященная Узын-Агашской битве, но и рассказ как раз про этот самый перевал "Катастрофа на Кастекском перевале".
Само укрепление представляло из себя глиняный редут и пару казарм. Судя по рассказу Пичугина, укрепление сыграло свою роль в Узын-Агашском сражении, но с повторным взятием Пишкека в 1862 году потеряло свое значение, так как осталось в тылу русского продвижения в глубь Средней Азии. Вот на этот поселок мне и захотелось взглянуть.
Дорога к Кастеку, как и полтора века назад,  лежит через Узын-Агаш, который изначально был заложен,  в сентябре 1859 года, как раз для связи Верного и Кастека.  Вот так пикет этот описывается у Пичугина через год после его основания:
" Станционный пикет, небольшой редут с неравной длины фасами (15 и 10 сажен), лежит в долине под самой крутизной А, откуда обнаруживается вся внутренность строения. С северо-восточной, юго-восточной и западной сторон на дальний пушечный выстрел тянутся гряды возвышенностей, полого загибающиеся по течению горного ручья Узун-Агач, впадающего в речку Кара-Кастек."
На карте боя, приложенной к третьему тому "Истории завоевания Средней Азии" Терентьева, обозначены и сам узын-агашский редут, и дорога с ручьем, что позволяет установить месторасположение редута, для этого я ездил в Узын-Агаш третий раз, уже в сентябре 2016 года.


Сравнивая эту картру и современные снимки со спутника, мне подумалось, что на месте редута стоит сейчас ДК с примыкающим памятником Карасай батыру



Но оказавшись месте, пришел к выводу, что ДК стоит немного в стороне, а там где было укрепление и 350 русских воинов под командованием поручика Соболова выдерживали натиск до 10 000 азиатов с 19 по 21 октября 1860, года сейчас расположен небольшой парк. Вот так он выглядел в сентябре



А это то, что на карте названо рекой Узын-Агач



Вот так примерно сейчас с того места где был редут выглядит "высота А"



Так описаны у Пичугина события 19 октября:
" Утром наш отряд увидал, что высоты кругом чернеют киргизской и сартской конницей; в толпах последней мелькали белые и красные знамена. Высота А, господствующая над пикетом, была также занята толпой человек во сто. С занятием горы сартами, защита пикета делалась невозможной: нас могли бить оттуда на выбор. Фельдфебель Штинев, с 54-мя солдатами и 4 казаками, бросился на гору; солдаты спотыкались, взбираясь по крутому подъему.
Коканцы, заметив с ближайших высот атаку, начали спускаться бегом, чтобы подать помощь; но фейерверкер Дудинский, быстро выкатив на дорогу орудия, начал обстреливать подступы к горе, изолировав ее таким образом. Наши охотники, после короткой рукопашной схватки, сбросили толпу коканцев вниз и утвердились на отнятой возвышенности, потеряв ранеными трех солдат и одного казака. Солдаты были ранены пиками. Неприятель, спустившись с высот, лежащих по направлению к Кастеку, бросился на пикет; впереди гарцевали рассыпанные толпы наездников, без толку поддерживавшие перестрелку. Пушечные выстрелы отогнали их от пикета. В два часа пополудни дело затихло."
На месте это и сейчас можно все увидеть. Такой вид открывается с высоты на пикет (он располагался в районе тополей). Судя по всему, улица между высотой и парком, как раз там где по карте проходит дорога из Верного в Кастек, появилась в последние 5-10 лет, почти все дома или новые, или еще строятся.



И в самом деле, можно было бы "на выбор бить", если бы у нападавших были пушки или огнестрельное оружие в должном количестве.
А вот такой подъем пришлось преодолевать Штиневу в казаками и солдатами



Подъем крутой, особенно если брать в лоб, а не косо, как местные тропу сейчас натоптали ))

Дорога на этом участке и сейчас идет почти так же как и на карте боя, только по правому, а не левому берегу ручья Узын-Агаш. Сразу же Узын-Агашем начинается село Кайназар. Затем идет ответвление на село Жамбыл, где жил и похоронен советский поэт Жабаев, воспевавший в своих стихах храбрость и доблесть живших в этих местах и упомянутых у Пичугина Саурука и Суранчи. Где-то в тех местах встретился вот такой шикарный памятник



Памятник этот, насколько я понял по надписи на плите (последнюю надпить на русском языке я видел в Узын-Агаше, далее все было на казахском, что несколько затрудняло знакомство с достопримечательностями) установлен "любимцу казахского народа" жившему в 1825-1915 гг. Как оказалось, батыр то мой земляк, родом, как написано, из Таутургени, т.е. родился всего в нескольких километрах от того места где я вырос. Как позже я узнал из интренета родом он так же шапарактинец, а любимцем казахского народа стал из-за своей героической борьбы против киргизов, Кокандского ханства и "русской империи".
Единственное, что я могу сказать по поводу памятника так это то, что он по ухоженности ничуть не уступает памятникам прочим шапарактинцам. Рядом с памятником дом смотрителя. Сам памятник не только обсажен великолепными розами и мальвами, как раз стоявшими в цвету в то время, не только озеленен соснами и тополями, но и тщательно обкошен от травы и прекрасно поливается. Памятник возведен в 2009 году.
Перед Каракастеком, кажется, есть еще один памятник, Косаю, жившему в 15-16 вв, хоть и без коня с кочевником на нем, но тоже весьма и весьма достойный. Такой вид в сторону Каракастека открывается с возвышения памятника



Далее дорога приходит в село Каракастек, основанное примерно в том районе где располагался упоминаемый у Пичугина Сауруков курган, некоторые сейчас почему то считают, что он находился в районе Узын-агашского пикета, но это совсем не так. Примерно в этих краях и произошла Узын-Агашская битва, т.е. главный бой основных сил противников.
В Каракастеке я, к сожалению, не останавливался и запомнился он мне новым музеем на въезде с памятником еще одному шапарактинцу - Суюнбаю, жившему и умершему в этих крах, сейчас его имя носит Копальский, а в советское время Красногвардейский, тракт в Алматы.  И кладбищем с противоположной стороны села, судя по нему, в селе были и до сих пор еще есть русские. Могу ошибиться, но как мне показалось могилы христиан и мусульман не отделены даже забором, с дороги показалось, что мазары стоят рядом с надгробными крестами.
Далее дорога разветвлялась, старая шла на прямую к Кастеку, а более новая в сторону села Прудки, в 90-е переименованное в Аккайнар, т.е. по сути те же Прудки, но только на казахском языке. Поехали мы по новой дороге, где-то в в центральной части Прудков есть указатель со стрелкой "Кастек 12".  Между Прудками и Кастеком есть еще одно село, судя по картам именуемое Талап, но по факту, кажется с 2005 года, переименованное в честь участника Узын-агашского сражения в Сураншы, о чем свидетельствует вот такая табличка



На заднем фоне, кстати, виден газопровод, что меня так же удивило, на запад газ есть даже в Кастеке, т.е. около 100 км от Алматы, а на восток его в Талгар (25 км от Алматы) завели только в 2014-м.
СПрудков стало видно, что дорога пошла к горам, Талап уже в плотную примыкал к прилавкам. Село запонилось большим зданиеем с надписью "Сураншы", мы решили, что это музей посвященный ему, но оно было закрыто и поэтому ручаться не стану. За зданием, метрах в ста от дороги стоит высокая стелла, чему она посвящена и для какой цели утановлена я не знаю, стела обнесена высоким заором, ворота закрыты на замок. Примерно в километре за Талапом и находится Кастек



Вид на кастекское ущелье в северной части села



А так речка выглядит в южной части



Расстояние между двумя фотографииями примерно километр, т.е. подъем довольно крутой.
К моему удивлению, село вовсе не выглядело заброшенным, несмотря на то, что в нем живет менее 1000 человек. Асфальтированная дорога всего одна - центральная, но асфаль не плохой.
Фото главной улицы с верхней части села



Ни одного заброшенного дома я не видел, зато некоторые строились, причем строили не времянки, а скорее коттеджи. Старых бревенчатых домов не видно, дома скорее всего шлаковые или кирпичные. В верхней часть был один и вот такой, похожий на немецкий



В центре стоит школа, рядом памятник павшим в ВОВ, к сожалению фамилии на нем я прочитать не смог, памятник был обнесен забором и закрыт, так же как и во Фрунзе. Памятник, как и там кстати, был похож на новый, а не советского времени.
Совсем рядом со школой достраивалась мечеть



В 2013 году на южной окраине села была построена современная погран. застава, дорога за селом упиралась в шлагбаум и дальше мы не поехали. Похоже, что с 1862 по 2013 перевал не особо то и охранялся, будущий тесть рассказывал как он по молодости без проблем ездил в это ущелье охотиться на перепелок.
По поводу населения, славянских лиц на улицах не видно, да и многие азиаты на казахов не сильно то похоже, то ли каракалпаки, то ли оралманы с Монголии или Китая.
Еще одна особенность это огороды заросшие кураем. Мы были в середине лета, но огородов где росли бы овощи в Кастеке почти не было видно, за то скот свободно гулял как по окраинам села так и по его улицам.
С северной части села стояли какие то строения, типа фермы, рядом стояла сель.хоз техника, не новая, но и не светских времен.
Так выглядела долина севернее села



На сайте Жамбыльского района сказано, что в Кастеке и Сураншы (Талапский сельский округ) есть целых 8 магазинов и даже ресторан, но вот в самом Кастеке магазина мы не нашли, нечто на него похожее было закрыто. Поэтому решили поискать в соседнем Талапе, который значительно крупнее, но оказалось не все так просто. С главной дороги магазинов так же не было видно, решили поинтересоваться у местных, остановились возле двух пацанят лет 10. Оказалось, что мы с подругой говорим на казахском лучше чем они на русском. Толком ничего от них не добившись решили расспросить у ребят нашего возраста, хотя и они на русском говорили с большим трудом, дорогу к магазину найти все таки получилось. А вот в магазине казашка лет сорока говорила абсолютно без акцента. Ту же самую картину я наблюдал примерно на расстоянии 250 км от Алматы, только в восточную сторону. Молодежь русского языка не знает, похоже что ей его просто не с кем на нем говорить, в отличии от старшего поколения жившего при Союзе.

Жамбыл, узын-агашская битва, Шайтанов Д.А., 1, Талап, Суюнбай, Сураншы, Венюков, Каракастек, Саурук, Прудки, Узын-Агач, Кастек, Сауруков курган

Previous post Next post
Up