Впервые об Узын-агашском сражении я узнал, случайно наткнувшись пару лет назад на статью П. Пичугина, которую уже выложил ранее. Хотя нам о тех событиях в школе, должно быть, рассказывали на уроках, но как-то мне не запомнилось, и историей родного края интересовался я тогда поменьше, и о том, что дело было всего в 120 километрах от моего дома не знал. [Spoiler (click to open)] Насколько могу сейчас судить, упомянутый рассказ Пичугина является наиболее полным и достоверным изложением, как самого сражения, так и общей картины тех дней, об этом же пишет и Александр Григорьевич Лухтанов в своей книге-энциклопедии "Город Верный и Семиреченская область". Из дореволюционных изданий о бое рассказывается еще в первом томе "Истории завоевания Средней Азии" М.А. Терентьева. А вот Н.В. Леденев в "Истрии Семиреченского казачьего войска", к моему удивлению, ограничился лишь несколькими строчками. Хотя, возможно, объяснение такому отношению есть в самом тексе его работы, там слышится обида на Колпаковского обделившего сибирцев наградами. Из периода СССР статей по данной теме мне не попадалось, но утверждать, что их нет вовсе я не возьмусь. А вот после 1991 года появилось несколько заметок, преимущественно о восстановленном памятнике тех событий, а не о самом событии. Первая статья мне попалась при знакомстве с сайтом бывшего поселка Фабричный, под авторством Г.Б.Паршина. Написана она была в 2008 году и в ней рассказывалось о том, что памятник, установленный в 1905 году и почти разрушенный в 1921-м, был восстановлен в 2007 году "в первозданном виде" к 140 летию СКВ. Приводились слова некоего Юрия Захарова именуемого председателем координационного совета казачьих, русских и славянских организаций Казахстана, верховного атаман: "Решили по архивам, старинным фотографиям и описаниям старожилов памятник сделать точной копией оригинала. Руководил реставрационными работами известный казахстанский архитектор Вадим Нурпеисов. Памятник, которому больше века, достался реставратору в плачевном состоянии. За много лет вокруг памятника образовалось кладбище. А на месте, где во время битвы под Узун-Агачем располагался штаб, а после были захоронены и 18 воинов, погибших в битве с кокандцами, на вершине горы был установлен памятник первому наказному атаману Семиреченского казачьего войска. И вот уже 140 лет для казаков это место является святым."
До этого я в Узын-Агаше не был никогда, даже толком то и не знал где он находится, вот и решил восполнить пробел, а за одно и взглянуть на один из крайне не многочисленных дореволюционных памятников в наших краях. Первым свободным выходным оказалось Рождество 2015 года. Дорог из Алматы в Узын-Агаш идет две, северная - трасса Алматы-Бишкек и южная, думаю изначальная, ближе к горам - либо через Каскелен, либо через бывшие Каменку, Чемолган и Фабричный. Т.к. день был праздничный - пробок было не очень много и дорога до самого села заняла порядка полутора часов. Если ехать по южной дороге, то по пути к памятнику придется пересечь старую часть села, и даже не зная его истории, человеку наблюдательному будет видно, что село изначально было русским. Это до сих пор понятно по сохранившейся архитектуре домов в центре. А вот самих русских узын-агашцев в тот день мне так и не удалось увидеть, хотя в селе мы провели два часа, проехав его несколько раз из одного края в другой. Так задержаться пришлось из-за затянувшихся поисков подъезда к подножию памятника. Увидеть его было не сложно, т.к. стелла возвышается над центром села, а вот явного выезда, таблички или указателя к нему нет, вот и пришлось колесить не менее часа, не помогла даже карта в телефоне. Судя по карте заездов на бугор, на котором стоит памятник, два, один с юга, его я так и не смог отыскать, а второй с севера, со стороны нынешнего административного центра села. На кольце надо свернуть на запад, проехав базар, во второй поворот повернуть на юг. Как раз из-за многолюдного базара и узкой, в две машины, дороги через него, поворота и не видно. Обелиск, и с самом деле расположен среди православного кладбища. В таком виде я его увидел в январе 2015
Кладбище возле памятника - отдельная тема, ниже я к ней вернусь. Сам памятник и сейчас еще производит довольно сильное впечатление, камни, из которых сложен обелиск практически не разрушились за более чем 100 лет, лишь в нескольких местах видны сколы. А вот плиты водруженные "реставраторами" в 2007 году имели не самый лучший вид. Но еще более удивляло их содержание. Табличек всего три, одна с запала и две с востока. Западная следующего содержания:
Надпись абсурдна по причине не только того, что этот памятник вовсе не Г.А. Колпаковскому, как некоторые думают, а в память о бое, но и по тому, что Мелания Фоминична Колпаковская скончалась за два года до самого Герасима Алексеевича и за 11 лет до открытия памятника. Те, что с восточной стороны оказались не менее удивительными.
Если верхняя надпись хоть и не была здесь изначально, но хотя бы верна по своей сути, то вторая заставляет окончательно усомниться в хоть какой-то компетентности ее авторов. Во первых, земли эти в 1860 году казахскими являлись с большой натяжкой, т.к. к моменту, когда сюда впервые явились русские войска здесь стояли коканские крепости, а казахи являлись их данниками, а во вторых, этот памятник установлен людям которые разбили в 1860-м не только коканское, но и казахское ополчение. Еще до начала боя Колпаковским была оправлена записка генерал-губернатору Западной Сибири Гасфорту следующего содержания: "С крайним сожалением я должен доложить вашему превосходительству, что дулатовские киргизы ведут себя более чем двусмысленно, а часть чапраштинцев, с бием Суранчи, открыто передалась на сторону неприятеля. Бии, которых я вызывал, не приехали под предлогом, что они опасаются в настоящее тревожное время оставить свои аулы. Только султан Аблес Аблиев, прапорщик Коджегул Байсеркин, Куат и с десяток прорстых киргизовнаходятся при мне." Т.е. за русских, оставшись верными своей присяге тогда воевало около 20 казахов, а за коканцев не менее 1000. Этот памятник - победителям казахов, а не их освободителям. Даже не могу предположить, чем руководствовались люди "восстанавливающие" его. Две из четырех бетонных пушек, которые ставили в 2007, исчезли еще к 2010.
Очевидно как и оградительная цепь, и гранитная плита с надписью: «Сей памятник создан в честь победы над Кокандским ханством великих наших предков, казаков и казахских джигитов. Отреставрирован в 2007 году к 140-летию Семиреченского казачества…» , в 2015 я ее уже не застал. Из всего прочего, в первую мою поездку в Узын-Агаш, на меня больше всего произвело впечатление две вещи: первое - полное отсутствие русских на улицах и второе - разительное отличие памятника Карасай-батыру всего в пятиста метрах от обелиска. Памятник батыру был в идеальном состоянии.