МЫ - НЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Feb 26, 2014 21:29



Обвиняемые по делу «6 мая» в зале судебного заседания © novayagazeta.ru . Фото отсюда

Эту колонку про приговор героям Болотной и общественную реакцию на него я писал в ночь на вторник и рано утром 25-го отослал на "Рабкор". Опубликовали только сегодня под вечер тут.

Мы - не революционеры

Болотное дело. Приговор:

Наумовой (Духаниной) 3 года 3 месяца условно
Барабанову - 3 года 7 месяцев, колония общего режима
Белоусову - 2 года 6 месяцев, колония общего режима
Зимину - 3 года 6 месяцев, колония общего режима
Кривову - 4 года, колония общего режима
Луцкевичу - 3 года 6 месяцев, колония общего режима
Полиховичу - 3 года 6 месяцев, колония общего режима
Савёлову - 2 года 7 месяцев, колония общего режима

(из газет)

Никому из нас не суждено дожить до революции
(Ленин в январе 1917 года)

Приговор по Болотному делу, оглашённый 24 февраля 2014-го в Заплесневецком суде города Москвы (Замоскворецким я, как местный уроженец, никак не могу его признать, ибо он - инородное вкрапление на теле старого района с хорошими традициями - это знали все, от интеллигентов до хулиганов, обитатели коммуналки, в которой я появился на свет, всех трёх её жилых этажей, включая подвал) заново актуализировал проблематику и риторику протеста, родившегося в декабре 2011 года.

Начиная с «митинга грязных ботинок» 5 декабря на Чистых прудах, да нет, начиная с ареста Удальцова днём 4-го и вечерней акции анархистов и левых в тот же день «выборов» - с эпическим транспарантом «Вас нае$#ли», - и вплоть до стояния на Сахарова 24-го, - главным вопросом были вовсе не махинации с подсчётом голосов. Все понимали, что они были - и современная техника в руках наблюдателей доказывала это со всей неумолимостью сотни и тысячи раз в день. Главным было вовсе не то, имеем ли мы право на протест, право на свободу собраний там и тогда, где и когда мы захотим. Вспомните - мы не искали тогда подтверждений этого права в Конституции или других неисполняемых законах Российской Федерации, мы находили ответ исключительно у своей совести и воли, у своего оскорблённого самолюбия, у самоуважения, которое в нас тогда проснулось. Нет, нет и нет! Самым главным, самым обсуждаемым тогда было: «Революционеры ли мы?»

Начиналось всё хорошо - 4-го, 5-го, 6-го декабря мы этим вопросом даже не задавались и уже потому хотя бы на самую чуточку уже таковыми революционерами были - мы взрывали ко всем чертям затхлый мирок «политической вменяемости», мы подтверждали свою состоятельность и на улицах, и в сети - всё снова выходя с протестами куда и когда нам угодно, и всё снова публикуя всё новые доказательства масштабно поставленного воровства.

Затем пришли (полу)системные либералы - из своих уютных и хорошо обставленных позолоченных норок они выбрались, чтобы сказать свои слова и сделать свои дела против ясно выраженной воли людей бороться с несправедливостью вплоть до её искоренения. Они вступили в переговоры, на которые их никто не уполномачивал и об участии в которых (и даже о самом факте которых) никто не просил. Они шулерски подтасовали место первого по-настоящему массового московского сбора. Они подменили ясные и чёткие лозунги протеста своей излюбленной розовой водой, а методы протеста - второсортной клоунадой. Они потащили на сцену нациков и стали с ними рукопожиматься. Они подсунули нам ложь о протесте исключительно «креативного класса» и навязали выморочный, подставной «конфликт» с условным «Уралвагонзаводом», снулую дихотомию Болотной и Поклонной. Они сами себя назначили в Оргкомитет и сделали всё для того, чтобы он не был демократически формируем и переизбираем. Они препятствовали настоящему демократическому обсуждению хода и смысла родившегося движения с участием широких масс протестующих. Они много ещё чего дурного сделали ради выхолащивания протеста - и в этом им помогала их либеральная пресса, авторитарные (чтоб не сказать больше) власти и политические ваньки-встаньки по случаю - всё те же нацисты.

И ещё очень важное, может быть не самое важное, но точно существенное: они внушили нам, что все мы не революционеры, всеми этими своими публичными завываниями и заклинаниями в медиа о том, что никакой революции нам не надо, что «лимит на революции» исчерпан, что мы все не хотим, конечно, никакой революции, а просто хотим честности, прозрачности, а ещё немножечко чистой как честная слеза ребёнка прозрачной водочки на Новый год - и потому, видимо, не запланировали никаких вообще протестов на январь, то есть сразу, без продыху, когда и надо было всеми силами - расширять и углублять движение (мы знаем теперь, в 2014-м, что это не общеславянское такое - нашим соседним восточным славянам и чуть более удалённым славянам западным никакие рождества, тождества и мыслительные убожества не помешали протест развивать - так, как они смогли, в эти новогодние, рождественские и прочие зимние дни и недели).

Нам навязали тогда эту вредную, разрушающую здоровый анализ и здоровое мышление байду про ни-в-коем-случае-не-революционность - и даже левые, и даже самые проницательные из радикальных, некоррумпированных низовых либералов, заглотили крючок, повелись на приманку - пустились в выматывающие фэйсбучные и вконтактные споры о том, что на самом деле революция-де нужна, что надо нам быть именно революционными, а не реформно-комформными - и уже в ходе этих долгих, продолжавшихся больше полутора месяцев интернетовских разговоров ни о чём (до 4 февраля 2012-го, до следующей большой протестной мобилизации) сами заболтали весь свой жар, весь свой напор, всю свою наступательную энергию - заболтали до того, что уже совершенно беспредметными стали разговоры о революции за угасанием не то что самого революционного порыва, но и надежды на формулирование какой-либо внятно простроенной, пошагово расписанной программы реформ. 4 февраля граду и миру была явлена уже не борьба, а уличный конкурс карикатур и подстёбок, иногда и правда смешных, но совершенно не наступательных, а по большей части #жалких.

Я не проливаю тут слёз о несостоявшейся революции, вы поймите, я вообще не являюсь фанатом революции и революционности «всегда и везде», не глядя на базис и надстройку (всё-таки, негативный опыт Бланки, Ленина и Бонанно кое-чему научил), я о другом: мы дали себя запутать и, запутавшись, стали неспособны к победе - неважно, как бы она могла быть достигнута - революционным движением или движением за реформы.

И в этот самый момент наше движение практически уже превратилось в штопанный кондом, который, ослеплённые собственной весельчаковой «креативностью», изнеженные горожане продолжали пририсовывать на своих плакатах к чьим-то чужим пиджакам.

Настоящая борьба сменилась её симулякром - и в этом смысле знаменитое несанкционированное «стояние в фонтане» 5 марта ничуть не лучше предшествовавшего и воспоследовавшего «стояния на болоте».

Этот же морок продолжался практически весь 2012 год на летних митингах и на осенних «выборах» ныне покойного КС оппозиции - за двумя, пожалуй, исключениями. Я имею в виду решимость участников и участниц демонстрации 6 мая не оказаться униженными и решимость креативной части протеста заставить свои мозговые извилины работать с 8-го по 16-е мая, на #оккупайАбай (особенно прошу не смешивать тут креативную часть протеста с сурковским конструктом - «рассерженными горожанами», или «креативным классом»).

Приговором героям Болотной (а многие из них были потом креативщиками и делателями #оккупайАбай) власть плюнула нам в лицо, вознамерившись втоптать во прах всё лучшее и подлинное, что было в «декабрьском движении» - подобно тому, как её цепные псы втаптывали в асфальт тела участников и участниц демонстрации #6мая.

Я не смог быть у суда днём 24-го, но я, конечно, пошёл к Манежной тем же вечером. Пошёл с какой-то обречённостью (с 5-го на 10-е декабря 2011-го обречённости у нас не было, вспомните) и даже со стыдом. Я понимал, что все мы, эти сотни людей (максимум там было тысячи две народу, учитывая все возможные подходы и примыкания к заблокированной площади, но, скорее, не было и этого), ничего не сможем изменить, ничего не сможем переломить таким макаром. Ну да, мы постоим, погорюем, повздыхаем, повскрикиваем: «Россия будет свободной!» Потом многих из нас заберут оккупационные «астронавты», а многие избегут этой участи и поедут по домам писать статьи в блоги и на сайты, по дороге неустанно твиття и обновляя статусы на фэйсбуке, не брезгуя и перепостом. Как всё это #жалко, как не соответствует тому, что должно происходить.

Я пришёл (по дороге «креативно» - сэкономил время! - заскочил в «Фаланстер», накупил книжек для грядущего написания рецензий - свежего Лимона, свежего Петю Косово, свежего Шиффрина и многообещающий свежий учебник истории России Кагарлицкого-Сергеева), обнаружил у бывшего «Интуриста» на Тверской человек 200, у «Националя» ещё человек 300 (из них сотня - журналисты) - но, допустим, у других вхождений было хотя бы по столько же, поздоровался, ещё раз поздоровался, констатировал, что кто-то меня не помнит, а кто-то - в упор не видит, снова поздоровался, переговорил, прошёл вглубь на 30 метров, опять поздоровался, отошёл на два метра к метро, переступил потом на метр вперёд, снова переговорил... Отряд мобильный особого назначения, тем временем, производил задержания кого ни попадя, того и гляди, самого министра МВД задержали бы, не признав, явись он сюда. Задержанные же, оказавшись в автозаках, зафигашивали «луки» и постили их в соцсетях - словом, и тут всё тот же фестиваль показного остроумия и показного веселья - но, почему-то, даже не сквозь слёзы.

Мне стыдно было туда идти, стыдно было там находиться. Не обладая смартфоном для самозапечатлевания и необходимой суммой для оплаты штрафа в случае чего, я, после трёх не очень удачных попыток свинтить меня, решил, со стыдом, отписаться. И сейчас мне - да, немного стыдно писать об этом, тем более, что это не мой личный стыд, это мы все облажались.

Я надеюсь, что все до утра смогли выбраться из ОВДэшек, надеюсь, что все смогут выспаться, если не нынче, то хотя бы завтра ночью. И я совсем не против улыбок, веселья, и даже не против смартфонов и «луков».

Но, чёрт возьми, приговор 24 февраля 2014-го, произнесённый в отношении болотной «восьмёрки» - это не просто приговор, это - оскорбление.

На такие оскорбления, на такие приговоры, конечно же, не так надо отвечать, как было попробовано 24 февраля у суда, а потом у Манежной. Вскормившая нас История и окружающая нас Современность немало знают примеров других - вполне достойных, посильных и адекватных ответов - и далеко не все из них являются революциями или хотя бы хоть как-то связанными с революциями, с революционностью.

Но пока нами - никем из нас - такой ответ не дан (а он не дан), мы можем, не погрешив против жизненной правды, честно признаться себе в том, в чём нас пытались уверить в декабре 2011-го сытые и благополучные самозваные «эксперты» и «лидеры»...

Да, мы - не революционеры.

Влад Тупикин
с 24 на 25 февраля 2014 года, Москва

первая публикация: http://rabkor.ru/opinion/2014/02/26/fail (26 февраля 2014 года)

общественное движение, элита бля, взаимная помощь как фактор эволюции, москва, болотное дело, свобода собраний, личное, политзаключённые, общественные тенденции, a.c.a.b., fucking оргкомитет, права человека, линки на статьи влада тупикина, репрессии

Previous post Next post
Up