Про наше "Я".

Sep 17, 2013 22:20

Итак:

- Не существует заранее запрограммированного «Я» человека, которое можно найти в себе. Исключение составляет экзистенциальное Я - «точка сборки» личности, способность делать выбор или уклоняться от него, ощущение себя субъектом или объектом жизни.

- Наше «Я» рождается в процессе взаимодействия организма с заданными психофизиологическими ( Read more... )

размышлизм, эмоции, дискуссии, гештальт, экзистенциальная психология

Leave a comment

avatarakali September 17 2013, 11:29:40 UTC
"Мы всегда естественны. Если кто-то фальшив в каких-либо ситуациях, то это говорит о том, что фальшь в этих ситуациях - часть его Я, его естественное состояние. В любой момент времени мы действуем так, как можем. Быть «не-собой» - невозможно. " - а как же с ситуациями, когда кто-то фальшив из-за того, что выбирает быть фальшивым ради социальных ограничений?

Ну, утрируя, носить хиджаб, когда хотелось бы распустить волосы и гулять в мини-юбке? Или - из-за страха потерять обещние с таким-то человеком, человек делает что-то себе во вред, "теряет себя" - так женщина может из страха потерять общение с мужчиной делать что-то, что не стала бы делать "будучи самой собой"

Reply

tumbalele September 17 2013, 11:37:06 UTC
"Ну, утрируя, носить хиджаб, когда хотелось бы распустить волосы и гулять в мини-юбке?"

Страх - такая же часть "Я", как и другие. Вполне искреннее чувство, которое и определяет значительную часть "я" человека, в вашем случае - женщины с хиджабом. И оно сильнее ,чем желание гулять в мини-юбке. Было бы наоборот - вела бы себя иначе (например, боролась бы за права женщин), даже невзирая на угрозу жизни (как и происходит в мусульманских странах).

Речь не о том, что не может быть внутренних конфликтов между разными частями "Я". А о том, что любой выбор (носить хиджаб или нет) - это искренний выбор, максимально возможный для конкретного человека в конкретных обстоятельствах.

Reply

avatarakali September 17 2013, 11:41:57 UTC
конечно искреннее чувство, но оно может заставить человека вести себя неестественно в какой-то период времени - например, в то время, когда не происходит борьбы за права женщин.

Другими словами: мне кажется в Вашей формуле "естественности" не хватает параметров - по времени и по социальным ограничениям.

Reply

tumbalele September 17 2013, 11:50:53 UTC
А вы дайте мне критерий "неестественности", тогда будет понятно, естественно поведение человека, или нет. Для меня "естественность" поведения - это реализация доминирующей потребности, и поэтому для каждого человека его поведение - естественно.

Reply

livelight September 17 2013, 12:10:53 UTC
"Не надо путать привычное и естественное" (С) Не помню уже, кто. Возможно, Андрей Лапин.

Reply

avatarakali September 17 2013, 17:56:23 UTC
долго размышляла, представляя себе логику
нет, я действительно не считаю параметры типа клетки, тюрьмы, войны, хиджабов или страхов - естественными для человека. Даже не знаю, как объяснить, почему.

Reply

tumbalele September 17 2013, 20:32:27 UTC
Естественное - оно же не синоним слова "хорошее". Плюс естественными я считаю не клетки или тюрьмы, а потребности и эмоции, которые приводят к появлению тюрем, войн и так далее. Увы, но человек совсем не ангел, и "темную" часть нашей природы, как я считаю, имеет смысл учитывать.

Reply

avatarakali September 18 2013, 19:53:40 UTC
это из серии "Хиросима сама виновата"? Не думаю, что жители этого несчастного города были в естественных условиях, вызванных своими темными сторонами. Мне кажется, Вы путаете условия задачи с выводами. Страхи, клетки, войны - это не последствия выборов данного человека. Это условия, в которых человеку придется делать выбор. Называть выбор действия под дулом пистолета выбором естественным - Вы, конечно, можете, но он от этого естественней не будет

Reply

tumbalele September 18 2013, 22:25:27 UTC
Нет, не из серии. Человек же человек живет не в изолированном пространстве, где существуют только его потребности и последствия его действий - он сталкивается со множеством других людей с их страхами и т.п. Если взять Хиросиму - это результат множества выборов конкретных людей, которые сошлись в решении конкретных американцев стереть этот город с лица Земли. И японское правительство, начиная войну, и американские военные, бомбя города - все руководствовались вполне естественными эмоциями и расчетами. Жители Хиросимы оказались заложниками чужих решений и эмоций. Чужой "темной стороны".

Reply

livelight September 17 2013, 11:50:23 UTC
Искренним выбор будет, если человек стремится в искренности и осознанности. То есть, к горению искры в себе и к осознанию себя, своих желаний и доступных выборов. На деле же люди очень часто обманывают себя из страха взглянуть некоторым фактам в лицо, целенаправленно стараются не замечать различных аспектов выбора, тушат искру своих желаний и своего осознания.

Reply

tumbalele September 17 2013, 11:53:14 UTC
Страх - не менее искреннее чувство, чем все остальные. И не менее присущая организму, как и все остальные. Другое дело, что страх может стать доминантой, и тогда да, он гасит желания и потребности, опустошая внутренний мир. И это я описываю как актуальное "Я" человека: "человек-который-боится".

Reply

livelight September 17 2013, 11:59:17 UTC
Когда он искреннее чувство - он ещё ничего не гасит.
А вот когда человек проминается под ним и начинает гасить другие важные части себя - он их предаёт. А эти части - тоже он.

Это не значит, что любой человек в любой ситуации имеет достаточно силы духа, чтобы не предать себя (и тем ещё немного ослабить свой дух). Но не надо этой всей казуистики: одно дело - признать, что не имел ресурсов, а другое дело - пытаться убедить себя, что этого предательства себя и подлома своего духа вовсе не было, и всё хорошо, можно продолжать в том же стиле.

Reply


Leave a comment

Up