Шут и шарлатан

Jul 18, 2017 22:00

Оригинал взят у gest в Шут и шарлатан
Нулевой и Первый Аркан, "Дурак" и "Маг", всегда меня притягивали. Ну да, с них начинается колода, по крайней мере, во всех современных трактовках. Главное, что с них началось моё знакомство с Таро, с текста Успенского (вариант справа, на розовом фоне), который объединил их в смысловую пару.

"Дурак" и "Маг" кажутся мне ключевыми образами и для Запада по Крылову, и для интелей по Переслегину.

Сама по себе колода "Таро" уникальна, но она возникла, всё же, не на ровном месте. Известны другие, более ранние колоды с картами аллегорического или символического содержания. Есть германская средневековая колода, в которой масти изображали четыре правящих дома Европы, а карты - двор соответствующего правителя, от короля с королевой и до последнего нищего приживалы, или шута. По понятным причинам, тема социальной иерархии была крайне популярна в Европе того времени. В колоде Мантеньи первой "мастью" были социальные роли - бродяга, слуга, ремесленник, купец, дворянин, рыцарь, герцог, король, император, папа римский. (Остальные масти - девять муз и Аполлон; семь искусств и три науки; семь добродетелей и три гения; семь планет, сфера звёзд, Перводвигатель и Первопричина.) Многие считают, что часть образов для Таро была взята именно из этой колоды.

Итак, средневековые колоды начинались с нищего, или бродяги, с нулевой ступени социальной лестницы. Здесь можно вспомнить скоморохов, циркачей, бродячих музыкантов, которые точно также находились за гранью иерархии. Сейчас эту карту обычно называют "Дурак" или "Глупец", что близко к шуту. Но изначальное итальянское слово обозначало скорее нищего безумца, того, кто ведёт себя странным и необычным образом. Этот смысл проще всего передать русским словом "юродивый".
Мне кажется, это позволяет ответить на вопрос, причём здесь Западная этика. Человек, который в традиционном иерархическом обществе ведёт себя в рамках логики Запада - говорит, что думает, выпячивает собственную уникальность, демонстрирует "невозможные образцы поведения" - безусловно будет считатся дураком и безумцем. В лучшем случае юродивым, "божьим человеком".

И от сюда логично вытекает культ шута, человека, который стоит вне иерархии, который кривляется, дурачится и юродствует, и при этом является единственным, кто может позволить себе сказать правду или взглянуть на ситуацию со стороны. Даже император связан условностями, в то время как шут свободен. (Тут стоит вспомнить шута Фесте из "Двенадцатой ночи", и всё дальнейшее раскрытие этой темы.) Естественно, свобода шута прежде всего интеллектуальная, но она оборачивается и свободой поведения.

Во Франции до сих пор играют в игры с колодой, напоминающей Таро - 78 карт, четыре масти (в каждой масти четыре придворные карты и десять "номерных"), 21 козырь и ещё одна особая карта, шут (правда, больше похожий на барда). Козыри полностью утратили связь со Старшими Арканами Таро и превратились просто в картинки, на которых можно изображать что угодно, и только шут напоминает об изначальном архетипе - неудивительно, что в англо-американской колоде он впоследствии воскрес в образе Джокера.

Третьей картой колоды Мантеньи является ремесленник, склонившийся над столом, заваленным инструментами. Есть мнение, что этот образ при копировании получил другую трактовку, превратившись в мага или алхимика. В самых старых колодах Таро символика та же - человек, стоящий за столом с инструментами своего ремесла - но это уже скорее шарлатан, наперсточник. А может быть, уличный фокусник или жонглёр. В наши дни эта карта стала великим и всемогущим Магом, но и в этом образе можно увидеть следы его прошлых масок - алхимика, владеющего тайным Искусством, или Ремеслом; и шарлатана, фокусника, погружающего зрителей в созданную специально для них иллюзию.

Шут и шарлатан, безумец и маг - как адекватно описать масштаб этих фигур в рамках европейской культуры, или западной этики, или интельского менталитета? Это и архетипы, и социальные роли. Когда я называл Переслегина шарлатаном, я говорил с уважением. Шарлатан выполняет очень важную функцию, он помогает нам взглянуть на мир под иным углом, задуматься о том, что раньше казалось нам очевидным. Шарлатан заставляет нас мечтать о выходе за грань. Проблема нынешнего Переслегина не в том, что он шарлатан, а в том, что он перестал им быть, перестал справляться с этой ролью.

...В фильме Бергмана "Седьмая печать", в роли шута и шарлатана выступает бродячий циркач Йоф. "Наш сын будет величайшим жонглёром на свете", - говорит он своей жене Мие, - "И однажды, в какой-то день, подкинутый им шарик замрёт в воздухе". В этот момент мы верим, что Йоф пророк, и что его сын станет настоящим Магом. (Здесь принято писать, что Йоф и Мия - аллюзия на библейскую чету.)

Йоф видет то, что скрыто от других людей, недоступную им реальность. В фильмы мы видим его глазами и Богородицу с младенцем Иисусом, и Смерть, которая уводит прочь свои жертвы. Понятно, что Йофу сложно найти понимание у окружающих. Его переживания субъективны, внутренний мир уникален, он не может привести никаких доказательств в поддержку своих слов и ощущений.

"Ага, конечно, ты это видел. Как тогда, когда ты сказал, что видел, как чёрт красил колеса нашей повозки в красный цвет кисточкой своего хвоста, помнишь?"
"Мия..."
"А потом у тебя под ногтями была красная краска!"
"Да, признаю, тогда я соврал. Но только для того, чтобы вы мне поверили!"

Вот он, девиз святых шарлатанов и суть всякого истинного шарлатанства.

mortulo
15 Январь 2009 11:18

Без аргументации, на уровне ассоциаций: он пытается натянуть на себя нехарактерную для него роль Иерофанта:

Моральная проблема ИЕРОФАНТА заключается в том, чтобы прислушаться к внутреннему голосу и быть праведным не только в исполнении своей задачи, как ИМПЕРАТОР, но и по отношению к самому себе. Непосредственная же его задача заключается в том, чтобы, слушаясь себя и своих, пусть даже самых естественных и правильных, импульсов, не стать глухим к окружающим, постоянно соизмеряя их желания со своими.

Магия, прокачка

Previous post Next post
Up