- Здравствуйте, остались ли у вас для продажи карты «Стрелка»? Я хотел бы приобрести одну и оплатить ей проезд.
- Ой, остались. Мне жаль тебя. Подожди, - женщина продолжила собирать деньги с остальных пассажиров и только после этого пошла за конвертом с картой.
Так началась процедура покупки единой транспортной карты Московской области у кондуктора в вечернем автобусе маршрута 339 Москва - Одинцово. Как я докатился до покупки этой странной карты? С 1 октября 2014 года Министерство транспорта Московской области отменило в принудительном порядке маршрут «Мосгортранса» №139 «Метро „Филевский парк“ - платформа Трехгорка» - и я остался без цивилизованного транспорта, да еще и перестали работать все московские проездные. За каждую поездку стало нужно платить наличными от 40 до 60 рублей. Почти год назад я писал
подробный пост про все возможные негативные последствия такой отмены - все это свершилось именно так, как написано. Об отмене маршрута стоит написать отдельно, а пока про карту, которую я теперь вынужден приобрести, чтобы упорядочить оплату проезда на маршрутах «Мострансавто».
Карта «Стрелка». Источник: strelkacard.ru
Карта продается за 200 рублей, из них 80 рублей - залоговая стоимость, 120 на счету. Есть «несгораемый» остаток в 28 рублей. Подробнее о тарифах можно прочитать
на официальном сайте карты. Изначально карта находится в специальном конверте, внутри которого памятка с уникальным кодом для регистрации карты на сайте. Процесс активации карты у кондуктора происходит не очень быстро - не все знают, как пользоваться специальным терминалом, периодически, видимо, пропадает интернет, поэтому могут происходить задержки.
- Только мне эту карту потом не возвращайте. Езжайте в Одинцово в ПАТП, там решают все вопросы, - сказала мне кондуктор, списывая первые 40 рублей с карты за проезд. - Их много возвращают обратно.
Кондукторы и водители явно недовольны этой картой, хотя, по задумке разработчиков, должны всячески способствовать ее распространению. По опыту предыдущих баталий по поводу оплаты проезда на маршруте 139 рискну предположить, что им не нравится терять постоянный поток наличных. Как правило, при оплате наличными билеты они не выдают (хотя недавно мне рассказали, что на моем маршруте были встречены контролеры «Мострансавто», которые проверяли билеты). Любой недокументируемый поток денег всегда интересен.
На следующий день я попробовал пополнить баланс карты через терминал Сбербанка («Стрелка» - его совместный проект с правительством Московской области) на Новом Арбате. Ничего не получилось - нигде нет инструкции по пополнению, в пунктах меню терминала нет никаких упоминаний о карте. Попытка засунуть ее в основной приемник для карт успехом не увенчалась.
Думаю, в этом и есть причина того, что люди перестают пользоваться картой. Самым простым и единственно доступным способом пополнить баланс являются сайт и мобильное приложение карты. Сделать это просто, но не все жители Московской области готовы заранее ковыряться с оплатой в интернете. А что же это за транспортный «электронный кошелек», который нельзя пополнить быстро и удобно наличными?
Смешная фраза, про «взаимодополнение двух карт». Почему нельзя сделать одну карту и договориться об общих зонах тарификации? Источник:
http://inmosreg.ru/useful_town/20150202/608344965.html Самое интересное - это обсуждение в специальной
официальной группе карты Вконтакте. Сразу виден весь спектр проблем не только самой карты, которая еще сырая, но и компании «Мострансавто» и общественного транспорта Московской области в целом. Банкоматы и терминалы Сбербанка вовремя не обновляют программное обеспечение и могут быть незнакомы с картой. Кондукторы и водители отказываются продавать и принимать карту и требуют наличные в оплату проезда. Если в городе меняют перевозчика - «Стрелка» уже не работает (как она тогда может называться Единой транспортной картой?). И так далее.
Напоследок - несколько тонкостей карты, известных на данный момент:
- При пополнении счета деньги зачисляются мгновенно. Информация хранится на общем сервере, куда обращаются как сайт с приложениями, так и терминалы и валидаторы в автобусах. Таким образом, не нужно, в отличие от «Тройки», прикладывать карту к физическому терминалу, чтобы на ней «появились деньги».
- Терминалы у кондукторов в автобусах выходят на связь с процессингом каждые 7 минут по GPRS каналу. Таким образом, можно пополнить баланс за 10 минут до входа в автобус, и деньги уже будут готовы для оплаты.
- Фактически при регистрации карты на сайте происходит ее персонализация - она привязывается к номеру мобильного телефона. Тем не менее, при утере карты ее баланс нельзя восстановить или вернуть. Восстановить баланс можно только при выходе карты из строя и только в специализированных киосках, до которых довольно далеко (и дорого с учетом расстояний в МО) ехать.
- В случае, если водитель или кондуктор отказывается принимать карту к оплате, нужно обязательно сообщить об этом случае в «Мострансавто» с указанием времени, города, номера маршрута и регистрационного номера автобуса. Делать это лучше в письменном виде, но можно и по телефону «горячей линии» генерального директора «Мострансавто» 8 (905) 754-41-00. Не рекомендую вступать в конфликт (персонал «Мострансавто» в отличие от «Мосгортранса», гораздо более своенравен).