В эти морозные декабрьские дни 1905 года Красная Пресня самоотверженно сражалась за человеческое достоинство, равноправие и улучшение условий жизни рабочего народа.
Рабочие, студенчество, разночинцы выступали единым фронтом против сословного угнетения и тяжелейших условий жизни простого человека. Все было очень сложно и запутано в социально-политической обстановке тех лет, но чтобы понять против чего восставал народ достаточно привести всего несколько примеров.
1. На спичечных фабриках по 12-14 часов работали дети 7 - 8 лет на набивке коробков. Норма 400 коробков. За каждую упавшую спичку штраф. Два перерыва - на обед и на чай.
2. На рудниках и шахтах работали дети 12 - 16 лет, жили в казармах. Они дробили и сортировали уголь, потом отвозили его на склад. Норма - 50 пудов в день (800 кг!). За день - 3 копейки.
3. На стекольных заводах (а это очень вредное производство) дети 8 - 9 лет работали помощниками стеклодувов.
Протестные настроения в обществе нарастали с 1903 года и к 1905 году противостояние стало почти всеобщим.
3 января 1905 года в С-Петербурге остановился огромный Путиловский завод. 13 тысяч человек вместо работы вышли на улицы. К забастовке постепенно подключились другие столичные заводы, и через несколько дней в Петербурге бастовало уже 150 тысяч рабочих.
То есть сто пятьдесят тысяч рабочих, я намеренно подчеркиваю эти цифры, были в таком положении, что не побоялись выйти на стачку. Им в их положении нечего было терять, а их требования постоянно игнорировались как капиталистами, так и властью.
Забастовка была подавлена, но народ не успокоился. Рабочие решили обратиться прямо к царю - написали петицию (прошение) о рабочих нуждах, где были не только экономические требования (сокращение рабочего дня, улучшение условий труда, повышение зарплаты), но и политические - созыв народного представительства в виде Учредительного собрания.
"Мы обнищали, нас угнетают, .. в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам… Нет больше сил, Государь… Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук. Взгляни без гнева …на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для Тебя, Государь!"
Однако демонстрантов, несших иконы, встретили градом пуль. Было много погибших и раненых.
Максим Горький, не меньше других потрясенный случившимся, позже написал очерк "9 января", в котором рассказал о событиях этого страшного дня: "Казалось, что больше всего в груди людей влилось холодного, мертвящего душу изумления. Ведь за несколько ничтожных минут перед этим они шли, ясно видя перед собою цель пути, перед ними величаво стоял сказочный образ… Два залпа, кровь, трупы, стоны и - все встали перед серой пустотой, бессильные, с разорванными сердцами".
Случилось это в воскресенье 9 января 1905 года. Кровавое воскресенье стало спусковым крючком для начала острой фазы революционных событий тех лет.
После этого 1905 год покатился месяц за месяцем под знаком нарастающих протестов и столкновений.
Начались массовые демонстрации и забастовки по всем губерниям (регионам) страны с лозунгом «Долой самодержавие!» - весенне-летние выступления в Москве, Варшаве, Лодзи, Риге, Баку и др.
В мае-июне в Иваново-Вознесенске (центр текстильной промышленности) прошла стачка текстильщиков, в ходе которой был создан орган власти рабочих - Совет рабочих депутатов. Такие Советы стали создаваться и в других очагах восстаний.
14-24 июня произошло восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин Таврический» (фильм «Броненосец Потемкин»). Другие корабли не поддержали восставших, броненосец ушел в Румынию и сдался властям. Многие матросы были арестованы.
Массовое движение крестьян в Центральной России, Грузии, Латвии привело к созданию Крестьянского союза, также выдвигавшего политические требования.
7-17 октября по всей стране прокатилась Всероссийская политическая стачка, в которой приняло более 2 000 000 (2 млн участников).
26-27 октября было подавлено восстание матросов в Кронштадте.
11-15 ноября - восстание в Севастополе моряков Черноморского флота, солдат гарнизона, рабочих порта под руководством П.П.Шмидта. Оно также было жестоко подавлено. Лейтенант Шмидт и трое его соратников были расстреляны.
И в декабре также проходили стачки - в Москве, Харькове, Чите, Красноярске и др. городах.
По всей стране бунтовали крестьяне, жгли помещичьи усадьбы.
Пик событий пришелся на декабрь месяц. В самые лютые морозы рабочие строили баррикады, организовывали забастовки и стачки.
7 декабря в Москве бастовали 100 тысяч чел., 8 декабря стачка стала всеобщей - не работали заводы, фабрики, транспорт, гос. учреждения, учебные заведения, магазины, типографии. Вообще 2/3 солдат были на стороне восставших, поэтому начальство приказало разоружить их и запереть в казармах.
В пределах Садового кольца возводились баррикады, которые служили преградой для войск. Баррикады строили (из всего, что попадалось под руку) и рабочие, и студенты, торговцы, извозчики, мелкие чиновники, подростки, женщины.
Баррикады опоясывали почти весь центр города, стянутые в центре войска оказались отрезаны от окраин, где боевые дружины захватывали власть в свои руки. На Казанской ж/д в это время на всех близких к Москве станциях вся власть была в руках восставших. Но еще активнее дело шло на Пресне. Очагами борьбы на Пресне стали Шмитовская фабрика и Прохоровская мануфактура (Трехгорка). Сам Н. Шмит координировал действия рабочих, поскольку и буржуа тоже хотели изменения политического строя. Между прочим, Шмит позже был арестован.
На Пресне дружинниками были сняты все полицейские посты и ликвидированы все полицейские участки, за порядком в районе следил районный Совет и штаб боевых дружин; были налажены охрана, питание, мед. помощь.
Особо хочется отметить, что на борьбу с восставшими была брошена артиллерия! Многие здания на Пресне были полностью разрушены именно массированным артиллерийским обстрелом. Пресню было решено не жалеть.
Очень многое о событиях тех лет можно узнать, посетив музей 1905 года на Пресне. Там есть отличная диорама, которая позволяет окунуться в события тех лет, почувствовать себя их участником.
В основном, вспоминая эти события говорят о рабочих, но, мне кажется, роль студенчества очень недооценена.
Например, 9 декабря войска подвергли обстрелу собрание дружинников в здании училища Фидлера.
Русский композитор и музыковед Сабанеев Л. Л. писал об этом училище вот что: "Когда в начале 1905 года я оказался преподавателем математики в старших классах реального училища Ивана Ивановича Фидлера, что в Москве на Чистых Прудах, то застал там непривычную и довольно неожиданную атмосферу - ультралевую. Я даже не предполагал, что преподавателей среднего учебного заведения может постигнуть такая «краснота».
Но буквально все педагоги были самые левые - эсдеки, эсеры, анархисты. Даже законоучитель-батюшка был революционер и снабжен был мощной наружностью в стиле оперного Стеньки Разина. Самый правый едва годился в левые кадеты".
Так вот во время декабрьских событий здание училища обстреливали в течение нескольких часов из орудий, прямой наводкой!
Фидлеру, который не был непосредственным участников протеста, прострелили ногу, а сдавшихся в плен расстреливали и добивали.
Студенты активно участвовали в борьбе в составе боевых дружин, они сражались на баррикадах, а девушки студентки спасали раненых.
Важную роль сыграла в тех событиях Кавказская боевая дружина, состоящая по большей части из студентов, входивших в Кавказское землячество. Об этой кавказской дружине хотелось бы узнать побольше, но информации нигде нету.
Однако, как принято говорить, силы были неравны. И к 19-21 декабря Декабрьское восстание Первой русской революции было полностью подавлено. И только совершенно очерствевший сердцем человек может остаться равнодушным к нуждам сотен тысяч человек или обвинять их в том, что они дескать были агрессивны и жестоки.
Такой вот беглый обзор событий декабря.
Между прочим в музее на Пресне есть и еще много интересных экспонатов.
Почему-то в массах прочно закрепился миф, что коммуналки и кухни в СССР были ужасны. Но, во-первых, не надо забывать откуда люди переезжали в коммуналки. И тогда окажется, что это существенно лучший вариант. Потому что переезжали рабочие в коммуналки из казарм, цехов, где порой не только работали, но и жили, из кишащих клопами меблирашек за которые хозяева драли последнюю копейку. А, во-вторых, и быт и мебель менялись, кухни постепенно обставлялись все лучше, потому что страна развивалась, рос достаток... нельзя мерить все сегодняшним днем, нужно помнить, что все развивалось.
И это не все!