выход есть, но открыт ли он?

Mar 15, 2016 18:37

Несколько замечаний по поводу Резолюции Совета Безопасности 2270 и некоторых возможных сценариев ближайшего будущего Северной Кореи.

Резолюция 2270, как я уже писал, является беспрецедентной по своей жёсткости. Однако при некотором расссмотрении в ней обнаруживается весьма серьёзная лазейка - и не лазейка даже, а целый, скажем так, здоровенный пролом в заборе, причем оставленный там, скорее всего, совершенно намеренно.

Резолюция 2270  много чего запрещает Северной Корее, однако главным из этих запретов является запрет на экспорт полезных ископаемых (точнее, запрет государствам - членам ООН  приобретать эти самые полезные ископаемые). При этом полезные ископаемые в Резолюции делятся на две группы. К одной группе относятся золото, титановая и ванадиевая руда и редкоземельные минералы, а к другой - уголь и железная руда.

С первой группой всё просто и однозначно: в соответствии со пунктом 30 Резолюции 2270 экспорт этих полезных ископаемых запрещён безоговорочно. Со второй  группой дело обстоит сложнее, ибо в пункте 29 резолюции за запретом экспорта угля, железа и железной руды следует  забавная оговорка - настолько забавная, что имеет смысл привести её целиком в официальном русском переводе: «это положение не применяется по отношению к: (…) b) сделкам, которые, как установлено, осуществляются исключительно для целей обеспечения средств к существованию и не связаны с получением доходов для программ КНДР по ядерному оружию и баллистическим ракетам» (пункт 29).

Понятно, что при взгляде на вагон с углём, нет возможности определить, будет ли использована прибыль от этой сделки для  злодейских целей, либо же, наоборот, для целей добродетельных. Это особенно верно в отношении такой страны, как Северная Корея, в которой - несмотря на всё развитие частного бизнеса - государство по большому счёту может приказать всем сказать, что надо, и нарисовать любые бумаги. Поэтому по сути решение вопроса о том, разрешать ли поставки угля и железной руды, оставлено на усмотрение покупателя.

При этом практически все поставки  угля и железной руды идут через Китай. Именно Китай является в последние годы едва ли не единственным потребителем и угля, и железной руды из КНДР. При этом уголь в последние годы вообще является основой северокорейского экспорта. Таким образом, резолюция ООН фактически оставляет на усмотрение Китая  вопрос, закупать ли в Северной Корее уголь или нет. Если Китай решит, что уголь из Северной Кореи можно и нужно экспортировать, то он может это сделать, формально не нарушая Резолюцию 2270. Если Китай  пойдёт на то, чтобы продолжать закупать северокорейский уголь, то это будет означать, что для Северной Кореи резолюция 2270 приведёт к неприятным, но не катастрофическим последствиям. Если же Китай уголь закупать не будет, то удар будет очень серьёзным.

Пока позиция Китая не ясна, но по  первым поступающим сообщениям создается впечатление, что китайская сторона пока решила уголь в Северной Корее не покупать. Были сообщения, что приграничный северокорейский город Синыйджу буквально забит грузовиками с железной рудой и углем. Санкции были введены Китаем неожиданно и оказались неприятным сюрпризом для северокорейских экспортеров.

Правда, нельзя исключать и того, что Китай  через некоторое время сменит гнев на милость. Не исключено (и даже, как мне представляется, весьма вероятно), что нынешняя позиция Китая является временной. Китайское руководство хочет преподать Северной Корее, которая изрядно утомила его своими постоянными выходками и мелочными укусами, некий наглядный урок и напомнить Пхеньяну о том, что Китай при малейшем желании может скрутить северокорейскую экономику в бараний рог, с весьма вероятными (и крайне неприятными для нынешней власти) политическими последствиями. После того, как этот урок, по мнению Пекина, будет усвоен, экспорт возобновится. Вполне в стиле Си Цзиньпина поступок, кстати.

Очень хотелось верить в этот вариант, то есть в то, что ситуация нормализуется, хотя и не в полной мере (о полной нормализации поле такого документа, как Резолюция 2270 речь не может идти еще минимум несколько лет). Надеюсь, я не выдаю желаемое за действительное, когда думаю, что подобный вариант является не только желательным, но и наиболее вероятным. Тем не менее, кажется, что в ближайшие месяцы северокорейских экспортеров и северокорейскую экономику ждут тяжёлые времена.

торговля, отношения КНР и КНДР, экономика КНДР, внешняя политика СК, дипломатия, СК экономика

Previous post Next post
Up