О ДОСТИЖЕНИЯХ И ОШИБКАХ ПОЗДНЕСОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО АНАРХИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Dec 19, 2006 15:33

Отрывок из интервью Влада Тупикина корреспонденту швейцарской газеты Die Woche ("Неделя"), 15 декабря 2006 г.

Какие были основные достижения у анархического движения в СССР и России за последние 20 лет?

В 80-е годы самым большим достижением было быстрое создание обширного анархического движения практически с нуля - при том уровне зачистки политического поля, который существовал в Советском Союзе, при отсутствии живой анархической традиции и при отсутствии анархической литературы (даже работы Бакунина и Кропоткина были, как правило, закрыты в секретных отделах библиотек, куда пускали только проверенных сторонников правящего режима). За три года (1987-1990) нам удалось поднять тираж своего журнала "Община" со 150 экземпляров до 15-20 тысяч. В 1987 году в московской анархической группе "Община" было 20 человек. В 1990 году в Конфедерацию анархо-синдикалистов (КАС) входило 1200 человек в 62 городах СССР. При этом КАС не была тогда единственной анархической организацией, да и не все анархисты вообще состояли в организациях.

Тогда же, в конце 1980-х годов, важным достижением анархистов было то, что они чуть ли не первыми подняли знамя радикальной экологической борьбы. Блокады Балаковской атомной электростанции в 1990 году, Горьковской атомной станции теплоснабжения и Запорожского коксохимического комбината в 1991 году - проходили под чёрными флагами. 10-тысячная демонстрация в Балаково в 1990-м, во главе которой шли анархисты, - это кое-что значило. И остановка строительства новых ядерных энергоблоков в стране почти на 10 лет - тоже во многом успех тогдашнего экологического и анархического движения.



В 1990-е годы именно "Хранители радуги" (радикальное эко-анархистское движение) и группа "Экозащита", основанная анархистами, составляли в России единственную действующую альтернативу "Гринпис", этой транснациональной корпорации по защите природы. Съезды и конференции много кто проводил, а вот экологическое прямое действие было уделом почти исключительно анархистов.

Одно из самых сильных новых профобъединений - Сибирская конфедерация труда - была создана анархистами в середине 1990-х годов и существует до сих пор. Эта организация включает в себя работников наёмного труда в Омске, Томске, Новосибирске и других индустриальных центрах Сибири и до сих пор сохраняет свой самоуправляемый антибюрократический характер.

Какие достижения есть у анархического движения России прямо сейчас?

Довольно успешной была - особенно в сравнении с другими политическими силами, например, с главной компартией (КПРФ) - кампания, проведённая анархистами из России, Украины, Беларуси, Сибири и других стран против саммита большой восьмёрки летом 2006 года. Анархисты были единственными, кто смог привлечь сравнительно много зарубежных участников к акциям протеста в Петербурге. В течение анархического дня действия 16 июля 2006 года в трёх разных акциях в течение дня приняло участие около 200 человек, в то время как КПРФ накануне собрала на свою демонстрацию лишь около 250 человек - и то при помощи СКМ, АКМ, НБП и других организаций. Поддерживаемые анархистами сайты http://ru.indymedia.org, http://piter.indymedia.ru и http://spb8.net давали наиболее оперативную и полную информацию по протестам и задержаниям активистов во время саммита большой восьмёрки в Петербурге в июле 2006 года.

Каковы были основные ошибки анархического движения за последние 20 лет?

В 80-е годы, как, впрочем и на протяжении всех 20 лет открытого анархического движения в бывшем СССР, активисты из Москвы и Петербурга - городов, где движение наиболее развито - слишком мало ездили по стране для того, чтобы поддерживать и инициировать движение в других регионах. Люди из регионов тоже ездили и ездят мало, но в столицах больше активистов, более насыщенная социальная жизнь и - особенно в Москве - больше денег, а потому - больше возможностей для поездок.

Кроме того, в 80-90-е годы анархическое движение слишком долго держалось за устаревший принцип построения только лишь идеологических федераций, вообще слишком долго переваривало наследие 1905-1907-го, 1917-1921-го, максимум - 1936-го годов (в первых двух случаях я имею в виду российский и украинский, во втором - испанский опыт). Слишком поздно и до сих пор не в полном объёме мы открыли для себя неавторитарную организацию вокруг направлений деятельности, принцип построения движения и действия вокруг "групп близости" (affinity groups), теоретическое и практическое наследие европейского и американского анархического движения 1968-го года и последующих лет до сих пор очень слабо освоено анархистами бывшего Советского Союза. То же самое касается и адекватного освоения собственно советской и постсоветской реальности, ответов на вызовы сегодняшнего дня. Остаётся утешать себя тем, что у других - авторитарных - левых с этим всё значительно хуже. Авторитарные левые, в отличие от анархистов, до сих пор копаются в 1917 годе, если не вообще в XIX веке и никак не поймут, что жизнь давно уже ушла вперёд.

Влад Тупикин
из ответов на вопросы корреспондента швейцарской газеты Die Woche ("Неделя"), 15 декабря 2006 г.

см. также на http://ru.indymedia.org/newswire/display/15792/index.php

общественное движение, анархизм, медиа-сфера, анархисты, швейцария, экология, общественные тенденции, история, профсоюзы, альтермондиализм

Previous post Next post
Up