Итак, вроде бы подтверждается то, о
чём я писал в январе - около полутора лет назад в КНДР прошла реорганизация спецслужб, в ходе которой, в частности, прекратил своё существование такой организационно-идеологический реликт революционного прошлого как "35-я комната" (она же "Бюро №35"). Сообщения разные, из непересекающихся источников, так что им можно доверять.
Под катом выкладываю свою январскую заметку, без изменений. Кажется, что с этой реорганизацией северяне наступают на те грабли, по которым оттоптались уже многие.
По слухам, а также по сообщениям печати (специализированной - например, 유동열. 공세적 대남 공작으로 강성대국 실현 // 北韓, 2010, #,1 p.59), в прошлом году в КНДР произведена реорганизация разведывательных служб. В полной достоверности того, о чем дальше пойдёт речь, я не уверен - в силу специфики вопроса. «Почём купил, потом и продаю» (народное). Кстати, о старой структуре СК спецслужб см.
здесь (имейте в виду, что там описана ситуация примерно 15-летней давности).
Похоже, что в КНДР наконец отказались от одной специфической (и, в общем, давно бессмысленной) особенности, которая отличала их, если выражаться на американский лад, «разведсообщество». В целом в мире, при всех вариациях и организационных рюшечках, обычно принято, что в стране имеется пара разведслужб - разведка политическая и разведка военная. В Северной Корее была ещё разведка партийная.
Наличие собственных органов внешней разведки в составе партаппарата являлось реликтом тех времён, когда Трудовая Партия Кореи считалась - а некоторое время и реально являлась - партией, действующей на всей территории Корейского полуострова. Поэтому в её аппарате были структуры, которые изначально, года до 1954-55, руководили коммунистическим подпольем на Юге. После того, как подполье прекратило своё существование, эти структуры сохранились и стали заниматься попытками воссоздания подполья и вообще организацией южнокорейской революции. С революцией у них как-то не вышло, и со временем они превратились в ещё одну нормальную разведслужбу, хотя и с некоторой спецификой: данные структуры в основном занимались Южной Кореей и уделяли несколько повышенное внимание активным мероприятиям (короче, не только информацию собирали, но и пытались влиять на ситуацию). При этом они являлись составной частью аппарата ЦК ТПК. Реформ там было много, но в последние пару десятилетий центром партийной разведки была т.н. «35-я комната» (35호실), также известная как «35-е бюро», занимавшаяся агентурной и аналитической работой. В составе ЦК имелся также Оперативный отдел (작전부 / 作戰部), который занимался техническими проблемами - связь, заброска и вывод агентуры.
Так вот, где-то по весне 2009 года вроде бы произошла реорганизация. Создано Главное Управление Разведки (정찰총국 / 精察總局), которое подчиняется непосредственно Комитету обороны КНДР (напомню, что именно он является высшим органом государственной власти). Новому Управлению теперь переподчинены и 35-я комната, переименованная в Отдел внешней разведки (대외정보국 / 對外情報局), и бывший Оперативный отдел ЦК, ныне именуемый 작전국 / 作戰局). Соответственно, их вывели из подчинения ЦК ТПК. Вроде бы, в подчинение вновь созданного Главного Управления Разведки передана и военная разведка, то есть бывшее Разведуправление Генерального Штаба КНА (정찰국 / 精察局). Если это так, то произошло совокупление коня и трепетной лани слияние политической и военной разведки - правда, частичное, так как разведывательные подразделения Министрества Охраны Безопасности Государства в состав нового образования не вошли.
Ну, что по этому поводу можно сказать? Если есть непреодолимое желание искать глобальную глубокую подоплёку под данной реорганизацией (как известно, далеко не всякая реорганизация такую подоплёку в принципе содержит), то можно счесть реформу, во-первых, ещё одним показателем сдвига власти из партийных структур в армейские, а во-вторых, отметить, что реорганизация просто покончила с административным рудиментом. Наконец, можно увидеть в этом предпринятую в очередном государстве очередную - не первую и не последнюю - попытку создать супер-централизованную разведслужбу, которая бы занималась всем и знала бы всё (в качестве примеров таких попыток можно вспомнить раннее ЦРУ, КИ при СМ СССР в те же времена, нынешнее DNI в США).