Как оказалось, для того чтобы доехать от Питера до Чёрного моря, нужно сделать всего два поворота. Соответственно путь делится на три участка: первый 670 км от Питера до Москвы (быстро и уныло по М11, или интересно, но относительно медленно - по М10). Второй участок самый тяжелый: это 50 километров МКАДа. Ну и третий самый захватывающий - это 1400 км по трассе М4 "Дон". Дальше на выбор вдоль моря: либо направо Геленджик-Новороссийск, либо налево Туапсе-Сочи. Мы выбрали налево, где самым подходящим показался сочинский курорт Лазаревское.
Маршрут туда мы разбили на 3,5 дня с ночёвками в Твери, Воронеже и Краснодаре. Обратно ночевали в Ростове-на-Дону и Ельце (обратно уложились в 3 дня с марафоном в 1100 км в последний день). Водитель и одновременно фотограф один я, поэтому фотолетопись нашего путешествия велась в основном без отрыва от вождения на телефон. Квартиры для ночёвок я бронировал заранее за месяц с такими критериями: это должна была быть новостройка с современным ремонтом, нормальной парковкой, и с сетевыми магазинами рядом. По деньгам до 2 тыр. с бесплатной отменой брони за сутки. Букинг от нас ушёл, ну и дурак - прекрасно справились без него. Скоростной режим было решено особо не нарушать, а платные дороги использовать только по мере разумной необходимости. Никаких транспондеров мы не вешали - всё платили картой.
Заправлены в планшеты космические карты.
Нулевой километр. Едем.
Через час летим в глухих лесах по платной М11: идеальной, широкой и пустынной с условно-разрешёнными 150 км/ч. Ленинградская область плавно перетекает в Новгородскую. Без привычных заторов и светофоров на выезде из города по М10, до объезда Новгорода добираемся всего за пару часов и 500 рублей. У речки Питьба съезжаем с М11. Оплата происходит один раз на съезде.
За Великим Новгородом первая остановка в деревне Переезд (но никакого переезда там почему-то нет) после 300 км пути. Пошёл дождь.
Мужик на Ауди занимал колонку, при этом машина его была уже заправлена, а он сидел один на заднем сидении. Пришлось подойти и донести до него мысль о необходимости переставить машину. Неведомая ранее для меня проблема стоящих по 20 минут у колонки автомобилей, хозяева которых ушли покушать, пописать, погулять, или в астрал, возникает в последнее время с пугающей регулярностью.
Привычная М10 с ползущими фурами и кривыми избушками.
Горбатый Запорожец из Иваново. Машине 58 лет, но темп на пределе конструктивных возможностей держит уверенно.
Вот уже и Тверская область, полпути до Москвы. Деревня Хотилово и уникальная церковь, построенная тут прямо посередь дороги в 1767 году. До недавнего времени она стояла сгоревшая, пугая своим видом мимо проезжающих.
По легенде в 1744 году в путевом дворце, который раньше стоял на этом месте, лечился от оспы заболевший в дороге будущий император Пётр III. На целый месяц сюда переехала императрица Елизавета Петровна со всем двором, и в честь того, что Карл Петр Ульрих Гольштейн-Готторпский выжил, она велела построить эту церковь. Но строить её начали почему-то только когда он наконец умер во славу России через 20 лет.
Памятник Луноходу (ЛиАЗ 677М) у автобазы в Вышнем Волочке. Автобус 1984-го года выпуска, работал здесь до 2006-го.
Креативный забор из аэродромных металлических плит.
Дорога как взлётная полоса без поворотов на многие километры. Платная М11 намного более вертлявая, но зато никаких населенных пунктов.
Интересно, что УАЗ-буханка - ровесница того Запорожца, и даже дизайн перекликается. Однако Запорожец - допотопный раритет, а УАЗ успешно выпускается до сих пор в неизменном виде.
Вторая остановка через 6 часов и почти 500 км пути - Большая Киселёнка. Распогодилось.
Ещё через час мы доехали до Твери, нашли нашу квартиру, заселились, сходили в магазин, поужинали и смотрели в окошко, как молодёжь рубится в волейбол. Пока мы проехали всего 551 километр, дальше будет веселее.
Машину умудрились припарковать прямо под окном. Вообще довольно нервно оставлять на ночь в незнакомом месте в сотнях километрах от дома машину, тем более забитую вещами на две недели отпуска.
Вид между домами куда-то в сторону Ярославля. Первый день нашей поездки успешно завершён, осталось ещё два с половиной.
В Твери я уже когда-то давно был, и меня тогда особенно впечатлило разнообразие местных трамваев, которых сейчас там уже нет:
https://ttweak.livejournal.com/255943.html Затейливый частный сектор по улице Хромова. Мы смогли собраться и выехать достаточно оперативно - для меня это самый сложный элемент в поездках. В качестве культурной программы в Твери у нас будет торжественный проезд через центр города с беглым осмотром мимо пролетающих достопримечательностей.
Понедельник утро, все едут на работу, в мы едем в Воронеж.
Петербургское шоссе, храм 1904 года. Дальше шоссе превращается в набережную Афанасия Никитина, с парком вдоль Волги и красивыми видами. Но дорога была перекрыта и пришлось ехать в объезд.
Главный городской мост - Староволжский 1900-го года постройки.
Императорский путевой дворец (1766) и Дворцовый сад. С 12 по 18 век тут находился Тверской кремль. Виден новопостроенный Спасо-Преображенский собор, оригинал которого стоял на этом месте в 1696-1935 годах. 60 лет простоявший на месте собора Калинин был куда-то телепортирован.
Советская ул., дом 7, здание Гостиницы Барсукова (1770-е, восстановлено в 1949).
Собор построили, исторические дома покрасить как всегда позабыли.
Соборная мечеть (1906).
На выезде из Твери в Эммауссе (удивительное название) заправляемся перед штурмом столицы. Опять бесплатная реклама компании Лукойл.
На самом деле в первом варианте маршрута мы должны были проезжать до Москвы без ночёвки, таким образом, чтобы попасть на МКАД после часа ночи. И на этой заправке мы должны были оказаться около 11 вечера. Но потом было решено, что у нас в конце концов отпуск, и нечего с ума сходить.
Через час уже в Московской области мы упёрлись в пробку.
Ремонт дороги отягощённый ДТП в единственной оставленной для проезда полосе.
Город Клин и Ленин у KFC и Макдака Вкусно-и-точка.
И это самая дальняя точка, куда я самостоятельно доезжал за рулём в этом направлении:
https://ttweak.livejournal.com/262897.htmlДальше неизвестность.
Следующий город на пути - Солнечногорск. Слева с буквой Z дом купца Самохвалова (1860-е), который сохранился в историческом виде благодаря всё тому же Владимиру Ильичу: как-то в 1921 году он в него зачем-то забрёл. Дом сразу объявили священным местом, сочинили эпос о чудесном явлении нетленного вождя, и повесили мемориальную доску на стену.
Москва близко.
Вот и Москва, памятник защитникам города в Зеленограде.
А, нет - снова Московская область. Город-герой Химки.
Наконец мы на кольце - три часа ползли до него 130 километров.
Водители на МКАДе делятся на четыре основные группы: первая самая активная в потоке - слезшие с пальмы предки человека, которые не имея никаких навыков вождения абсолютно уверены в своём предназначении заниматься частным извозом. Вторая группа - сородичи предыдущих существ, но занимающиеся перевозкой грузов. Третья группа - коренные москвичи в первом поколении, у которых очень развито умение совершать важные звонки по телефону, чем они регулярно и заняты в левых рядах на скорости 40 км/ч при разрешённых 100. Ну и четвёртая группа - тупящие транзитники, коими мы сейчас и являемся.
+ 35.
К неадекватным водителям и адскому пеклу добавляются внезапные полосы снятого без предупреждения асфальта, исчезновение разметки в самых неожиданных местах и аварии - всего объехали 4 штуки.
Плотность движения в обе стороны в рабочее время. Что тут творится в час пик?
Ржавая бочка справа еле плелась в правом ряду тарахтя и подёргиваясь, но так умело маневрировала по обочинам и полосам разгона, что обогнала меня раз 5.
40 километров вокруг Москвы мы осилили за час.
С МКАДа ехать сразу на М4 "Дон" мы не стали - свернули раньше на М2 "Крым", ведущую через Тулу в Белгород и дальше на Харьков в никуда. Съезд с кольца сразу после Битцевского лесопарка, и там главное на безумной развязке не зарулить на Подольск.
Очень комфортно за 1,5 часа добираемся до Тулы.
Заправка в новом строящемся микрорайоне Красные ворота. Чтобы не терять времени сразу накупили тут тульских пряников.
Непосредственно за заправкой расположен огромный мемориальный комплекс "Защитникам неба Отечества".
Истребитель Ла-5 сбивает немецкий разведчик Fw 189.
Горящая "Рама" вгрызается в грунт. На заднем плане вечный огонь и таблички с барельефами и фамилиями лётчиков-героев.
Макет Ла-5 на 30-ти метровой высоте.
Красиво.
Дальше поедем сквозь город, посмотрим по сторонам.
Помимо пряников, Тула - это российская столица самоваров и оружия. Соответствующие музеи я посетил в 2011 году:
https://ttweak.livejournal.com/51404.htmlhttps://ttweak.livejournal.com/47944.html.
Ещё там есть памятник тёще:
https://ttweak.livejournal.com/44871.html.
Проспект Ленина, дом 47. Особняк купца Ермолаева-Зверева в редком на Руси стиле модерн (построен около 1906 г.). Сейчас тут выставочный центр "Тульские древности" - это филиал тульского музея-заповедника "Куликово поле" (Куликовская битва была в Тульской области).
Проспект Ленина, дом 67. Постконструктивизм 1930-го года, построенный для советской элиты. В нём жил тульский Токарев - конструктор пистолетов, винтовок и фотоаппаратов.
Местный трамвай: Усть-Катавский вагон 71-619КТ (2005 г.в.).
Трамвай упылил вперёд, а мы стоим - движение к концу рабочего дня существенно уплотнилось.
Выезжаем из Тулы на юг в сторону города Щёкино.
Живописный Косогорский металлургический завод (основан аж в 1897 году).
В пяти километрах от металлургического завода расположен заповедник Музей-усадьба Льва Толстого "Ясная Поляна".
"Козлова Засека" - это историческая железнодорожная станция-музей, до которой ездил Толстой в свою усадьбу.
Следующие два часа катим в бескрайних полях Тульской области вне крупных населённых пунктов. Машин почти нет, инфраструктуры тоже. Качество асфальта средне-паршивое. В сумерках возможны внезапные появления на проезжей части побитых сельскохозяйственных допотопных КрАЗов без каких-либо габаритных огней.
Где-то тут размениваем первую тысячу километров пути.
Ефремов. Небольшой городок, выросший из крепости, основанной в 1637 году. Стоит на реке Красивая Меча. В Ефремове жили писатель Бунин и авиаконструктор Мясищев. Городок мы проехали на автопилоте, видели обветшалые исторические двухэтажные каменные домики, на центральной Красной площади - магазин Магнит.
Воронежское шоссе. Колоритный автомагазин и новодельная церковь 1996-го года.
Вот и она - трасса М4 "Дон". Главный автокоридор для российских курортников. В ней нарезано множество платных участков, которые в принципе можно объехать, но стоят они копейки. Оплата на въезде, но в каком-то одном месте надо показывать чек на съезде - где не помню.
Включаем форсаж. Крейсерская скорость со ста повышается до 130, расход до того державшийся около 5л/100км, ползёт к 6.
Начинается обязательный в этой поездке вечерний дождь. За Ефремовым попадаем в Липецкую область, которая через полтора часа пути уступает место Воронежской.
К 22 часам добираемся до квартиры в Воронеже. Ливень стеной, но тепло - уже есть ощущение, что находишься на юге.
За второй день мы проехали 697 км, в сумме за два дня получилось 1248. Если никуда не заезжать и ехать только по платной - легко справиться и за один день.
Третий день начался с визгов детей под окном - утреннее построение в садике.
Второй слева припаркована примечательная машина Лада-Тарзан, гибрид Нивы и Девятки.
Огромный район, состоящий из разнообразных высотных жилых комплексов. Настоящий человейник, как в Питере. По центру кадра можно разглядеть нашу машину - и это было единственное свободное парковочное место на всю округу. Повезло.
ЖК называется Жилой массив Олимпийский. Первый раз встречаю такое, что адрес даётся не по улице, а по кварталу: типа "Я живу по адресу жилой массив Олимпийский дом 7". Видимо жить просто по улице Шишкова показалось некруто. Причём тут Олимп вообще непонятно, но в целом впечатление от района положительное.
Стартуем в Краснодар. Как всегда поедем через весь город.
Котёнок и ворона с соседней улицы Лизюкова. Генерала Лизюкова.
Московский проспект ползёт в сторону центра. Ну точно как в Питере.
А в центре свободно. Проспект Революции - главная улица Воронежа. Всё дореволюционное великолепие было сожжено в войну и затем немного восстановлено и достроено сталинским ампиром и прочими хрущёвками. Получилось достаточно интересно. Чтобы добавить колорита за невысокими фасадами вбаханы огромные современные башни.
Окружающая действительность вполне радует глаз.
В Воронеже я тоже бывал, правда зимой, но погулял подробно:
https://ttweak.livejournal.com/189501.html Спускаемся по ул. Степана Разина к Воронежскому водохранилищу. С той стороны прямо в жилой застройке спрятался авиазавод ВАСО и аэродром со взлётной полосой, предназначенной для приёма широкофюзеляжных авиалайнеров. По эту сторону водохранилища в конце 17 века Пётр I построил первое на Руси адмиралтейство. Тогда это была просто речка Воронеж, а не вот эта лужа размером 2 на 30 километров.
Через несколько минут недалеко от могилы Юры Клинских выезжаем на М4. Через час заправляемся у поворота на Лиски.
Просторы центрального черноземья.
Поле сахарной свеклы и мужик с чемоданом.
Погрызенные меловые холмы у села Шестаково.
В двухстах километрах от Воронежа после Верхнего Мамона заезжаем на мемориал "Осетровский плацдарм".
Мемориал построен в память о событиях 1942-го года. Красная армия тогда с тяжёлыми боями удерживала плацдарм у села Осетровка на этом берегу Дона с июля по декабрь. А 16 декабря отсюда началась наступательная операция "Малый Сатурн" полумиллионной советской группировкой в направлении Ростова-на-Дону против полумиллионной группировки итальянцев, немцев и румын. Операция завершилась успешно: враг был разбит и отступил на 100-150 км понеся существенные потери. Немцы при этом потеряли последний шанс на спасение армии Паулюса и мы смогли победить в Сталинградской битве.
Немного погуляем на свежем воздухе вдали от трассы.
Я никогда не видел пшеничного поля. Это же оно?
Окопы и противотанковая пушка ЗИС-2. Таблички пугают ядовитыми змеями.
Вид с мемориала.
Трасса М4. Когда едешь по ней на север, 36-метровую стелу хорошо видно прямо по курсу. Но попасть к ней можно только когда едешь на юг - но оттуда её не видно, а заезд только через заправку по неприметной тропинке между деревьями в конце парковки для фур. Короче говоря если не знать, что тут что-то есть, никогда не заедешь. Это подтверждает плотно забитая машинами парковка размером с футбольное поле у Лукойла со смертоубийством в очередью в туалет, и абсолютно пустая парковка ещё большего размера в ста метрах у мемориала с бесплатным большим туалетом.
Дон. Точнее Дон слева, а справа образовавшееся рядом с ним озеро.
Высокий - правый берег, пологий - левый.
Воинское захоронение 482.
Эхо войны.
За теми деревьями десятки машин жмутся на раскалённой солнцем парковке, а мы тут одни наедине с природой. Хорошо.
Только постоянно слышен гул летящих где-то высоко в небе военных самолётов.
Саранча.
Репейница.
Дерзкий жаворонок.
Над парковкой на бреющем полёте летает ещё одна дерзкая птица, но побольше.
Ястреб.
Выслеживает слишком далеко отошедших от своих авто пассажиров и утаскивает их в гнездо.
Ещё тут есть автобус-шашлычная (МАЗ-104.031, 1999 г.в.). Пару лет назад он был шиномонтажом, а до этого работал на маршрутах в Белгороде.
Едем дальше и через полчаса попадаем в Ростовскую область. Это юбилейный десятый регион на нашем пути.
Армейский КАМАЗ похожий на беспилотный комплекс "Орлан" едет на работу.
Остановка на заправку в Каменск-Шахтинском. До границы ЛНР 20 километров. По Ростовской области уже прилетало со стороны ВСУ по авиабазе в Миллерово и по НПЗ в Новошахтинске - это всё недалеко от трассы. Так что имеем в виду. В потоке много военных машин, а также машин с номерами Украины, ЛНР и ДНР.
С той стороны дороги выставка военной техники. Её отсюда к сожалению не видно, а перехода нет. Можно наблюдать только стоящую на постаментах авиацию: вертолёт Ми-24 и самолёт Ан-2 (RA-84837).
Слева едет Газель с прицепом с живыми курами. На скорости за 100 ощип наверное эффективно идёт.
Ми-8 и взлетающий истребитель-бомбардировщик Су-17. Кроме огромного количества разнообразной техники там есть тематическое кафе, отель, музей войны и всё в таком духе. Всё это - филиал московского парка культуры и отдыха ВС РФ "Патриот".
Уставший ГАЗ-67Б (1944-1953) с гирляндой. Но он по всей видимости не к парку, а к местному автосервису относится.
По нашей стороне дальше за заправкой расположен комплекс "Легенды СССР" тоже с отелем, музеем и кафе.
Полуторка ГАЗ-АА (1932-1942) с счетверённой зенитно-пулемётной установкой М4 обр. 1931 года. Грузовик найден где-то в Воронежской области в виде останков рамы с колёсами и восстановлен до состояния памятника. Установку кстати разработал конструктор Токарев - сын того Токарева, чей дом мы проезжали в Туле.
Внизу под полуторкой виднеется монстр-мобиль, сделанный из ГАЗ-12 ЗИМ.
Инвалидка-моргуновка СМЗ С-3А (1958-1970) внутри серпа на молоте.
Немного размялись, походили вокруг заправки. Надо ехать дальше.
Гуковская ветроэлектростанция. Зелёная энергетика однако, не газом единым.
Люди после долгой дороги тормозят у поля под Ростовом, чтобы пофотаться в лучах вечернего солнца с невиданными в наших северных климатах растениями.
Прямо над полем внезапно пролетает сорокалетний раритет Ту-134АК (RA-65911). Это самолет для правительственных авиаперевозок, заходит на посадку на военный аэродром "Ростов-на-Дону - Центральный". Гражданские аэропорты по всему региону у нас закрыты.
Двухметровые подсолнухи. Некоторые даже выше. Красота.
В городе Аксай за Мегой поворачиваем на Краснодар. Ростов посмотрим на обратном пути.
Пересекаем реку Дон в третий раз - до того у Задонска и Верхнего Мамона. Это не считая притоков.
Через несколько километров вправо Дон разветвляется в дельту и далее впадает в Таганрогский залив Азовского моря.
Ну а трасса "Дон" идёт дальше.
Через 40 минут вот и Краснодарский край. Впереди хутор Цукерова Балка. Там находится пост ДПС, которым десятилетиями пугали автомобилистов всей страны. Правоохранительные сотрудники в массовом порядке там шмонали, обворовывали, подбрасывали наркоту, вымогали, угрожали и унижали едущих к морю водителей. Только последние несколько лет животных с ксивой и оружием как-то посадили на цепь - повесили на них камеры и строго настрого запретили попадаться.
Мемориальный комплекс "Поле казачьей славы" на въезде в станицу Кущёвскую. Памятник поставили в 1967 году в память о казаках, которые в августе 1942 года в конной атаке убили тут всех немцев, сожгли их танки, разбили элитные части СС, взяли Берлин и зарубили Гитлера. При этом в немецких документах подвиги местных казаков никак не отразились. А потомки тех казаков теперь работают или на Цапков, или в ДПС, или ещё в какой кубанской ОПГ.
А станицу Кущёвскую по-хорошему надо расселить, сжечь и распахать.
Вот и Сочи появился на указателях. А кому не нравится Чёрное море, может ехать на Каспийское в Махачкалу.
В левом верхнем углу пролетает учебно-боевой Як-130.
Вечерний дождь.
Причём дождь одновременно с закатом. И нескончаемые поля подсолнухов.
Две тысячи километров пути.
ЖК "Красная площадь". В лучших традициях современной отечественной архитектуры - запихнуть полтора десятка высоток в 15-20 этажей в квадрат 50 на 100 метров между ТЦ, СНТ и руинами воинской части, и связать всё это с городом дорогой шириной в полторы полосы.
Краснодар - очень большая деревня с очень тесными улицами и с очень специфическими водителями. Раньше я слышал определение "кубаноид", но теперь смог лицезреть воочию. За рулём тут все очень занятые, поворотниками пользоваться некогда, смотреть на дорогу тоже. Среди участников движения постоянное соревнование кто больший баран: ехать медленнее всех, занимать все ряды, никогда не пропускать, при попытке перестроения в его ряд резко ускоряться. Ну и кататься ночью кругами по дворам с орущей музыкой. Парковаться на переходе, на газоне - как захочется. Пешеходы все немножко пьяные, в неизменных шортах, шлёпках, с сумочкой и со сложным лицом. Поздний жаркий вечер вторника, но все трутся на улице и что-то решают, деловые.
Встречающая нас тётя была в неадекватном состоянии, с трудом довела нас до подъезда, перепутала ключи от квартиры и испарилась. Пришлось её вызванивать и ждать у запертой двери. Утром за ключами она явиться не смогла по состоянию здоровья - ушла в запой.
Огни ночного города и Луна за облаками.
Всего за день мы проехали 843 километра, а за три дня 2091. Третья и последняя ночёвка в съёмной квартире: беготня с вещами и продуктами, нервное ожидание завтрашней дороги, комары и ранний подъём.
А завтра наконец будет море, до которого осталось каких-то 140 км. Доберёмся за пару часов - наивно думал я.
________________________
Окончание:
https://ttweak.livejournal.com/308213.html