Сегодня меня до глубины души поразило одно, на первый взгляд, проходное событие.
Самолет авиакомпании Nordwind вылетел из Москвы на Кубу, но через несколько часов у одного из пассажиров из-за язвы желудка открылось внутреннее кровотечение. В это время российский пассажирский (не военный) борт находился над Скандинавией, и пилоты запросили Осло разрешить им посадку в одном из норвежских аэропортов, чтобы оказать пострадавшему первую помощь. Осло посадку не разрешил, ограничив участие страны в жизни человека воздушным пространством (поразительное самомнение, человек разделил границами воздух, так будто он причастен к величию природы, но сам настолько низок, что не протянет руки страждущему). К счастью, самолет благополучно добрался до Москвы и пострадавшего отправили в больницу.
Казалось бы, что нового? Запад уже давно и полностью раскрылся, показав, что гуманизм для него стал только прикрытием совершенно потерявшей человеческий облик сущности со звериным оскалом, не знаю уж как ее назвать. Повторять, что оставить человека в беде с точки зрения гуманистической системы ценностей - это бесчеловечно, подло и низко, тоже уже бессмысленно, потому что запад давно наплевал на эту систему ценностей и просто не услышит сути, приняв ее за русскую пропаганду. Да и мы сами тоже не сильно задумываемся, а что собственно это за подлинные, великие гуманистические ценности, которые двигают мир по дороге вочеловечивания.
И нет, это не "права человека", индивидуализм, комфорт, довольство и благосостояние. Это понимание, что ты принадлежишь к другому миру, не к миру прагматических выгод и рассудочных целей. В христианской традиции это очень точно выражено формулой "душу за други своя". То есть существует нечто выше обоснованного благоразумия природной сущности. И это что-то - человеческое сообщество, единство, продолжение себя во множестве других. И тот, кто отказывает в помощи другому с треском вылетает из этого человеческого мира в мир пожирания друг друга. А тот, кто принимает на себя ответственность за других, обретает подлинное человеческое величие и, как показывает практика, открывает новые горизонты не только для себя, но и для других.
Вторая Мировая война это очень хорошо показала, и те, кто взял на себя труд разобраться, прекрасно все понимают. Но эта война уже настолько обросла домыслами и интерпретациями, что приводить ее в пример, значило бы вступать в обширную полемику, а я к этому не стремлюсь.
Есть и более простые, хотя и не менее великие примеры.
Вспомним один старый советский фильм "Помни, Каспар". Сюжет вполне обычный для военной эпохи. В глухих лесах сходятся на военной тропе два противника: красноармеец и фашист. Происходит схватка, и фашист проигрывает, но не погибает. Красноармеец идет своей дорогой, предоставив немца его судьбе. Но вдруг слышит зов о помощи: на немца напали волки. Красноармейцу бы оставить его и идти дальше своим путем, и разум диктует именно это. Но его человечность выше рассудочности, он чувствует, что человек, пусть даже враг, выше всех расчетов. Красноармеец возвращается к раненому и тащит его на себе многие километры. Это преображает фашиста, и тот в свою очередь спасает красноармейца. Вот что нужно помнить этому самому европейскому каспару! Вот чему учиться!
А вот еще пример, многое открывший мне о гуманизме советского и русского человека. До сих пор, когда я читаю об этом, у меня мурашки по коже. Очень рекомендую прочитать статью
https://rg.ru/2023/02/28/kruzenshtern-speshit-na-pomoshch.html?ysclid=lqc112y0bl799356446В 2000 году в Атлантике разыгралась трагедия. Во время международной регаты The Tall Ships Races на пути из Галифакса в Амстердам на польском судне "Погория" сорвалась с мачты 18-летняя практикантка, получив травмы. Девушка умирала. Давление - 60 на 40! А из лекарств у поляков лишь аспирин... Выяснили, что из всех судов - участников регаты врачи есть только на российском барке "Крузенштерн" (вопрос, "почему" тоже совсем не лишний). Барк лидировал в регате, но его капитан пренебрег гонкой и принял решение лечь в дрейф и принять на борт пострадавшую. Это было непросто. В шторм 47-метровая "Погория" не могла приблизиться к 114-метровому "Крузенштерну". Девушку удалось переправить только со шлюпки на шлюпку в ходе десятичасового контакта между судами. Ей оказали помощь, но травмы были тяжелые, требовалась госпитализация на берег. Капитан "Крузенштерна" Геннадий Коломенский объявил, что покидает гонку и возвращается в Канаду. Пару дней судно уходило в сторону от гоночной трассы и с возможностью выигрыша все уже попрощались, жизнь человека важнее! Но после передачи девушки на канадский вертолет "Крузенштерн" вернулся к гонке и выиграл ее!
Этот случай показывает очень-очень многое, но в первую очередь то, что каждый поступает, основываясь на своих ценностях и принципах.
И вот теперь ОНИ из мелочных соображений не дают посадку самолету с истекающим кровью пассажиром?! Даже при том, что помощь не требует от них никаких жертв! Ну и как вам это? А это чудовищно!!!
И эта чудовищность пронизывает все уровни западного общества. Подыхать будешь, пальцем не пошевелят, да еще и подтолкнут в могилу. И доказательств этому множество. Так что не обольщайтесь на счет западного благополучия, оно очень хрупкое и каждый в нем балансирует на грани.
Совсем не об этом гласит идея гуманизма. А она гласит устами великого русского мыслителя Н.М. Карамзина.
"Заметьте, что холодные люди вообще бывают великие эгоисты. В них действует более ум, нежели сердце; ум же всегда обращается к собственной пользе, как магнит к северу. Делать добро, не зная для чего, есть дело нашего бедного, безрассудного сердца". Да, Карамзин переосмысливает человечность через чувство, однако его выводы имеют глубокое философское продолжение. И к ним стоит прислушаться.
Карамзину вторит Чехов.
"- Во-вторых, судари мои, наше мышление поселяет даже в очень молодых людях так называемую рассудочность. Преобладание рассудка над сердцем у нас подавляющее. Непосредственное чувство, вдохновение - всё заглушено мелочным анализом. Где же рассудочность, там холодность..."
А от холодности, можно добавить, один шаг до жестокости.
Но это уже тема отдельного исследования.