Я продолжаю прием обращений от пассажиров отмененных маршруток с описанием транспортных проблем. Если вы хотите описать ситуацию в вашем районе - пожалуйста, пишите на tugunov@yandex.ru или оставляйте свои заметки в комментариях к постам. Наверняка у вас есть знакомые, которые в соцсетях пишут, как плохо поступил Собянин, отменив маршрутки - пожалуйста, поделитесь ссылкой на этот пост с ними, так мы найдем друг друга.
Сегодня я расскажу, как идет обработка приходящих писем на конкретном примере.
Из приходящих жалоб на ситуацию после отмены маршруток я стараюсь выделять конкретные проблемы и пытаюсь их формализовать. Как правило, это конкретные маршруты и улицы - ситуации вроде «было три маршрутки, их отменили, остался большой автобус раз в полчаса». Но пассажирка из Дегунино в своем эмоциональном, но подробном письме, как мне кажется, выразила основные причины недовольства. Я бы рассматривал это как определенный водораздел, проходящий между теми, кто пользовался маршрутками и теме, кто ездил на «Мосгортрансе» до начала реформы. Привожу выдержки из письма (курсив - мой, капслок - автор письма):
«И вот пару-тройку лет назад открыли тоннель на Нижних Лихоборах, и пробки на Дмитровке исчезли! От моего дома до метро - 5 минут на маршрутке!!! Маршрутка - это ведь маршрутное ТАКСИ, поэтому оно выполняет пожелания пассажиров на определенном маршруте и можно попросить остановиться у дома, а если никто не выходит и на остановках нет людей, то она проезжает остановку мимо, и тем самым экономит время в пути! А утром, благодаря тоннелю в считанные минуты можно было домчаться до метро. Я перестала ездить на электричке! Это было так круто, что мы тут все расслабились и благословляли Собянина за то, что наконец был достроен этот тоннель. И казалось так будет всегда! Понимаете? <...> Что касается автобусов и тех обещанных синих якобы современных „маршруток“. Это, конечно, никакие не маршрутки, это такие же автобусы, которые ездят по тем же графикам, а главное - с той же скоростью, что и большие неповоротливые автобусы. То есть, вы поймите - почему мы так охотно ездили на маршрутках? Потому что это всё были РАБОТАЮЩИЕ люди! Автобусы - это для пенсионеров, которым торопиться некуда, они могут позволить себе неторопливо разъезжать туда-сюда. А МАРШРУТКИ БЫЛИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ УТРОМ НАДО БЫЛО БЫСТРО ДОБРАТЬСЯ ДО РАБОТЫ, А ВЕЧЕРОМ - С РАБОТЫ ДОМОЙ!»
С одной стороны, это эмоциональное и субъективное восприятие конкретного пассажира, с другой стороны - именно так большинство пассажиров маршруток и оценивает качество перевозок и комфорт. Прослеживается корреляция между «я плачу деньги» и «получаю услугу повышенного уровня», что в нормальной ситуации более справедливо для такси.
«Это, конечно, никакие не маршрутки» (Инфографика -
Юго-Восточный Курьер)
«И особенно дико и смешно было смотреть еще на эти тяжелые неповоротливые автобусы, которые утром вереницами по 3-4 штуки подъезжали к каждой остановке и вставали в очередь к ней. Конечно, им же не положено выпустить людей раньше, чем доедет до остановки, так что пусть сначала один неторопливо, потом другой неторопливо, потом третий - тут с ума сойдешь, особенно если ты внутри и торопишься на работу. Пока не пользовался этим видом, кхм, транспорта, то вроде и неважно, а когда вынужден во всем этом находиться, то ненависть просто распирает.»
Здесь - совершенно конкретный намек на то, что для удовлетворения критерия «скорости» пассажиров маршруток нужно убирать турникеты. И реконструировать остановки, чтобы обеспечить достаточный фронт посадки-высадки (ликвидация "эффективных" карманов тут очень в тему). Это абсолютно здоровый аргумент от бывшего пассажира маршрутки, его просто нужно выцепить из эмоционального текста. К этому можно прибавить только организацию выделенных полос (что для большинства магистральных маршрутов от «Петровско-Разумовской» очень актуально).
Зная эти требования, можно понять, как сделать «тяжелые неповоротливые автобусы» привлекательными для требовательных бывших пассажиров маршруток. Рецепт здесь тот же, что и для трамваев на Краснопресненской сети:
1) Выделенные полосы
2) Вход во все двери, валидаторы у каждой двери
3) благодаря пунктам 1 и 2 согласование расписаний маршрутов
3) благодаря пунктам 1, 2 и 3 минимизация
воспринимаемого интервала В каких-то местах провести мероприятия можно уже сейчас силами «Мосгортранса», где-то необходима работа по оптимизации маршрутов частных перевозчиков - это сложнее из-за механизма госконтрактов на маршруты. В любом случае можно предлагать свои идеи и составлять список изменений на основе сообщений пассажиров. Примерно этим я и предлагаю заниматься.