Испытательный аэродром ЛИИ им. Громова, на котором проходил праздник, самый большой в Европе по размеру полосы (более 5 км), и вообще он просто огромный. Там находятся в несчётном количестве всякие авиационные и околоавиационные организации, но на первый взгляд он более всего напоминает циклопическое кладбище самолётов.
Пока петляли по аэродрому от электрички на автобусе, смотрели по сторонам: груды металлолома, заборы, колючая проволока, порушенные постройки, бурьян. И самолёты, самолёты, самолёты.
Очередь к рамкам на входе двигалась медленно, зато вдоль Ту-144.
Ту-144ЛЛ RA-77114, изначально Ту-144Д СССР-77114 (1981 г.в.). На нём в 1983 году ставились мировые рекорды скорости и высоты полёта. В 1990-х участвовал в американской исследовательской программе, поэтому на хвосте видны остатки штатовского флага, а на морде написано Boeing, NASA и ещё что-то в том же духе. Последний летавший в типе (апрель 1999 года). Разукомплектован. Собираются то ли порезать, то ли продать.
Чуть левее в куче самолётов был замечен ещё один Ту-144.
Входим на территорию. Впереди виднеется статическая экспозиция авиации ВВС, слева ангары, зрители и зона полётов, справа забор.
Вдалеке скопление больших самолётов, но стоит оцепление. Надо будет попробовать обойти вокруг.
За забором, судя по типам торчащих самолётов, гнездо компании Туполев. Кроме вышеупомянутых двух Ту-144, присутствует набор Ту-204 в различном состоянии раздербания. Справа над контейнером торчит хвост Ту-160.
Ту-204 RA-64001 (Ту-234). На нём был произведён первый полёт типа (2 января 1989 г.). В 1995 году переоборудован в компоновочный макет Ту-234 (Ту-204-300, с увеличенной дальностью полёта).
Внезапно - Буран.
Полоса, по которой мы шли, в конце пересекается с действующей, на которой производились взлёты-посадки. В той части аэродрома главный въезд на территорию и хороший вид на стоянки самолётов-участников шоу. Там я и просидел почти всё мероприятие.
Рядом разлагается Ту-134:
Ту-134ЛЛ RA-65562. Давно тут стоит.
По ту сторону полосы:
Это по всей видимости гнездо самолётов Мясищева.
На заднем плане поражающий воображение ВМ-Т "Атлант" с бочкой на спине. Это переделанный из стратегического бомбардировщика 3М самолёт для транспортировки элементов системы "Энергия-Буран" на Байконур (1981 год). Рядом лежит Ил-76Т без хвоста. Ближе за гаишником стоит высотный разведчик М-55 "Геофизика" (1988 год), предназначенный для неспешных полётов в стратосфере на высоте за 20 км с выполнением разнообразных задач.
Из-за забора немного торчит турбовинтовой самолёт, похожий на М-101Т "Гжель".
Чуть подальше стоят нестройные ряды разнообразных вариаций на тему Ил-76. Это самый часто встречающийся тип на аэродроме. Наверно потому что они большие и их отовсюду видно:
Ил-7бМД СКИП (изделие 976, 1986 год), СССР-76452. Самолёт для слежения за крылатыми и баллистическими ракетами во время их испытаний. Слева хвост Ил-76ЛЛ, 76454. Изначально это тоже был СКИП, который в 2007 году переделали в лабораторию для испытаний двигателя SaM146 для "Суперджета".
К вечеру я наконец смог добраться до стоянки, которую приметил от входа на аэродром. Тут собраны самолёты как будто в виде некого музея, но степень их сохранности заставляет усомниться.
Ту-134УБЛ. Лаборатория для испытания локатора для Су-27М. Су-27 как раз стоит рядом - с потрохами наружу и фонарём на земле.
Ту-16ЛЛ 05 синий. Летающая лаборатория для испытания двигателей, которые крепились на пузе.
Ту-155 СССР-85035 (1972 г.). Вариант Ту-154 с водородным двигателем. На хвосте торчит дренаж водородного бака.
Су-24 (15 белый) с вывернутыми консолями горизонтального оперения. При неработающих двигателях они самопроизвольно встают на кабрирование, поэтому обычно на стоянке фиксируются пенопластовыми "поплавками" на верёвочке. Но тут всем пох.
МиГ-21, L-39 Albatros (45 желтый), Су-15УМ (72 контурный). На них наверное тоже что-нибудь испытывали.
А вот это покруче "Фауста" Гёте:
Третий лётный экземпляр орбитального корабля Буран 2.01 "Байкал". Должен был в 1994 году осуществить суточный полёт в космос с двумя космонавтами.
Симпатичный, на собаку похож. Очень большую собаку. Сразу вспоминается фотка, где Буран стоит на Мрии, и кажется миниатюрным. Какая же тогда здоровая Мрия?
МиГ-25ПУ (02 синий). Использовался для подготовки пилотов Бурана.
Это он после реставрации.
Такой уголок памяти советской авиации.
...
Остальные посты про поездку на 100 летие ВВС России:
Frecce Tricolori. Ретро. Проходы. Вертолёты. Истребители: Су-35, Rafale, ПАК ФА. Статическая экспозиция. Видеонарезка с шоу. Москвашагание._______
Сайты:
http://russianplanes.nethttp://www.airliners.nethttp://www.airwar.ru