1 апреля 2012 года я сошел на перрон Ленинградского вокзала с поезда Мурманск - Москва. Так закончился первый этап моего проекта
«Берега Беломорья», целью, которого, было пройти на лыжах вдоль Поморского берега, по льду Белого моря.
Всего было пройдено 240 км за 12 ходовых дней. Точкой старта был город Онега, Архангельской обл., финиша - город Кемь, Республики Карелия.
СХЕМА ПЕРЕХОДА:
При выборе маршрута первого этапа, я руководствовался, прежде всего, страхом - у меня не было опыта подобных путешествий, тем более в одиночку. Поморский берег, удовлетворял меня по нескольким позициям. Прежде всего, возможностью сойти с дистанции, фактически, в любой точке маршрута и хорошим покрытием зоны мобильной связи.
17 марта я прибыл в Архангельск. Еще перед отъездом я решил, что мне обязательно надо посетить музей деревянного зодчества в Малых Карелах, что я и сделал:
На следующий день, загрузившись в микроавтобус маршрутного такси, я отправился к месту старта в город Онега. Немного не доезжая деревни Покровская, дорога шла вдоль берега Белого моря, и я не отводил глаз, рассматривая эту серо-белую и бугристую от торосов поверхность. В душе появилось волнение, это не было боязнью, а скорее уважением к этому краю и я поймал себя на мысли, что шепчу - Здравствуй, батюшка Беломоре (не знаю почему, но именно с батюшкой у меня ассоциируется это северное море), будь ко мне ласково и позволь осуществить задуманное.
В Онегу приехали в 15:30. Меня, по моей просьбе довезли до ледовой переправы через р. Онега. Погода менялась, чуть ли не ежеминутно, то мело так, что видимость стремилась к нулю, то появлялось синее небо. Переобувшись и запечатлев себя на старте, я отправился по льду реки в сторону Белого моря. Погода стабилизировалась, ветер утих. Было облачно, только на горизонте над морем было чистое небо.
Планируя данное мероприятие и изучая материалы, я сделал ставки на избы, которых по побережью изрядное количество. Но учитывая то, что я использовал Генштабовские карты, выпущенные в те времена, когда я больше думал о материнской титьке, чем о прогулках по Белому морю, и изб, указанных на них, могло и не оказаться взял с собой палатку. Оказалось не зря.
Изба на мысе Пильский, возле устья р. Онега (первая ночевка)
Изба из кунга на мысе Важеннаволок (третья ночевка)
Седьмая ночевка на острове Еместров (напротив пос. Колежма)
Одиннадцатая ночевка в северной части пролива Шуйская Салма
Первые избы в которых останавливался, это еще в Архангельской обл. были маленькими с низкими потолками и передвигаться по ним приходилось наклонив голову, а так хотелось, после рюкзака, выпрямиться во весь, хоть не богатырский, но свой рост. Зато в Карелии они стали просторными, рассчитанными на человек пять - шесть, и самое главное с нормальными потолками.
Из местных достопримечательностей. Это Ворзогоры, с двумя симпатичными деревянными церквушками:
Другой достопримечательностью был мыс Вардия. Еще перед отъездом, на просторах Инета наткнулся на интересный
сайт.
Мыс Вардегородский, или его современное название мыс Вардия, - отправная точка Осударевой дороги. Именно здесь 16 августа 1702 года началась высадка двенадцатитысячного войска Петрова для осуществления беспримерного в истории человечества военного похода по «болотам и мхам» по «новопостроенной першпективе от Нюхчи к Повенцу». Факт самой экспедиции подтверждается историческими документами. Но до сих пор на карту не перенесено точное прохождение маршрута трассы. Известно лишь ее начало, несколько промежуточных точек и ее конец.
Высадке десанта предшествовала постройка в июле 1702 года на мысе Вардегородский «специальную пристань, способную принять „новоманерные“ суда». Два фрегата «Святой дух» и «Курьер», построенные в начале лета на северодвинской судоверфи Вавчуга имели размеры 20 метров в длину и 5 метров в ширину, при 2.5 метров высоты. Это были очень большие корабли - для примера у современных автопоездов почти идентичные размеры. И вот здесь начинается главная загадка Осударевой дороги. Был или нет, осуществлен волок этих фрегатов? По народным преданиям и легендам, а также по отрывкам из архивных документов вроде как следует, что, несомненно, был. Однако есть несколько фактов, которые опровергают это.
Вот несколько таких фактов. На этом участке Поморского берега с 16 века существовало Соловецкое Нюхоцкое усолье - солеварный промысел из морской воды. Обычно в таких пунктах строились амбары, колодцы, жилые избы и солеварницы. Пристаней в обычном понятии этого слова у поморов как не существовало, так и не существует до сих пор. Лодки вытаскиваются на берег при помощи цепи и ворота на берегу. Технология очень простая - во время прилива лодка подходит как можно ближе к берегу, с отливом она садится на мель и ее вытаскивают на берег воротом.
Теоретически для более тяжелых судов на дно укладывается гать из бревен, смазанных медвежьим жиром. Как это работает на практике, и работает ли вообще, никто не проверял. Тем более в документах значится именно «пристань». Так может быть пристань была построена именно обычная, и построена не для подъема судна, а для облегчения погрузки/выгрузки войска, пушек и обоза?! Это первая загадка.
Вторая и самая главная - как можно было за восемь дней преодолеть путь в 260 километров, таща за собой два фрегата не по ровному асфальту, а по только что построенной (всего за месяц) новой «першпективе». Фактически по болоту, преодолевая в час по километру. По компетентному мнению современных дорожников, такое не под силу даже в наше время. А вот если к войску не было «прицеплено» два фрегата, то вполне возможно преодолеть такие расстояния, даже таща за собой тяжелое вооружение.
И третье - фрегаты «Святой дух» и «Курьер» нигде под Нотебургом и на Балтике ни в одном документе не упоминаются. Зато есть документальные свидетельства 1708 года, о том, что фрегаты несут вахту у северодвинских устий. Там, где и были построены. Неужели их «перетащили» обратно. Есть еще один документ, который подтверждает волок двух малых судов-буеров этой дорогой, но в 1703 году полком Матвея Бардовика. Так может людская молва соединила эти два события?!
На этом мысе и устроился на очередную (шестую) ночевку. Там была целая деревня - две избы, правда жилая одна. Конюшня. И даже удобства, хоть и на улице, но оборудованы.
Войдя в избу и сбросив рюкзак, отправился осматривать свои временные владения, обнаружил, что изба двухквартирная. Вторая «квартира» было более обжитой, туда я и перебрался. Особенно порадовала настоящая русская печь.
Одним из «портов» куда я заходил, был пос. Колежма. Это было на восьмой день.
Заход в данный «порт» был не запланированным. Дело в том, что я, наивный тунгуский юноша, решил бросить курить и взял мало сигарет. За два дня до этого, они у меня кончились, но сказались, моя сильная никотинозависимость, и напрочь отсутствующая сила воли. Я испытывал, что-то похожее на ломку и хищно поглядывал на пакетики с чаем. И начал подумывать, что надо бы зайти в ближайший населенный пункт. При этом, пытаясь обмануть самого себя, мотивируя заход, необходимостью подзарядить телефон и прикупить батареек для навигатора и фотоаппарата. А сам уже представлял, как выхожу из магазина и закуриваю сигарету…
Купив «кислородных палочек» системы Winston, и для очистки совести подзарядив все-таки телефон, отправился обратно к морю. По дороге был перехвачен местным жителем и накормлен ухой.
Белое море. Оно действительно белое.
Если бы у зимнего Белого моря был бы свой флаг, то он был бы сине-белым.
Здесь нет, захватывающих головокружительных вертикалей, как в горах. Здесь все в другой плоскости. Панорамы статичны и однообразны. Разнообразие вносят только причудливой формы торосы:
Но не смотря на статичность, нарушаемую только мельканьем лыж перед глазами,
было в окружающем пейзаже, что-то умиротворяюще - медитативное. Мысли сами собой упорядочивались, и находились ответы на вопросы, которые было трудно получить, находясь в Мегаполисе.
Если брать в среднем, то дневные переходы составляли около 20 км. Если выразить в табличной форме, то это выглядит следующим образом:
ДАТА
ПЕРЕХОД
ВРЕМЯ
РАССТОЯНИЕ
НОЧЕВКА
18 марта
г. Онега - м. Пильский
3 часа
6 км
Изба
19 марта
М. Пильский - Ворзогоры - устье р. Тапшеньга
9 часов
9,2 км
Изба
20 марта
устье р. Тапшеньга - м. Важеннаволок
9 часов 45 мин.
22 км
Изба
21 марта
м. Важеннаволок - м. Сосновый Наволок
7 часов
16 км
Палатка
22 марта
м. Сосновый Наволок - граница с Карелией
9 часов
20,5 км
Изба
23 марта
граница с Карелией - м. Вардия
7 часов
18,5 км
Изба
24 марта
м. Вардия - о. Еместров
9 часов
25 км
Палатка
25 марта
о. Еместров - Колежма - Губа Куна
8 часов
16 км
Изба
26 марта
Губа Куна - о. Сумостров
11 часов
30 км
Изба
27 марта
О. Сумостров - м. Выгнаволок
10 часов 15 мин.
29 км
Палатка
28 марта
М. Выгнаволок - пролив Шуйская Салма
8 часов 30 мин.
27 км
Палатка
29 марта
Шуйская Салма - Рабочеостровск (Кемь)
6 часов 30 мин
20 км
Итого: пройдено 240 км за 12 дней
Дневные переходы отмерял музыкой. Ставил в плеер какой-нибудь альбом, как только он заканчивался, останавливался перекурить, или перекусить.
Несколько раз встречались следы «неведомых» зверей, уходящие в глубь моря. А один раз, прямо по курсу наблюдал что-то черное, торчащее над уровнем льда. Когда в очередной раз поднял голову, это черное исчезло. Подойдя ближе, увидел отдушину тюленя.
29 марта в 15:45 я подошел к Рабочеостровску. Так закончился мой одиночный лыжный поход.
Во время перехода, связь с «Большой землей» осуществлял при помощи СМС. Каждый вечер отправлял свои координаты своему другу. На всякий случай, ему были оставлены телефоны спасателей. В случае если два дня от меня не приходит сообщения, он «ставит их на уши».
ИСТОЧНИК