Ищи врага

Jan 24, 2021 19:52


Выдыхаю после довольно бурных "политических дней" и, подводя под ними некоторый итог, чтобы потом отдохнуть от всего этого, порефлексирую на тему того, что произошло (и будет происходить дальше). Надеюсь, получится и вам выдохнуть вместе со мной.

То, что в обществе очень сильный раскол, было понятно и раньше, но в эти дни он обнажился просто до крайности. Самые жаркие споры развернулись, разумеется, вокруг митингов. Так вот, под влиянием то ли пропаганды, то ли еще каких-либо факторов, основной фокус внимания был сосредоточен на личных характеристиках людей, которые на них выходят. Я отфрендил около сорока человек, кто так или иначе прямо поддерживал линию "они дебилы, марионетки, "проплаченные" (что за блин, слово...) Западом дураки, инфантилы, бездельники, либерасты" и т.п. В лучшем случае это "безнадежные идеалисты, оторванные от реальности".  Другая крайность тоже присутствует, но в моей ленте, например, на несколько порядков меньше, чем первая - то есть "лучшие люди страны, не рабы, свободные духом" и так далее. Апофеозом стала крайне странная история с "они используют детей", концы который сыскать очень сложно (кто запустил), а эмоциональный градус она настолько накалила, что окончательно свернула всякое обсуждение на "ах они мрази!" (тема детей вообще благодатная для манипуляций).



Вопрос о личных (умственных, нравственных) качествах митингующих и их противников сам по себе, с позиции одного из ведущих направлений в социальной психологии, "ситуационизма", неверен. Социальное поведение человека в большей степени определяется внешней ситуацией, а не внутриличностными особенностями (потому и направление так называется). То есть, с моей точки зрения, верный (и снимающий градус враждебности) вопрос - это "что такое происходит в нашем обществе, что далеко не самая бедная и обездоленная часть населения готова выходить на митинги". Обращу внимание: митинги сами по себе - крайняя форма политической борьбы, используемые часто тогда, когда митингующие не видят других способов воздействовать на власть (например, грандиозные митинги против запрета абортов в Польше). И уж тем более, когда эти митинги - несанкционированные, и ты можешь подвергнуться различного рода репрессиям. То есть люди выходят - и рискуют. Ради чего?

Попытка объяснить все это "манипуляциями политтехнологов" для меня - крайне слабая идея. На ровном месте никаких масштабных действий не создашь. Нужно давить на реальные болевые точки, чтобы люди опять-таки не просто бурчали где-то по углам, а выходили на улицы. Когда меня пугают "революциями", которые придумали где-то на Западе, то я недоумеваю: революцию нельзя создать. Ей всегда предшествует накопление таких противоречий в обществе, которые оказалось невозможно разрешить политическим, мирным путем.  Причем в современном информационном мире это напряжение копится быстрее, чем в конце XIX - начала XX века (историки революции много размышляют над тем, что привело к революциям в России, но что неоспоримо - причин было много, проблемы не разрешались, и в конечном итоге все это сошлось в "идеальный шторм" Первой мировой).

Мне понятен и ясен и страх перед революцией или любыми резкими переменами. Россия - это страна, которая в XX веке дважды пережила крах, и которую и в XXI веке потряхивает. Один крах большинство взрослого населения страны почувствовало на себе лично. Есть осознание того, что перемены не всегда бывают к лучшему, что может быть и хуже, намного хуже (и это не домыслы, а пережитый многими факт). И этот страх активно эксплуатируется существующей властью со всей мощью пропагандистского аппарата (то есть опять-таки нельзя просто так взять и запугать людей - должна быть какая-то реальная болевая точка, травма, страх, чтобы все эти манипуляции были достаточно эффективны).  Так что можно, конечно, обозначить противостояние различных групп людей как битву кукловодов, но проблемы - реальны.

Одна из больших и серьезных манипуляций - это попытка ставить вопрос ребром: "или так, как сейчас, при нынешней власти и нынешних порядках - или революция, хаос, гибель". То есть стремление к любым переменам часто отождествляется с жаждой революции, и тут любое критическое мышление опять-таки начинает "сбоить" - революций в нашей стране, как мне кажется, не хочет практически никто. Отсюда и есть готовность проглотить эту манипуляцию, как будто нет других вариантов развития. Часто итогом (нередко желаемым властями для сохранения статус-кво) является всеобщее разочарование и цинизм - разочарованные и циничные люди не стремятся к идеалам, они сосредоточены на сиюминутной выгоде.

Может ли наше общество попытаться преодолеть этот раскол и попытаться услышать само себя? Объединяться или вести диалог можно на некой общей платформе, а если наши ценности, например, диаметрально расходятся, то разговор становится невозможным. Или, если речь идет о всеобщем цинизме, находить общий язык можно хотя бы на основании общей выгоды. А если я слышу, например, что "они хотят насилия и революции", или "это все долбоебизм, инфантильность, майданутые" и т.п.- то мне понятно, что какой-либо диалог с этими людьми (по крайней мере, пока они в таком состоянии) - невозможен. Точно так же невозможен и диалог с теми, кто пишет "вы все рабы, тупое быдло, путинские крысы, вата" и т.п. - тут точно такой же аффект или жизненная позиция.

А если находим-таки общие цели или ценности, то тогда встает вопрос - как их реализовать или как их придерживаться. Например, для меня важным является вопрос о возможности простых граждан оказывать влияние на решения, принимаемые властью. Самый простой путь - проголосовать за кандидата в депутаты, в мэры, в губернаторы, в президенты, который более-менее отражает мои представления. У меня такой возможности нет уже много лет (я в 2000-м году проголосовал за Путина, кстати, и тогда это казалось мне хорошим выбором. Проблема в том, что с тех пор возможности проголосовать за кого-то реально другого у меня не появилось, и последние лет десять - благодаря усердию Путина и "Единой России"). Пока что я вижу, как практически все пути влиять на решения власти, которые мне не нравятся, у меня отрезаны. Даже такой крайний, как выход на улицу. Остается что, подписывать, например, петиции против поправок в закон об образовании (про просветительскую деятельность) в интернете - и всё?

И вот если вы тоже придерживаетесь идеи, что граждане любых политических взглядов все-таки должны иметь возможность влиять на политические процессы, тогда у нас появляется площадка для диалога (мы можем по-разному смотреть на реализацию этой возможности и права, но сходиться в главном). А если, например, считаете, что это не нужное или даже опасное, вредное дело - тогда просто нет никакого пространства для разговора...  Но если его нет - остается только гражданское противостояние и подавление одной большой группы людей другой, с сопутствующим клеймением и вытеснением ее из всякой активной политической жизни (с вытекающей эмиграцией, ростом социального напряжения и т.п.) Я не хочу этого для России (да и для любой другой страны).

Нам просто жизненно необходимо находить те общие ценности, на которых и может быть построено иное общество. Потому что худший вариант для нашей страны - это безоглядный нигилистический цинизм (в стиле "все воруют"). Пока же я лично вижу, что Россия в своем политическом развитии снова и снова наступает на одни и те же грабли. Искать врагов - ума много не нужно. Но очень надеюсь, что все-таки мы выберемся из этого проклятого колеса истории России.

Previous post Next post
Up