Саша Черный: Есть парламент, нет? Бог весть, я не знаю. Черти знают. Вот тоска - я знаю - есть.

Oct 16, 2022 12:17





Не правда ли, про «больней, чем кулаком», ну, натурально, про нас,  нам   приговор, точный и разящий. Тому, как мы друг друга в нокаут дубасим в соцсетях, будь они неладны.

А  вот это, не вчера разве написано?:

...Во имя чего казнокрады

Гурьбою бегут в патриоты?

Во имя чего как шарады

Приходится правду писать?

Стендаперов пошлячных 21-го века прозрел из начала 20-го:

Все мозольные операторы,

Прогоревшие рестораторы,

Остряки-паспортисты.

Шато-куплетисты и биллиард-оптимисты

Валом пошли

В юмористы. Сторонись!

Автор этих строк,  Саша Черный (Гликберг), родился 13 октября 1880-го года.

Когда-то, на заре  туманной юности, мы знали тонны стихов Саши Черного,  потому как перекидываться цитатами из них было шиком. Особым питерским шиком. Начитанные олухи, успевшие жутко разочароваться в жизни к своим неполным 20-ти,  не понимали, как им «свезло,  - просто неописуемо свезло», - просто родиться и просто каждый день ходить по улицам красивейшего из городов мира. Чаще других у них в шел в ход вот этот отрывок из «Желтого дома»:

....Петр Великий, Петр Великий!

Ты один виновней всех:

Для чего на север дикий

Понесло тебя на грех?

Восемь месяцев зима, вместо фиников - морошка.

Холод, слизь, дожди и тьма - так и тянет из окошка

Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…

Негодую, негодую… Что же дальше, боже мой?!...

До революции он неистово и гневно обличал отвратительный ему  политический уклад российской жизни и российское мещанство:

... Мещане с крылышками! Пряники и рай!
Полвека жрали - и в награду вечность..
Торг не дурен. "Помилуй и подай!"
Подай рабам патент на бесконечность...

... Не клянчите! Господь и мудр, и строг,-
Земные дни бездарны и убоги,
Не пустит вас Господь и на порог,
Сгниете все, как падаль, у дороги.

А в эмиграции  он страшно тосковал о России. Чуковский пишет в своем очерке о нем, что «чуть только он оторвался от России, с ним произошел переворот, нередко наблюдавшийся в среде эмигрантов: он какой-то новой любовью, неожиданной для него самого, полюбил все русское, решительно все - даже то, что еще так недавно коробило и раздражало его. Нам, знавшим его «Сатиры» 1908 - 1912 годов, даже как-то странно читать, в каком поэтическом ореоле встали перед ним те самые люди, пейзажи и вещи, к которым, судя по его старым стихам, он относился в лучшем случае с иронией. Теперь под «чужим солнцем», на далекой чужбине он с самой нежной любовью вспоминает и русские баранки, и русские валенки, и самовары, и гармонику, и куклу Матрешку, и клодтовских коней на Аничковом мосту, и золоченого орла на Крестовской аптеке (возле которой он жил до войны), и бумажного змея, и Гатчину, и Невский, и Псков, и русские деревья, и русские травы - и тем еще больнее растравляет незаживающую душевную рану.»

В его лирике появились, новые, неведомые ей до эмиграции черты:

Прокуроров было слишком много!
Кто грехов Твоих не осуждал?..
А теперь, когда темна дорога,
И гудит-ревёт девятый вал,
О Тебе, волнуясь, вспоминаем, -
Это всё, что здесь мы сберегли…
И встаёт былое светлым раем,
Словно детство в солнечной пыли… 1923

А вот это мое любимое парижское стихо Саши Черного. В нем отчетливо слышно как  безнадежно одинок он в эмигрантской тусовке Парижа. Полностью привожу, поскольку рука не подымается кромсать это милейшее из его творений на цитаты:



Мой роман

Кто любит прачку, кто любит маркизу,

У каждого свой дурман,-

А я люблю консьержкину Лизу,

У нас - осенний роман.

Пусть Лиза в квартале слывет недотрогой,-

Смешна любовь напоказ!

Но все ж тайком от матери строгой

Она прибегает не раз.

Свою мандолину снимаю со стенки,

Кручу залихватски ус...

Я отдал ей все: портрет Короленки

И нитку зеленых бус.

Тихонько-тихонько, прижавшись друг к другу,

Грызем соленый миндаль.

Нам ветер играет ноябрьскую фугу,

Нас греет русская шаль.

А Лизин кот, прокравшись за нею,

Обходит и нюхает пол.

И вдруг, насмешливо выгнувши шею,

Садится пред нами на стол.

Каминный кактус к нам тянет колючки,

И чайник ворчит, как шмель...

У Лизы чудесные теплые ручки

И в каждом глазу - газель.

Для нас уже нет двадцатого века,

И прошлого нам не жаль:

Мы два Робинзона, мы два человека,

Грызущие тихо миндаль.

Но вот в передней скрипят половицы,

Раскрылась створка дверей...

И Лиза уходит, потупив ресницы,

За матерью строгой своей.

На старом столе перевернуты книги,

Платочек лежит на полу.

На шляпе валяются липкие фиги,

И стул опрокинут в углу.

Для ясности, после ее ухода,

Я все-таки должен сказать,

Что Лизе - три с половиною года...

Зачем нам правду скрывать?

1927

************

саша черный, Россия, книги

Previous post Next post
Up