Больцмановское бессмертие

May 11, 2019 10:56


Лето 1990 года мы с мамой проводили в Гурзуфе. Основным моим занятием в то время была полная версия самоописания. Я рисовал энциклопедию вещей, которых помнил, писал таблицы ассоциаций. Читал какой-то роман, может, доктор Фаустус. На берег принесли утопленника в черном смокинге, и девушка над ним картинно выла. У меня слабость в ногах от этого почувствовалась.

Ночью Вояж Вояж разносился над всей набережной, равно как и “волос был чернее смоли, был седым”. Философские мысли роились в голове. Я думал о том, что во всей вселенной есть один выделенный момент - это моё восприятие здесь и сейчас, которое я обозначил как “До” - в противовес Дао - которое путь вещей, то есть вероятность связи событий между собой. “До” оно моё одно у меня. Только у меня - на всю вселенную, и я значит как бог. Не даром Христос рек: “царство божие внутри нас”. Это вот буквальное указание - но не на сердце, а вот на этот самое До, которое по сути, сгусток квалиа, атомов опыта.

Мама купила два билета на кабаре в Ялту. В СССР в принципе был везде социализм, но на юге его особенного никогда не было. Пока мы садились в автобус, я продолжал думать о своём. Я думал о том, что само сознание - это просто процесс взаимодействия разных нейронов, и значит, это некий граф причинно-следственных связей. Но любой причинно-следственный граф можно реализовать с помощью бильярда: структура связей будет та же.

Внутри вещей, думал я, садясь в автобус, - так же полно такого бильярда: атомы и молекулы сталкиваются в произвольных комбинациях. Значит, и любой миг сознания - и в этот момент я почувствовал волну темного ужаса - то же может возникнуть внутри камня, и более того, поскольку камней много, вся вселенная, то такие “виртуальные я” должны возникать пачками - и тут же немедленно умирать навсегда! Автобус помчался во тьму, а я терзался ужасными сомнениями: с чего я взял, что я вообще существую? Главное, было не говорить это маме, а то бы она выкинула все мои тетрадки в помойку. Нужно было придумать срочно какое-то решение и главное, до приезда в Ялту.

Как я выйду из автобуса? Какой смысл вообще куда-то идти, если я точно знаю, что исчезну в следующий миг? нужно бы найти выход, и я стал напряженно думать.

В кабаре девушки подбрасывали свои сиськи, такие большие, что я думал, а настоящие ли они - или может это было потом, в какой-то телепередачи, а там они только махали большими ногами. И вот что я подумал. Да, я могу быть сейчас просто иллюзорным мигом внутри камня. (Позже я узнал, что Иген назвал это теория пыли, а Больцман - Больцмановскими мозгами). Но каждому иллюзорному моменту сознания соответствует и момент сознания реального существа, и таким образом, хотя каждый миг я-в-камне умирает, оно находит свое бессмертие в непрерывном сознании реально существующего человека. То я-в-камне “вкладываются” в реальный я, как скопированные отдельные кадры - в целый фильм.

Увы, в тот момент я не подумал, и не подумал я это тогда, когда наш сосед по столу ушел ругаться за кулисы потрясенный счетом за еду, который ему нарисовали (я думаю, если бы он мог, он бы кричал It is impossible, как однажды кричали американские туристы в ресторане в Риме примерно в той же ситуации) - не подумал я, что если я-в-камне существуют, то никаких реальных "я” уже тогда не надо, или, во всяком случае, надежно заключить об их существовании уже невозможно (о чем-то таком взвыл Фальтер в рассказе Набокова Ultima Thule).

Иген, и его формализатор Мюллер, выходят из этой коллизии следующим образом: да, нет никаких реальных “я", но это ничего, поскольку возможны цепочки состояний наблюдателя. Каждый момент этой цепочки предсказывает следующий миг - точнее, не предсказывает, а он просто есть, точно так же как за 5 следует 6, а за утром - вечер. Немного, 80 страниц математической эквилибристики, и Мюллер выводит из этого все наблюдаемые законы физики. Но нет ли в этом иллюзорного шарлатанства? Как я вообще могу заключить, что статья Мюллера на самом деле существует и её выводы верны? И если существуют не сами по себе случайные мгновения сознания, а математическая формула, их связывающая, то эта формула должна быть равна всей наблюдаемой вселенной, вселеной, в центре которой сидит До, случайный, по сути, момент здесь и сейчас.

Я вернулся в дом творчества умиротворенный. Больцмановский ужас был преодолен.

(начало главы для книги Бессмертие, картинка из Самоописания-1990, страница энциклопедии вещей)

Previous post Next post
Up