Когда мы выбирали Лиечке садик, определяющую роль сыграло его местонахождение. "Ну насколько могут различаться заведения для двухлетних малышей? - думала я. - Индийский садик, или европейский.. И там, и там есть друзья, игры, общение, и все это под присмотром опытного воспитателя. Что еще надо ребенку в этом возрасте?" Насчет ребенка я не ошиблась - Лия ходит в садик с удовольствием. А вот мне чуть ли не ежедневно приходится пересматривать свои представления и стереотипы, потому как индийский детский сад ушел достаточно далеко от привычных нам отечественных реалий.
Как это у них организовано
Во-первых, надо пояснить, что и Pre-KinderGarden (подготовка к садику, начинается с двух лет), И KinderGarden (садик, с трех до шести лет) в индийской системе образования - подразделения школы. То есть, отправляя дитя в учебное заведение в 2 года, родители зачастую определяют место его учебы на ближайшие 16 лет.
С самого первого дня дети должны носить школьную форму. Занятия проходят с 9 до 12 утра, во время учебы дети сидят на полу, либо на стульчиках вокруг стола и повторяют за учителем алфавит, стишки, песни и проч. Иногда, конечно, танцуют, а вот игр на свежем воздухе там нет. В школу необходимо приносить рюкзак с тетрадями и учебными материалами. Количество тетрадей плавно, но неуклонно возрастает с каждой четвертью.
Например, сегодня в Лиечкином рюкзаке лежат:
1. Дневник, куда учитель каждый день записывает, что сегодня проходили и задавалось ли домашнее(!) задание(!). Родители в дневнике обязаны ежедневно расписываться. Если роспись не поставил, жди красный знак вопроса.
2. Альбом для проектов, которые задаются на дом примерно раз в неделю.
3. Тетрадь для домашнего задания #1. Она готовит к письму. Задание, обычно, заключается в том, чтобы нарисовать много вертикальных/горизонтальных/наклонных линий.
4. Тетрадь для домашнего задания #2, которая пока непонятно, к чему готовит. Туда мы вклеивали бумажки разных цветов, а затем номера от 1 до 10.
5. Рабочая тетрадь, по которой ведутся занятия. Там бывают задания обрисовать что-то по контуру из точек или раскрасить картинку.
Домашняя работа
Домашние задания проверяются, но не оцениваются. Хотя если сделано меньше, чем ожидается... жди знак вопроса!
Самая волнующая меня часть - это альбом для проектов. Каждый проект надо сдать в определенный срок, и его уже оценивают по 10тибалльной шкале. По каким критериям ставится оценка я до сих пор не разобралась.. Вот, например, задание: "вклейте семейную фотографию". Вклеили.. Аккуратно, посередине странички. Оценка 8/10. Интересно, как надо было вклеить на десятку? С рамочкой? Выбрать матовую бумагу вместо глянцевой? Или сфотографироваться в другой позе?..
Или вот еще - изобразите любой фрукт в технике коллажа. Изобразили красное сочное яблоко из кучи кусочков, даже блик и тот не забыли! Лия страшно гордится результатом своей работы. Оценка 6/10. Что ожидалось в этой ситуации от двухлетнего ребенка на 9 или 10 - остается только догадываться. Зато вот задание "нарисуйте овощ" и приклейте внутрь семена мы выполнили уже на 8/10, но это не помогло мне выстроить в голове логическую схему оценки работ))
При этом мы с мужем единодушны в решении, что прессовать детей учебой не надо. Если Лия наотрез отказывается делать домашнее задание, мы его просто не делаем. И сами за нее тоже ничего не делаем, в отличие от других родителей.. Когда приходят все эти вопросы и "плохие" оценки, мы ей тоже ничего не говорим. Главное, что ей нравится вырезать/рисовать/наклеивать/смотреть на результат. Оценки ее пока пусть не смущают..
Экзамены
В конце каждой четверти целую неделю идут экзамены. Сейчас как раз такая неделя..
Предметы для экзаменации:
Стихи (английский и тамильский язык),
Устный экзамен (английский и тамильский язык),
Математика (устно) - обратный счет от 10 до 1, знание различных форм (квадрат, круг и тд)
Общие знания - дети животных, дни и планеты, хорошие манеры, слова, обозначающие действия
Рассказ истории на английском.
По результатам экзаменов проводится родительское собрание, где каждому родителю в индивидуальном порядке выдают аттестат с оценками его чада и рассказывают, как чадо провело эту четверть.
И резюме.
Несмотря на кажущийся перебор с академическими знаниями для детей двухлетнего возраста, Лия из школы приходит веселая. Сразу запевает то английский алфавит, то дни недели, то "Happy birthday to you", а то и вовсе продекламирует какой-то стих по-тамильски. Так что, мы, в целом, пока довольны. Хотя на будущее имеем планы все-таки перевести ее в другую, менее традиционную школу, потому как в классических индийских школах чем дальше, тем больше книг и меньше творчества и движения.
P.S. Про гигиену и питание расскажу в следующий раз. Простите, не вместилось :)
И вот мне интересно, еще где-нибудь есть такой серьезный подход к образованию детей младшего дошкольного возраста, или же это чисто индийская особенность?..