Дашь на водку за наводку?

Dec 01, 2022 22:05


Просто нарезочка  такая из виденного, прочитанного за последние дни:

1.

Вчерась мы с Тучинским испытали глубочайшее потрясение, отсмотрев фильм 61-го года Стенли Крамера:

Judgment At Nuremberg (1961) : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive. - на английском. Русская версия фильма здесь.

Тучинский третьего дня потратил два часа, пытаясь найти его, и не найдя, настоятельно попросил меня  оставить его в покое. (Я тоже, разумеется,  искала, и тоже безуспешно еще до него.) Но я ныла, и чтоб от меня отвязаться, он продолжил попытки вечером следующего дня, и - ищущий да обрящет! - нашел, чем и делюсь с вами. Это невиданный уровень синематографии. Это забытое  интеллектуальное и эстетическое наслаждение. И да, звездный состав, Spencer Tracy, Burt Lancaster, Maximilian Schell, Marlen Dietrich... Но без великого Крамера сам по себе любой состав ничего не стоит. Это не тот классический Нюренбергский Процесс  1946-го года, где судили главарей нацистских, а тоже в Нюрнберге, но с 1947-го по 1949-ый американский трибунал судит только  видных юристов нацистского режима, включая  Министра Юстиции Третьего Рейха. Мама дорогая…Какой сильнейший «эффект присутствия», и как это потрясающе сделано с точки зрения искусства….Идет больше трех часов. Слабонервным надо делить на два просмотра, и не из-за ужасов и трупов, их там нет, за исключением короткой хроники лагерей смерти в дни освобождения. А поскольку emotional involvement такой, что среднему человеку 3 часа кряду выдержaть этот уровень нагрузки  невозможно.

2.

Ну, этот кинематографический шедевр смешанного жанра, наверное, многие уже видели.

Знаешь мама где я был - Резо Габриадзе - YouTube

Но  тут такая милота русско-грузинская, такое милосердие, ностальгия, детски жалостливое видение прошлого, взрослое понимание «великой силы искусства»,  и такое высочайшее мастерство и анимационное, и этот  неподражаемый через весь фильм голос Резо, который в прошлом году умолк навсегда,  - так все это вместе щемит, умиляет, смешит, и трогает душу, что смеяться сквозь слезы остается и только....

3.

Помните у Мандельштама, магически-загадочное? :

Дайте Тютчеву стрекозу -
Догадайтесь почему!
Веневитинову - розу.
Ну, а перстень - никому.

Боратынского подошвы
Изумили прах веков,
У него без всякой прошвы
Наволочки облаков.

А еще над нами волен
Лермонтов, мучитель наш,
И всегда одышкой болен
Фета жирный карандаш. 1932 г.

Это стихо «забирает» безотносительно того, известна ли читателю история любви умершего 22-летним поэта пушкинского круга Дмитрия Веневитинова к  княгине Зинаиде Волконской, два столетия назад подарившей юноше таинственный черный перстень, хотя у Мандельштама  Веневитинову отчего-то вместо перстня достается   роза. Не менее загадочна подоплека одышки фетовского  «жирного карандаша», ну не говоря о том, что догадаться,  почему Тютчев заслужил у своего поэтического собрата именно стрекОзу очень непросто. Непросто,  даже самым преданным читателям Федора Ивановича. Ну, и так далее.

Повторюсь, что и без этих фактологических расшифровок, а просто благодаря особому мерцанию, таинственному очарованию, которое исходит от этих строк, вам сделается, как говорили в позапрошлом веке, необыкновенно волнительно.

Но если вам, паче чаяния, интересно разгадывать такого рода пазлы



- Евгений Сошкин - К пониманию стихотворения Мандельштама «Дайте Тютчеву стрекозу…» - вам в помощь.

У него вы найдете  построчный разбор мандельштамовского шедевра. И при том, что автор - профессиональный ученый-филолог, закончивший отделение сравнительного литературоведения Еврейского университета в Иерусалиме, простым людям, вроде меня, читать его великолепный анализ  не только ни на йоту не скучно, а напротие, очень даже увлекательно!

Ничто у Сошкина не покажется вам вымученно измышленным, как при   анализе смехотворного бродского стиха «Похороны Бобо» его былыми собратами по литературе, жизни и судьбе. Нет сомнения, что их ретроспективные  догадки, (одна другой нелепее), относительно мотивов написания «Похорон Бобо», где гениальны только две последние строки, и самому автору «похорон» были бы смешны до колик.

******************************************************

Даст ли мне кто  «на водку за наводку»? Не думаю. Но мне самой было интересно об этом обо всем писать.

Постскриптум:



Дом Веневитиновых в Кривоколенном переулке

Лет восемь тому мой московский знакомец привел меня к дому Веневитиновых в Кривоколенном переулке. У фасада этого  дома, выполненного в стиле русского классицизма,  он и поведал мне  о медном перстне, подаренном 36-летней красавицей княгиней Волконской беззаветно  влюбленному в нее юноше, поклоннику философии Шеллинга и поэту. Но не только об этом рассказал он мне.

Я узнала, что утром 12 октября 1826 года в этом доме собрались друзья Веневитинова, чтобы услышать  первое публичное чтение Пушкиным только что законченного им «Бориса Годунова». Когда поэт окончил читать сцену в монастыре, слушатели разрыдались, так они были ошеломлены невиданным совершенством услышанного, которое  было как бы уже за гранью человеческих возможностей. Так что в тот день автор воочию убедился в «великой силе искусства». А через без малого сто лет здесь, именно в том зале, где читал Пушкин, но разделенном тонкими коммунальными перегородками, поселилось семейство Гинзбургов, откуда миру явился Алексанр Галич.

Но вернемся к главному насельнику  дома номер 4 по Кривоколенному переулку, поэту Веневитинову и его перстню.



Зинаида Волконская, 20-ые годы

Мой друг рассказал мне о  черном кольце, которое Волконская подарила Веневитинову, прощаясь с ним перед его отъездом в Петербург, на котором она настояла, чтобы отважить от себя страстно влюбленного в нее юношу . Кольцо это было найдено при раскопках античного города Геркуланума, уничтоженного извержением Везувия. Оно было на пальце одного из скелетов, навечно обнявшихся в древних обломках мужчины и женщины. Сама история перстня - уже потрясает воображение, не правда ли? Но это не все. Оказывается, Волконская купила его в антикварной лавке и носила на пальце как талисман. Веневитинов же повесил его на  брелок своих часов, и вскорости написал о нем пророческие строки, которые было бы так уместно прочесть здесь, у дома поэта в Кривоколенном, что и не преминул сделать мой приятель:



Тот самый "черный перстень" из раскопок Геркуланума

Ты был отрыт в могиле пыльной,
Любви глашатай вековой,
И снова пыли ты могильной
Завещан будешь, перстень мой...

На вопрос друзей, почему  он не носит перстень на руке,  22-летний поэт отвечал, что  наденет его только в двух случаях, когда будет жениться или будет умирать…

Через три месяца после переезда в Петербург, в сентября 1827-го года,  он скоропостижно сгорел от чахотки. Перед его кончиной поэт Хомяков выполнил завещание о перстне, одев его на палец умирающего, который неожиданно  придя в себя, прошептал: «Разве я женюсь?».  Веневитинова похоронили, выполняя его просьбу, на территории московского Симонова монастыря, куда он однажды возил на прогулку Волконскую, единственный раз оставшись с ней наедине на несколько незабываемых для него часов.

Самые внимательные из вас спросят, а откуда же взялась фотография перстня, ежели он остался на пальце давно ушедшего в мир иной Веневитинова. На этот, и на другие вопросы как раз и  отвечает обзор Евгения Сошкина.

Княгиня, будучи замужней женщиной, да еще на 16 лет старше влюбленного в нее поэта,  не могла ответить на его чувства по многим причинам. Но после его кончины, возможно, ощущая за собой невольную вину, сделалась необыкновенно религиозной, подавшись при этом в католичество. Отступничество от православия воспринималось  тогдашним монархом Николаем I как измена родине. По отношению к неофитам император применял самые суровые санкции. Но родовитейшая Волконская (ее муж, к слову, был братом декабриста),  урожденная Белосельская-Белозерская, не была обычной подданной, как Пушкин, к примеру, и царь был вынужден разрешить ей покинуть страну. В 1829 году Волконская вновь оказалась в Италии, чтобы  никогда больше не вернуться в Россию.



Фонтан Треви и Палаццио Поли - дворец княгини Волконской

Все, кому довелось побывать в Риме, видели знаменитый фонтан Треви, который одновременно служит и фасадом Palazzo Poli. Именно в этом дворце, в одной, арендованной ею части,  жила и умерла Зинаида Волконская.  Эта женщина была не только светской львицей, но и щедрой меценаткой, которая, так же как и в Москве, держала в Риме салон, привечая и поддерживая многих русских писателей, художников, композиторов. Особенно нежная дружба связывала ее  с Гоголем, который, который заканчивал тогда труд своей жизни -  «Мертвые души». Рядом со знаменитой Piazza di Spagna в Риме находится Caffe Greco, основанное в 18-ом веке.  Если доведется попасть туда на кофе или ланч, найдите памятную  табличку над одним из столиков о завсегдатае этого заведения - Николае Гоголе и его Мертвых Душах.

Умерла Зинаида Волконская здесь же, в Риме, и если захотите почтить ее память, то зайдите в церковь Санти-Винченцо-э-Анастасио, расположенную неподалеку от фонтана Треви. Ведь здесь покоится прах одной из самых блестящих женщин пушкинской эпохи,  которой посвящали свои стихи Жуковский, Вяземский, Баратынский, Веневитинов, you name it...  И которой  Пушкин, при посылке ей своих «Цыган»,  начертал такие строки:

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И под задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.

кино, наводка, пушкин, веневитинов, Разное

Previous post Next post
Up