Вдогонку предыдущему посту.
Спрашивается, зачем, когда и предыдущий был лишний. В Израиле хрен знает что творится. Евреев в спину ножом..на улицах израильских городов. Каждый день, да не по одному, и не по два уже... Просто наверное хочется отвлечься от этого неотступно преследующего тебя ужаса на какую-то ерунду, забыться малехо в разговорчиках об анекдотическом событии... очередной литературной премии Комитета им. Нобеля.
Обожаемый мной (ничего не могу с собой поделать) Дмитрий Быков отозвался по поводу присуждения Нобелевской премии Светлане Алексиевич так (финальный абзац) :
"Тут надо давать правду, как она есть. И в этом смысле сверхлитература - литература, которая состоит из вот этих кровоточащих действительно содранной кожи и людских свидетельств - она требует от писателя огромного мужества и очень большого смирения. Абсолютно убрать собственный голос и дать говорить истории. В этом смысле вклад Алексиевич очень серьезен".
------------------------------
Хм, правда, как она есть, наверное, состоит в том, что не самая одаренная из журналисток, даже в статусе нобелевской лауретки по литературе, не опасна сверх-одаренному культурологу, поэту и журналисту Дмитрию Быкову. То, что она идеологически близкая и за 10 лет проживания в Европах дала бесчисленные анти-путинские, про-украинские интервью - это дело в глазах Львовича хорошее, но не главное. В литературе она никто, мышка серая безъязыкая, и славы его (заслуженной, по его по-моцартовски магическим дарАм в филологии) не перебьет. Поэтому можно ее и похвалить за какую-то там особую сверх-литературу. Хотя литература, так же как и свежесть осетриновая, бывает одна - настоящая. Все остальное, включая загадочную сверх-литературу - должно числиться по другому разряду.
А вот Довлатов - и мертвый, это соперник равный, это серьезно.
И вот Быков взрывает рунет своим текстом о книгах Довлатова, как о суррогатной макулатуре для невзыскательного российского потребителя.
Короче, Быков пошел неверной дорогой Толстого, который в своем знаменитом эссе выразил презрение к многочисленным поклонникам творчества Шекспира и пытался им разъяснить, почему их кумир этого не достоин.
Довлатов дошел "до очагов" своих сограждан, как ни один из его пишущих современников. Причем, ему удалось это сделать не в статусе Донцовой-Марининой, а как изысканно-недосигаемому для его бесчисленных подражателей стилисту и прозаику. Дошел, в прямом смысле слова: от академика до его уборщицы - его знают, читают, любят все.
Так вот, этих ВСЕХ, Дмитрий Львович, не убоявшись упреков в анти-демократизме, сам упрекает в тяге к бульварной литературе и дурновкусии в ее отборе. Читать Довлатова по Быкову - это есть прероготива вульгарного быдла, которому недоступно высшие образцы изящной словесности.
Можно ли хоть сколько-нибудь после этого доверять Дмитрию Львовичу? Он ангажирован покруче, чем Комитет им. Нобеля. Любить литератора Довлатова - фи, недостойно человека с мало-мальски развитым литературным вкусом. Награждать не литератора Светлану Алексиевич литературным нобелем - выше всех похвал, грандиозно, гуманно и прочее...
Левочка ставил яснополянского крестьянского писателя Семенова выше себя, Шекспира, и прочих гомеров и призывал профессиональных литераторов учиться у Семенова, как нужно писать. Верил ли он в то, что изрекал? По-крайней мере, хотел верить, заставлял себя верить - в этом нет сомнения.
А рафинированный на русской классике взращенный эстет Быков ни хрена не верит в то, что С.А. заслуживает большего, чем устной благодарности администрации хорошего краеведческого музея, где и должны по праву храниться ее "сборники". Поэтому и нахваливает он С.А. как-то смущенно, без присущей ему бойкости...
Лукавит Дмитрий Львович, не хочет, когда это ему невыгодно, признать, что "Нобелевка постепенно превращается в аналог Евровидения - по инерции еще много шума, но победители с каждым годом все более кончиты".
П.С.
Не устаю изумляться многообразному срачу, ключевым в котором является слово "зависть", и который изливается на голову любого, кто смеет подививиться последнему решению Комитета. А ведь ни один читатель не стоял с 2013 года вверху списочка на премию одновременно с С.А., чтобы его можно было заподозрить в соперничестве с ней. Вот, Мелихов - профессиональный литератор, но и он о Комитете им. Нобеля написал именно как читатель. Типа, не сбивайте меня, не давайте мне в руки сломанный компас.