Из поездок по Семиречью. Жаланаш и Каркара.

Aug 26, 2022 01:59





В посте про Чарын я уже упоминал о том, что миллионы лет назад на месте современного среднего течения реки Или (Илийской впадины), было озеро, называемое условно Илийским, южными берегами доходившее до современного хребта Терскей. Вероятно, с поднятием современных горных хребтов таких как Кетмень, Кунгей и Заилийского, часть этого озера была изолирована в горных котловинах и потом, прорыв себе выходы, ушла в Балхаш или просто была вытеснена на север. По крайней мере, об этом говорит состав осадочных пород в некоторых местах. Впервые подобное предположение было высказано в начале второй половины позапрошлого века русскими путешественниками-исследователями. На основе экспедиций Семенова, Голубева, Лерхе, Проценко и своих личных Н.А. Северцев в 1869 году составил карту окрестностей озера Иссы-Куль.
[Spoiler (click to open)]

По понятным причинам, она не совсем точная, но древние озерные осадки, известные к тому времени, на ней показаны. (Интересно, что Талгар, Иссык, Каскелен на этой карте указаны под своими нынешними именами, хотя в то время они официально имели русские названия). Помимо интересной ситуации с побережьем Иссык-Куля и рекой Чу, на этой карте указаны и следы двух бывших когда-то озер, хотя, скорее, заливов. Одно в долине названой Джаланашской, другое в нижнем течении реки Кегень.
С Джаланашем более-менее ясно. На казахском это Жаланаш, т.е. на русском Голая, очень даже удачное, на мой взгляд, название для этой местности, потому что это ровная, со степной и полупустынной растительностью местность. Принятые сейчас границы долины почти совпадают с теми, что указаны на карте Северцева. С севера - хребет Кунгей, с запада Заилийский хребет по течению р.Чилик, с юга отрог Заилийского хребта под названием Торайгыр, а с востока русло реки Чарын. В восточной части долины Жаланаша на карте Северцева есть ошибки, горы Кулук-тау (отрог хребта Кетмень) вплотную к Чарыну подходят только с самого юга, а дальше они отходят в сторону от реки и больше всего сближаются с Торайгыром не в районе Чарына, а примерно по течению его притока Темирлика.
Т.е. географически Жаланаш - ровное плато с плавным небольшим понижением на северо-запад, распложенное между хребтами Кунгей, Заилийским и Кетмень, со средней высотой 1500 метров над уровнем моря и протекающими по нему реками Чилик, Чарын и Темирлик.


Река Чилик севернее аула Саты.

Со вторым бывшим озером или заливом сложнее, начиная от названия местности. У Валиханова, посещавшего эти места в 1856 году, это место называется Чарынской долиной и Каркарой. В документах по восстанию 1916 года - Кегеньской долиной и Каркарой. У Д. Алмаши, проезжавшего здесь в 1900-м - долина Кегень-Каркара. В отличии от Жаланаша у этой местности нет названия ни на карте Северцева, ни на советской.
Это более возвышенное, чем Жаланаш плато, примерно с таким же плавным северным уклоном, но зажатое уже между хребтами Кунгей, Терскей и Кетмень. С востока, плато ограничивается отрогом хребта Терскей - Шол-адыр (на карте Северцева Чул-адыр). Крупных рек здесь тоже две, с Кетменя стекает Кегень, а с Терскея - Каркара. Помимо них с южных склонов гор стекает большое количество речек и ручьев поменьше. После слияния рек Кегень и Каркара река впадает в узкую горную теснину уже под именем Чарын, который пройдя по урочищам Актогай, Куртогай (через Жаланаш) и Сарытогай (севернее Торайгыра) впадает в Или под названием Таскарасу. Чаще всего это плато называют Каркара. Пусть так и будет.


Вторым возникает вопрос о переводе на русский язык этого топонима. До того как я начал интересоваться мне казалось, что все просто: кар - снег, кара - черный, т.е. черный снег, вытоптанное место на снегу где скот держат. Но, оказывается, есть и просто слово каркара (каркыра на кыргызском), оно переводится как журавль. Журавли, и в самом деле, здесь водятся, как говорят, в изобилии. Так же каркарой называется женский головной убор с перышками, у Валиханова приводится легенда о том как местность получила название именно из-за этого убора в те времена когда местность принадлежала еще ойратам. А еще черным цветом, т.е. словом кара, в тюркских языках иногда называют сервер, в некоторых редких случаях это слово можно перевести и как большой, сильный, мрачный или великий. Т.е. в этих случаях название будет Великий снег или Мрачный снег. И это тоже будет верно, т.к. эти места заваливает зимой большим слоем снега и движение через плато сильно затруднено. Хребет Кетмень, ограничивающий плато с севера, имеет несколько названий, с том числе и Узынкара, т.е. Длинный черный.
В общем, одного точного ответа, как с Жаланашем, на этот вопрос нет еще со времен Валиханова, есть только несколько версий, из которых можно выбрать наиболее понравившуюся.
Каркару и Жаланаш разделят между собой отрог Кетменя под названием Кулук тау, соединяющий Кетмень и Кунгей, возвышающийся над Жаланашем более, а над Каркарой менее чем на километр в центральной части. По краям отрога он понижается примерно до 2000 метров и здесь проложены дороги. Со стороны Кетменя идет дорога из Чунжы, а со стороны Кунгей дорога из села Жаланаш. Сейчас обе дороги сходятся в селе Кегень из которого потом можно попасть в Китай по долине Текеса через Нарынкол или в Киргизию по долине реки Каркары через Санташ. Примерно по этим же местам лежали караванные пути и до прихода русских. Дорога в Кегень со стороны с.Жаланаш на 50 километров длиннее, но зато куда более живописна. Во времена Валиханова и Семенова она была еще и более трудна для караванов, а сейчас по обеим дорогам новый асфальт. До того как дорога выходит на гребень перешейка отделяющего Жаланаш от Кегеня, между реками Жарганак и Кенсу, она проходит через три глубоких оврага. Раньше это были три реки Мерке, но сейчас Верхняя или Третья Мерке переименована в Кенсу (Широкая вода). Когда произошло переименование не знаю, но между реками Шет Мерке (Крайней Мерке) и Кенсу течет река Орта Мерке, т.е. Центральная, смысл названия которой с переименованием потерялся. От Нижней Мерке до Кенсу идет повышение местности и каньоны становятся менее глубокими. Если в том месте, где дорога пересекает Шет Мерке (урочище Тогызбулак) обрыв составляет двести метров, то у Кенсу всего сто с небольшим, примерно такой же как у реки Талды с другой стороны перешейка. Такие глубокие каньоны река, как правило, прорезает там, где течет по песчаному наносу на бывшем дне озера не имеющем под собой коренной породы. Есть и второй вариант когда может образоваться узкое речное ущелье - когда река течет еще до поднятия хребта и прорезает его по мере роста. Похоже, что именно так Чарын и Чилик прорезал Торайгыр (Чилик еще и Согеты, который на карте Серверцева назван Богеты), поднявшийся позже хребтов питающих эти реки.


Чарын на Жаланашском плато.



Чарын на выходе из Торайгырских гор.



Долина Согеты в марте.

Жаланашское плато хоть и не такое безжизненное как лежащая по другую сторону Торайгыра Согетинская долина (где на всю долину лишь один аул на окраине из трех домов), лежащая на несколько сот метров ниже Жаланаша, но все равно больше напоминает полупустыню, выгорающую обычно к концу весны. Реки Чарын, Темирлик и Чилик, текущие по плато, довольно крупные и половодные по меркам Семиречья, но Чарын течет в каньоне на глубине 200-300 метров от уровня поверхности плато, а Чилик вбирает в себя все речки и ручьи стекающие с Заилийского хребта, не пуская их на само плато, т.к. лежит на несколько десятков метров ниже его. Т.е. для питания плато остаются лишь осадки и мелкие ключики и ручьи стекающие с Кунгея и голого Торайгыра. В результате этого почв пригодных для земледелия на плато довольно мало и в местности размерами 50 на 20 километров только 8 аулов с суммарным населением чуть больше 12 тысяч человек. По северным склонам Заилийского хребта, где нет такого острого недостатка в воде, все эти люди уместились бы в одном селе, ну или заняли лишь треть такого села как Чилик. Самым старым и большим (более 4000 жителей) из этих населенных пунктов является Жаланаш. Единственное из сохранившихся дореволюционных селений Каркары и Жаланаша и по совместительству последняя из “мирных” станиц семиреченских казаков. Названий у него было целых три - Джаланашская, Поливановская и Александровская, но в документах я встречал только под первых именем. Основана она была в 1910 году выходцами из Надеждинской и Софийской станиц.


Перед революцией население составляло четыре с четвертью сотни человек. Эта станица примечательна еще и тем, что в ее окрестностях произошел один из последних боев гражданской войны в Семиречье. Случился он в конце 1920-го, как это ни странно, между русскими и дунганами, которых русские пустили в Семиречье жить за 40 лет до этого. Это у царской администрации не получилось мобилизовать туземное население на тыловые работы, а у большевиков в 1920-м в Туркестан уже были национальные военные формирования казахов, уйгур и дунган. Русским отрядом, состоявшим из жителей местных станиц, руководил полковник Павел Сидоров из сибирских казаков, а дунганским отрядом руководил уже семиреченский дунганин Магази Масанчи. Победили дунгане и русские откатились назад в СУАР, не добившись поставленных целей. Сидорова убили представители ГПУ в 1922-м, а Масанчи расстреляли в 1938-м, но о Сидорове никто не знает, а именем Масанчи сейчас названа улица, село (то самое где был межэтнический конфликт в 2020-м), установлены бюсты.
Первый раз я здесь побывал лет десять назад по дороге на Кольсай и с тех пор бывал еще несколько раз. На вид - чисто казахское село, не сказать, что умирающее. Дороги в последние пару лет там активно асфальтируют. Такое ощущение, что новый асфальт по всему селу уже лежит, даже на окраинах. Есть мечеть, магазины, школа, несколько заправок, на вид как в Тургени лет 30 назад. При домах есть огороды, в которых растет картофель, его по осени можно купить и в Иссыке, и в Алматы. В окрестностях села видел пасеки.


Улица в Жаланаше.
В прошлом году покатался по селу и попытался найти русское кладбище или следы русских домов, но, похоже, что их либо уже не существует, либо мне на глаза не попались. Местных русских я там не видел ни разу. Их там и нет. По переписи 2019 года население Кегеньского района на 99,4% - казахи. Цели которые ставились албанами здесь в 1916-м сейчас достигнуты.


Брошенный дом на окраине села из камыша с досчатой кровлей. Это скорее исключение.

Если после въезда в Жаланаш сразу свернуть налево, то мы попадем на дорогу ведущую в Кегень. Километров через десять в Урочище Шет Мерке, на левом берегу каньона будет стоять село Тогызбулак (Девять ручьев). Оно немного в стороне от дороги, поэтому туда я не заезжал ни разу. Примечательно оно тем, что стоит на месте русского села Шет-Мерке или Ново-Афонского (удачное название учитывая, что село стоит над крутым обрыв). Образовано оно было уже после 1913 года, т.к. в справочник Недзвецкого не попало, а уничтожено было в ночь с 13 на 14 августа 1916-го. 13 августа «смирный род Албан» если верить Мухтару Ауэзову, напал на мельницу стоящую на Мерке выше села, сжег ее, а затем напал на Жаланаш и Ново-Афонское. Если в станице получив отпор казахи быстро бросил свою затею, то село, состоявшее всего из 11 дворов, было разграблено и сожжено ночью, после того как население под прикрытием казаков ушло в Жаланаш.
Сам каньон Шет Мерке впечатляет, особенно когда подъезжаешь с равнины к его краю не ожидая увидеть такую глубокую щель. На дне вьется небольшая речка, местами поросшая по берегам талом. В том месте где когда-то была мельница стоят юрты.


Через несколько километров дорога пересекает Центральную Мерке. Именно здесь Семенов в 1857-м году на коне гнался за медведем застигнутым им на кладбище. Но медведь благополучно ушел. Сейчас на правом берегу каньона стоит село Жайдакбулак (Весна).


Ну а дальше будет самая верхняя и маленькая из Мерке под именем Кенсу. По этой речке переправлялись в нынешнюю Киргизию Семенов в 1856-м и Зиберштейн в 1825-м. Спустившись в ущелье, переехав речку и одноименное село дорога расходится на две: левая через три километра приведет на Мойнакскую ГЭС, а правая идет в Кегень.


Решение построить Мойнакскую ГЭС было принято в 1985-м году. Проект был разработан у нас, но стройку завершив лишь на 10% бросили, даже не законсервировав в 1992-м. 15 лет до нее не было никому дела и лишь в 2005-м вернулись к этой идее. Обратились к Китаю который на 80% профинансировал проект, но с условием что проектировать и строить ГЭС будут китайские компании, оборудование тоже поставят они. Через 6 лет, пятая по мощности ГЭС Казахстан, была запущена. Турбины на ней стоят австрийские, а генераторы выпущенные в Харбине. Сама ГЭС названа по сопке возле которой построена (мойнак - шея), а получившиеся водохранилище названо Бестобе (пять холмов) по горам у восточной его оконечности. Длина водохранилища четыре с половиной километра, ширина от нескольких десятков до трех с половиной сотен, ну и глубина до 80 метров. Это водохранилище довольно популярно в последнее время и получило прозвище казахстанской Исландии из-за того, что безлесые берега покрыты зеленой травой довольно большую часть года. Водохранилище располагается на высоте Медео, около 1700 метров над уровнем моря.


За Кенсу дорога идет безлесыми холмами незаметно достигая высоты 2000 метров и потом начинается спуск на плато Каркара.
В том месте где дорога спускается на плато раньше стояло еще одно русское село - Спицевское. Так же сожженное в ночь с 13 на 14 августа 1916 года. Население его ушло, кажется, в Подгорное, а не Жаланаш.


Где-то в этих местах стояло Спицевское.
Каркара значительно отличается от Жаланаша из-за более высокого расположения и обильного наличия воды. Я был здесь в начале июля 2022-го и в конце августа 2021-го и оба раза здесь было зелено. На плато размерами 30 на 30 километров сейчас 10 аулов, 8 у нас и два у киргизов. В них проживает 13 с половиной тысяч человек, в киргизской части 300 из них. Т.е. по части населения то же самое, что и в Жаланаше, а отличаются они тем, что до революции здесь вообще не было постоянных жителей, была лишь станция Кегень, где жил смотритель и все. Земледелием здесь на вид занимаются еще меньше, чем в Жаланаше, но скота и пасек ощутимо больше. Я слышал про кегеньскую картошку, но где ее выращивают не видел. Поля есть и они засеяны какими-то цветущими травами. Что это за растение я не знаю, но оно выращивается по обе стороны границы. Возможно какой-то медонос. Еще Каркара отличается от Жаланаша наличием курганов. По ощущениям, их здесь так же много, как и в том месте где я вырос.


Центром здесь, как и всего Кегеньского района, является одноименное село на северо-восточной окраине плато, стоящее на левом берегу одноименной реки. В Википедии написано, что основано оно в 1841 году, но это вранье. Кегень - чисто советское село, основанное в 1931 году в результате “осаждения кочевников на землю”. До этого на этом месте был лишь пикет, ну или бекет, т.е. станция. Стоял он на перекрестке дорог из Жаркента, Пржевальска и Нарынкола. В селе сейчас проживает около шести тысяч человек (т.е. почти половина населения Каркары), в основном это род албан старшего жуза. Село как село. Самое крупное на территории равной площади Черногории. Населения здесь, правда, меньше в 15 раз чем там. Светофоры здесь есть, следующие ближайшие в Тюпе и Чундже. Магазины, больница, школа… несколько заправок как в Жаланаше и одна на выезде в Нарынкол сетевая казахойловская, точно такая же как и по Алматы стоят с теми же ценами и ассортиментом.
Когда был в начале лета в Москве, то удивлялся, что у нас российский бензин на российской сетевой заправке стоит в полтора раза (с нынешним курсом в два) дешевле, чем в самой России. Но когда был в Киргизии в середине лета, то удивился еще больше, потому, что там этот же российский бензин стоит в 2.2 раза больше чем у нас, т.е. немного больше чем в самой РФ, где зарплаты намного больше киргизских. Так что заправка в Кегене весьма кстати стоит.
В том месте Кегеня где перекресток дорог из Жаланаша, Чунджи и Нарынкола установлена стела. Сам я на нее внимания не обратил, а вот люди не поленились остановиться и поподробнее ее рассмотреть. Довольно интересная чеканка без каких либо пояснений.










Так сказать история русско-казахских взаимоотношений по версии местной интеллигенции.

В южной части села дорога расходится: одна идет на восток в Китай, вторая на юг в Киргизию. Если поехать по второй, то через несколько километров будет село Каркара. Всего сел с таким название на плато три, два у нас и одно в Киргизии, но только это стоит на берегу одноименной реки. Предполагаю, что где-то здесь и проводилась Каркаринская ярмарка. Точного ее месторасположения я нигде не находил, но она была южнее Кегеня, на правом берегу реки. Ярмарка проходила в период с 1893 по 1916-й год, а также предпринимались неудачные попытки ее восстановления в 1923-1924-х годах. Длилась она с июня по сентябрь. Уничтожена была тогда же когда и восемь русских селений Джаркентского уезда, теми же людьми. 13 августа русские купцы и крестьяне ушли с ярмарки в Пржевальск под прикрытием охраны. 14 августа на ярмарку вернулись казахи, ограбили купцов и сожгли их лавки, но, вроде как, никого убив. 15 числа оставшиеся купцы из узбеков, местных и китайских уйгур разделилась на две части и пошли в разные стороны. Одна часть, большая, пошла в сторону Чилика, куда благополучно и добралась, а вторая часть, в основном жителей Ташкента, вслед за русскими под небольшим конвоем пошла в Пржевальск. На ночь купцы встали на реке Аксуу, возле русского села Теплоключенка перед Пржевальском. Конвой ушел по какой то причине. Ночью русские жители этого села ограбили и убили до 200 человек (по словам самих купцов) из этой группы. Часть отпустили за деньги. Эти же люди, в те же дни разграбили и стадо баран в четыре сотни голов, попутно убив трех пастухов из киргиз. Это стадо было закуплено на Каркаре русским агентом, и предназначалось для нужд русской армии. Крестьяне это прекрасно знали, но их это не остановило. К слову сказать, во всем Джаркентском уезде из русских в те дни были убиты 43 человека, пропали без вести 41 и ранено 13 человек.
За аулом Каркара дорога идет по левому берегу реки Каркара к пограничному пропуску, который с нашей стороны называется Кегень, а с той - Каркыра. Работает он с 8 утра до 6 вечера с мая по октябрь. В остальное время тут нет проезда из-за снега заваливающего дороги.


А это маленький семирек в пижаме на юге Каракары, которого разбудили для прохождения границы. В восьмом колене он житель Семиречья и в седьмом, по обоим родителям, уроженец казахской части Жетысу. Более полутора века назад его предки покинули Воронежскую губернию, переселившись частью на Алтай, частью в Алатавский округ став одними из первопроходцев в крестьянской колонизации края и старожилами одной из первых станиц юга Семиречья. В то время на Чарыне и Каркаре еще стояли китайские пикеты, т.к. это было до подписания Чугучакского протокола и эта земля не стала еще частью России. Возможно, что на фото потомок родственников людей основавших Жаланаш, т.к. в то время большая и зажиточная семья его матери жила в Талгаре, а в Иссыке жили родственники отца. Не исключено, что это потомок тех, кто в 1916-м гонял киргиз по ущельям гор, что за его спиной на фото.
Забавно, но столько живя в Туркестане, постоянно в окружении подавляющего большинства тюркских народов, его предки рождаясь в Алматы, Талгаре, Тургени, Маловодном, Каскелене, Нукусе, Коканде за прошедшие 160 лет роднились, по сути, лишь со своими изначальными, условно, земляками - выходцами с Воронежа, Дона, Кубани, Харькова, по различным причинам оказавшимися здесь, в основном, уже после того как эта земля перестала быть частью России. Из нерусских в этих восьми коленах у него только одна из прабабок, она была украинкой. Хочется верить, что и его потомки будут такими же русыми и светлоглазыми, с крестом на шее, как и он сам, не смотря на характерные для Семиречья непрерывные и часто резкие этнические и политические изменения.

1916, 1, Каркара, Чарын, Ново-Афонское, Жаланаш, Спицевское, Кегень

Previous post Next post
Up