реакция на события

Feb 24, 2022 11:24


Решил для блога набросать краткие заметки о том, как в Южной Корее воспринимают происходящее в последние дни на Украине и вокруг неё. Постараюсь быть кратким и не вдаваться в особые детали.

События вокруг Украины в последние дни находятся на первых полосах газет, что очень необычно. На моей памяти о сюжетах, связанных с Россией, в Южной Корее вообще никогда не писали так много, как сейчас. Никогда. Вообще. Столь большое внимание событиям за рубежом в Южной Корее уделяют очень редко, а если говорить о событиях, связанных с Россией - то вообще, похоже, такое происходит впервые.

Общий восприятие однозначно: «слабая страна подверглась нападению со стороны сильной, которая отняла у неё часть территории и может отнять больше». Альтернативных трактовок не видел вообще. Впрочем, есть нюансы: южнокорейские СМИ часто подчёркивают то обстоятельство, что на восточной Украине, собственно, к киевскому правительству отношение, скажем так, неоднозначное, и что в этих регионах очень сильны пророссийские настроения. Кстати, присоединение Крыма (о котором писали много меньше) трактовалось в южнокорейской печати нейтрально или с объяснением позиции России - в массовых пророссийских настроениях населения Крыма тогда не сомневались, и о них писали. Сейчас от такого отношения остались только отголоски. Основная идея: всё-таки такая «Мы опять вернулись в XIX век, империя топчет мелкого соседа».



При этом собственно эмоциональная вовлечённость корейцев в ситуацию невелика. Об Украине известно мало, да и Россия традиционно не воспринимается в южнокорейском сознании как совсем уж большой и серьёзный международный игрок. То есть всем понятно, что Россия - страна большая и временами важная, но в нормальной картине мира рядового южнокорейца она занимает скромное место (для большинства россиян - просто на удивление скромное). В общем, несмотря на всё что изложено выше, особой эмоциональности и симпатий к украинцам нет.

К каким конкретно выводам приходят? При том, что южнокорейская пресса разделена сильно, по данному вопросу позиции и левых, и правых близки.

  • Часто звучит мысль о том, что уж теперь точно не приходится рассчитывать на то что Северная Корея откажется от ядерного оружия. Говорится о том, что после судьбы Ирака и Ливии судьба Украины - это третий серьёзный предметный урок в пользу того, что ядерное оружие сдавать нельзя. Будапештский меморандум 1994 года не поминает только ленивый.
  • В целом наличествует ощущение - как и у проамериканских правых, так и у левых (в своё время антиамериканских, сейчас - умеренно проамериканских): США и страны Запада Украину в той или иной степени сдали и эффективно помогать ей не захотели. Задаётся вопрос о том, что случится с Южной Кореей, если она попадёт в серьёзную заваруху с Северной Кореей или Китаем. В общем, сомнения в надёжности союза с США усилились - хотя они парадоксальным образом сочетаются с укрепившейся уверенностью в том, что максимально крепкий союз с США необходим. Особенно активно продавливается эта идея правыми, которые традиционно спят в обнимку с американским флагом, но и у левых что-то похожее проскальзывает часто. Более того, левая и проправительственная «Хангере синмун», которая все время бичует американские санкции, американскую политику в мире, и готовность правых сотрудничать с США, 24 февраля выразила своё возмущение тем, что администрация Мун Чжэ Ина не заявила о своей поддержке Украины и об участии в санкциях. Если знать и понимать, что такое «тётя Хани», то мировоззренческая логика в этом заявлении есть, но всё-таки странно в данном издании - традиционном логове борцов с вашингтонским неоимпериализмом - видеть похвалы американской жёсткой позиции. Кстати замечу, что администрация действительно пытается лавировать, и отношений с Россией не портить. В очередной раз подтвержается: среди заметных союзников США, Южная Корея всегда была одной из самых пророссийских стран.
  • Ещё активней пошли разговоры о необходимости разрабатывать собственное ядерное оружие. Опросы показывают, что массовая поддержка у этой идеи беспрецедентно высока - более 70% опрошенных считают, что Южной Корее надо срочно создавать свою бомбу. Скорее всего, по ряду причин, о которых здесь нет времени и места писать, все эти намерения так и останутся разговорами. Однако активизация их весьма характерна. Любопытно, что эти голоса раздаются не только с правого, но и с левого фланга.
  • Идёт усиление опасений по поводу Китая. Значительная часть южнокорейского общества ставит знак равенства между Россией и Китаем - обе большие, авторитарные, непонятные. Периодически начинаются разговоры о том, что Корее надо быть готовой к потенциальным проблемам с Большим Восточным Соседом (честно говоря, непонятно, к каким именно проблемам, но разговоры такие тем не менее идут).
Previous post Next post
Up