Dec 03, 2022 15:54
В 1505 году польский король Александр Ягеллончик одобрил принятый сеймом закон, вошедший в историю под названием Nihil novi - "ничего нового". А полное его название - "Nihil novi nisi commune consensu", "ничего нового без всеобщего согласия". Им предусматривалась возможность принятия законов королём исключительно с согласия шляхты. Новое по тем временам веяние, казавшееся просто немыслимым в ту эпоху, удар по абсолютизму и возможному самодурству монархов. Впоследствии принимались и новые законы, расширяющие полномочия шляхты, и уже в 17 веку в образовавшейся Речи Посполитой сформировался вполне демократический режим - пусть не в нашем понимании, но для того столетия явление более чем уникальное и продвинутое: фактическая власть была в руках не монарха, а многочисленной шляхты (а имеющая право голоса мужская шляхта составляла 15% населения). Даже король был выборной должностью - шляхта его и избирала. Этот период назвали Золотой вольностью - Aurea Libertas.
Прошло два с половиной столетия. Золотая вольность давно проникла в барочную литературу - её в том или ином виде воспевали Касиан Сакович, Мелетий Смотрицкий и другие мастера слова. И вот что о Золотой вольности пишет сегодняшний юбиляр, знаменитый поэт и философ Григорий Сковорода:
De Libertate
Что то за волность? добро в ней какое?
Ины говорять, будто золотое.
Ах! не златое: если сравнить злато
Против волности, еще оно блато…
О когда б же мнѣ в дурнѣ не пошитись!
Дабы волности не могл как лишитись.
Будь славен вовѣк, ω муже избранне,
Вольности ωтче, Герою Богдане!
Произведение абсолютно барочное, со свойственной конъюнкцией разнородных и противоположных элементов, с причудливым аллегоризмом, с противопоставлением "злата" "блату", свободы - губительному внешнему покою. Свободу Сковорода описывает как ключевую ценность, как наивысшее благо. За это благо сейчас боремся и мы. Все буде Україна!