из подпольных собраний и песен далёких времён

Jan 03, 2010 08:07

С интересом почитал статью о подпольных «группах учёбы» (학습조 / 學習組), которые под эгидой Чхонрёна (пропхеньянской организации этнических корейцев Японии) действуют в Японии - и вспомнил о делах 1960-х годов, когда северокорейские спецслужбы попытались создать такую же нелегальную сеть на Сахалине. Теперь мне стало понятно то характерное выражение, которое появлялось на лицах пожилых советских дипломатов, спецслужбистов и партработников, когда в разговорах упоминались эти самые «группы учёбы» на Сахалине.

К 1960 г. на территории Сахалина находилось около 30 тыс. корейцев, большинство которых являлось лицами без гражданства. В своём большинстве  они были ввезены на Южный Сахалин японским властями в 1935-1945 гг., но многие приехали из Северной Кореи по найму в 1946-1949 гг. (найм проводила советская военная администрация по заданию Москвы, чтобы справиться с крайним дефицитом рабочих рук на Дальнем Востоке). Именно среди этих корейцев в конце 1950-х гг. стали активно работать северокорейские спецслужбы. Их цель была очевидна - повторить японский успех, создать в СССР закрытую и контролируемую Пхеньяном структуру, своего рода "государство в государстве". В Японии такой структурой стал Чхонрён, который объединил тех японских корейцев, которые поначалу выбрали гражданство КНДР.

Основой планировавшейся чхонрёновидной структуры на Сахалине и должны были стать те самые «группы учёбы», которые и поныне действуют внутри Чхонрёна, но включают в себя только небольшую часть его членов. Формально эти группы предназначены для изучения идей Вождя (с середины шестидесятых именуемых идеями Чучхе), но на практике и в Японии, и на Сахалине они носили нелегально конспиративный характер и включали в себя лишь наиболее убеждённых пропхеньянских активистов. В Японии  о своём членстве в такой группе не полагается говорить даже членам семьи. «Группы учёбы» копировали организационную структуру ТПК, и фактически являлись не чем иным, как нелегальной партийной организацией, чучхейским подпольем в самом буквальном смысле слова. Основные их задачи - воспитание корейской общины в духе верности пхеньянскому руководству и лично Ким Ир Сену, сбор разведывательной информации, в основном - технического и экономического характера. В своё время занимались они и тем, что агитировали корейцев "ехать на родину строить социализм".

Однако на Сахалине из этой попытки ничего не вышло. Поначалу группы были созданы, и агитация за выезд развернулась достаточно широко (тем более, что советские власти против выезда лиц без гражданства особо не возражали). Порядка трёх тысяч человек действительно выехало в КНДР на рубеже 1950-х и 1960-х гг. Однако скоро ретивость северокорейских товарищей в создании нелегальных и полулегальных структур на советской территории привлекла внимание тех, кому такими структурами полагалось интересоваться по долгу службы, Подобный поворот событий был особенно неприемлимым в свете того быстрого ухудшения советско-корейских отношений, которое началось в конце 1950-х гг. и достигло пика в середине 1960-х гг. В КНДР тогда в массовом порядке начали сажать за просоветские симпатии, а "Правда" и "Нодон синмун" некоторое время ругались вполне открыто (от открытой полемики отказались в середине 1960-х, но отношения Москвы и Пхеньяна оставались крайне натянутыми вплоть до распада СССР -  достаточно сказать, что Брежнев Ким Ир Сена тихо ненавидел, а северокорейских эмигрантов принимали в СССР по инициативе ни кого нибудь, а Андропова).

На Сахалине КГБ ситуацию взял под контроль достаточно быстро. Вскоре, впрочем, надобность в оперативных мероприятиях отпала: в отличие от корейцев Японии, корейцы Сахалина не слишком покупались на официальную пхеньянскую пропаганду (тут сказывался, полагаю, опыт жизни в СССР), и умели читать между строк, так что к середине 1960-х их отношение к КНДР стало однозначно негативным. Немалую роль в этом сыграли и рассказы тех немногих беглецов, которым в 1960-е гг. удалось бежать из КНДР в СССР и получить у советских властей политическое убежище (несколько человек поселилось на Сахалине), и передававшиеся с редкими надёжными окказиями письма тех, кому обратно выбраться уже не удалось. Негативным это отношение, кстати, остаётся и поныне, в чём я недавно сам убедился, побывав на Сахалине  (вообще говоря, более единодушно-негативного отношения к КНДР я не видел ни в одной корейской общине). Так что  - не вышло.

А вообще - интересный эпизод, как и вообще вся история северокорейского шпионажа, государственной контрабанды и незаконной экономической дятельности разведдеятельности на территории СССР (коя история, полагаю, будет написана со временем, лет эдак через пятьдесят).

советские корейцы, МОБГ, этнические корейцы, СССР, Япония, СК история, спецслужбы

Previous post Next post
Up