Итак, в Пхеньяне прошёл военный парад в честь события, которое, вообще-то говоря, случилось в другой день (13 октября 1945 г., на 10 октября его передатировали позже, в конце пятидесятых), да и вообще имело мало общего с тем, что сейчас написано в северокорейских официальных историях. Однако ж, вопрос возникает: что интересное было на параде, кроме упражнений в прусском шаге и пролётов АН-2 и Як-18 в плотном строю?
- Ким Чен Ын любит парады. Очень любит. При его деде парадов примерно за полвека правления (49 лет или за 46 лет правления - как считать) состоялось 13 парадов. При его отце тоже провели 13 парадов, но уже за 17 лет. У молодого Маршала на счету уже 5 парадов, хотя он правит четвёртый год.
- Показали то ли KN-08, то ли её макет. Макет этого дивайса уже возили на парадах в 2012 и 2013 гг. KN-08 - межконтинентальная ракета, с предполагаемой дальностью в 10-12 тыс. км, но она ни разу не летала (в смысле - не испытывалась ни разу), так что даже если это не макет, реальная боевая ценность её пока более чем сомнительна. Впрочем, работают.
- По каким-то причинам не показали новую ракету морского базирования, начальную стадию запуска которой из подводного положения северяне успешно отработали несколько месяцев назад.
- Речь КЧЫ была относительно интересной - интересной своими намёками и тоном, конечно, так как спичрайтеры у него плохие, рожают тексты на редкость нудные и длинные даже по северокорейским меркам. В основном про готовность дать отпор врагам и про единство партии и народа, но больше обычного говорил и про то, что жизнь народа надо улучшать.
- Однако главная новость и, скорее всего, единственная по-настоящему серьёзная новость - это великолепный приём, оказанный китайской делегации. Глава делегации Лю Юньшань (劉雲山) - член Президиума Политбюро, первый китайский партийный начальник такого уровня, приехавший в Пхеньян при Ким Чен Ыне. Вдобавок, китайцы отправили очень длинный поздравительный текст, где даже самого КЧЫ упомянули сильно почтительно. Принимают делегацию с помпой. Всё это - резкий контраст с тем, что было совсем недавно, включая и несколько странную поездку Чхве Рён-хэ на парад в Пекин в сентябре, и очень короткие поздравления, которыми в последние годы обменивались стороны по официальным поводам. В общем, есть вероятность, что несколько нелогичный (и, скорее, инициированный Пхеньяном) кризис в отношениях Китая и Северной Кореи подходит к концу, что стороны решили налаживать отношения. Это вполне соответствует их долгосрочным стратегическим интересам (которые, замечу, не совпадают с интересами многих иных игроков), а то, что Си Цзиньпин и Ким Чен Ын друг друга на личном уровне не любят - это дело десятое, не на этом политика строится. Впрочем, пока всё-таки рано говорить о сближении, надо всё-таки подождать конкретных шагов.