В один невообразимо жаркий июньский вечер мы выехали из стольного града Калининграда по шикарному шоссе А-217 и направились в город-курорт Зеленоградск, где нас на берегу моря ждала гостиница. Недалеко от этого курорта располагается полуостров Куршская коса, и ей мы планировали посвятить весь следующий день.
Считанные минуты, и мы на месте:
Въезжаем в Зеленоградск.
Сильно смутило слово "Cranz" внизу (это историческое немецкое название города). Выглядит как неумная попытка нивелировать важность событий, в результате которых город стал нынешним Зеленоградском. То же ощущение вызывает местное чрезмерное увлечение топонимом "Кёнигсберг". Люди, которые изначально жили в Кёнигсберге, Кранце, Раушене, Пиллау, Тильзите и т.д. и не были убиты при попытке истребить предков нынешних жителей Калининградской области, перевелись тут ещё в конце 1940-х. Нынешние местные жители или их предки никогда не жили в Восточной Пруссии. Так зачем это? Давайте тогда Выборг называть Виипурой, Южно-Сахалинск Тоёхарой, Симферополь Акмесджитом, а Питер вообще Ниеном - для этого есть столько же оснований.
Ладно, что-то я отвлёкся.
Девять вечера, закат:
Широкие песчаные пляжи, длинная морская набережная с гуляющими отдыхающими, необыкновенно жаркий день... так и хочется поверить, что находишься на настоящем морском курорте. Но это ж Балтика - вода ледяная.
Зеленоградск оказался достаточно унылым и совсем не впечатлил. Особо времени мы на него тратить не стали, и утром от гостиницы сразу поехали на Косу.
Проезжаем местную доминанту - водонапорная башня 1905 года.
Маршрут наш будет выглядеть так:
Про Куршскую косу перед поездкой я знал только то, что там есть мистический лес с кривыми деревьями и песчаные дюны. Поэтому были запланированы две остановки - у этого леса и, соответственно, у дюн. Затем намечалось пересечение границы, литовская часть косы и паром в Клайпеду. После Клайпеды до ночи нужно было успеть добраться до Риги, откуда уже автобусом я уезжал в Питер.
Дорога при выезде из города сразу плотно зажимается лесом и через пару километров приводит к КПП на въезде в Национальный парк. За въезд берут 150 рублей с человека плюс 150 за авто.
Коса - уникальный памятник природы, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. На ней расположены леса, песчаные дюны, несколько посёлков, туристические пешеходные маршруты и пляжи. Литва и Россия делят косу примерно пополам, причем с литовской стороны коса отделена от материка проливом.
Километров через 30 приезжаем на место:
Большая парковка, что радует.
Сувенирка недорого. В основном с ностальгией о великой Германии. И янтарь.
И товарищ Сталин тут же для совсем уж особенных ценителей:
Блин, если вам так нравится Королевский замок и вы его тулите куда попало, так восстановите его уже наконец. Или рисуйте вместо него недостроенный Дом советов. Иначе уж совсем идиотизм.
Каменья. Жук дикий.
Итак, туристско-экскурсионный маршрут "Танцующий лес":
Заходим в обычный сосновый лес, который был посажен в 1961 году для укрепления песков Куршской косы.
Начинается деревянный настил с ограждением:
А вот и он - танцующий лес. Деревья примерно на одном уровне от земли изгибаются дугой и закручиваются винтом, а выше снова растут ровно. При этом выглядят не совсем здоровыми. Причина таких изменений неизвестна.
Вопреки ожиданиям, возникшим после просмотра картинок в интернетах, прямых деревьев в лесу больше, чем перекорёженных. При этом сильно закрученных стволов совсем мало. Тем не менее зрелище впечатляет и особенная энергетика тут точно присутствует.
Ёлка затесалась.
Особо примечательные искривления:
Любители фотографироваться затёрли отдельные стволы до степени полного отсутствия коры - пришлось строить забор.
Чешуя.
Зона с искривлениями кончается внезапно, и если посмотреть с тропы в другую сторону - деревья стоят идеально ровные. Но тоже дохловатые.
Шишки.
вверх:
Птица. Создаёт музыкальное сопровождение.
видео:
Click to view
Версии происхождения искривлений стволов.
Следы людей с искривлениями в голове.
Недалеко в лесу обнаружилась сосна мега-монстр.
На обратном пути по лесу глаз периодически выхватывал в ряду ровных стволов характерный изгиб.
Возвращаемся на парковку, а тут уже понаехало автобусов с туристами. Нам повезло погулять спокойно.
Адмирал.
Едем дальше.
Через пять километров приезжаем к маршруту "Высота Эфа". Тут с парковкой много хуже.
На сувенирах уже не задерживаемся, идём сразу на маршрут.
его описание:
Поднимаемся на дюну.
Первая обзорная площадка.
Лес и песок. Это вид вдоль косы назад в сторону Зеленоградска. Мы сейчас почти на самой её середине. Ширина косы в этом месте (да и вообще в среднем) меньше двух километров.
Радары на горизонте.
Куршский залив слева.
справа за лесом открытое море:
Почитаем информщит.
Засыпанные странствующими дюнами дома и смытые морем километры пляжа - это впечатляет.
За краем дюны многометровый обрыв в море.
Случайно прибиваемся к организованной группе. Идём по самой кромке леса.
пустынный пейзаж справа:
Вторая обзорная площадка, конечная точка маршрута на высоте более 50-ти метров над морем.
На север дюны засажены лесом с целью их фиксации.
а на юг простираются незакреплённые пески:
Ходить по дюнам запрещается, но следов много. Издревле богат наш народ дебилами.
Вдалеке виднеется посёлок Рыбачий.
В другую сторону в паре километров находится утопающий в зелени посёлок Морское.
пляжи:
Склон дюны со следами фиксации.
Тоже видимо какой-то способ управления дюной.
Местный житель.
Пески.
видео:
Click to view
Возвращаемся через лес обратно к трассе.
Переходим дорогу и идём на противоположный берег косы.
Внимание, тюлень!
Тут расположен просто таки огрооомный песчаный пляж.
Местные купаются-загорают. Туристы быстро добегают до воды, фоткаются и назад.
Вид налево:
Направо:
До горизонта.
Последний раз смотрим на песок и выдвигаемся к госгранице.
На въезде в Евросоюз с нас быстро сдёрнули 20 евро на ремонт Провала экологические нужды Литовской Республики и мы помчали дальше.
Литовская часть Куршской косы называется курортом Неринга, в состав которого входят несколько посёлков. Проезжаем через Ниду - местный административный центр.
Исторически эта территория - Мемельский край (Город Мемель и окрестности и северная часть Куршской косы) - была частью Восточной Пруссии. После Первой мировой край был переподчинён Лиге Наций, но вскоре был вероломно аннексирован Литвой, захотевшей удобный порт на Балтике. Немцы перед самой Второй мировой забрали край обратно. Ну а в результате послевоенной оккупации Советским Союзом Литва заполучила Мемель (Клайпеду) уже насовсем. Подобным образом кстати советская власть принесла в Литву польский город Вильно, нынешний Вильнюс. Удобно устроились.
Остановок делать с литовской стороны косы первоначально мы не собирались, но наше внимание привлекли птицы.
Главная достопримечательность Неринги - колония черных бакланов и серых цапель. Цапель тут всего несколько сотен, а вот бакланов - тысячи.
В отпусках на югах я множество раз видел бакланов. Но даже представить себе не мог, что их можно встретить в таком количестве в наших краях. А тем более сидящими на деревьях - они же водоплавающие?!
Недалеко от дороги организована обзорная площадка, с которой можно безопасно и в подробностях наблюдать за жизнью гигантского птичника.
видео:
Click to view
Огромные морские птицы с перепончатыми лапами толпой качаются на тонких ветках на вершинах деревьев. Сюр какой-то.
в полёте:
Удалось разглядеть и цаплю. Она явно немного шокирована количеством бакланов на квадратный метр леса.
цапля в полёте:
Количеством бакланов шокированы не только цапли, но и люди: помёт бакланов начисто выжигает сосны и масштаб ущерба экологии виден невооружённым глазом. Ну и рыбаки тоже не рады такой конкуренции. Но трогать бакланов нельзя, и как решить проблему - непонятно.
Сидит довольный.
Видно, что дерево уже мертво.
и под деревом - выжженная земля:
Время начинает поджимать, а мы ещё хотим погулять по Клайпеде, поэтому долго с птицами не засиживаемся.
Последний населённый пункт косы - Юодкранте. Радует красивой набережной.
и архитектурой:
Поворот к парому, судя по табличке мы уже въезжаем в Клайпеду...
и внезапно:
Абзац.
Почти недвижимая полуторакилометровая очередь на паром. Вот и погуляли по историческому центру. На эту горку мы поднимались час.
а потом ещё час спускались вниз:
На горизонте высится левиафаном двухсотметровый паром Victoria Seaways датской компании DFDS.
И вот наконец мы у переправы через Куршский залив.
Загружаемся вместе с велосипедистами на паромчик Neringa. Рядом загружается такой же паромчик Baltija. Третий паром переправы - Zalgiris - сейчас загружается на той стороне.
Утрамбовка.
Поплыли. Слева последние пара километров Куршской косы (на оконечности которой расположена крепость с Литовским морским музеем и дельфинарий). Справа Клайпедский порт - самый северный незамерзающий порт Балтийского моря.
Немного
поизучав натовские танки мы помчались дальше в Ригу, до которой оставалось 300 километров. Темнело, собиралась гроза, а у меня через четыре часа отправлялся автобус в Питер.
Продолжение следует...