О том, что красные не провоцировали появление фашизма и о геополитике

Sep 18, 2023 10:10

Мы почему-то привыкли думать, что геополитика - это такая респектабельная дисциплина, которая описывает курс политики государств на мировой арене. Однако на самом деле это грозный инструмент борьбы за мировое господство, основы которого были заложены еще задолго до Гитлера, взявшего в свое время ее в качестве идейной основы своей экспансии. И именно геополитика гитлеровской Германии стала причиной начала Второй мировой войны.
Честно скажу, надоело слушать про то, как фашизм родился чтобы не дать захватить власть коммунизму. В основном, статья планировалась именно как доказательство независимого характера экспансионистской политики Гитлера от СССР и вообще красного проекта, но мимоходом оказалось, что есть много интересного и про геополитику, поэтому - два в одном!
К концу XIX века в мире получило бурное развитие такое направление географической науки, как географический детерминизм. Ученые, развивавшие эту концепцию, считали, что географическое положение страны является мощным фактором общественного развития. В этом еще нет ничего криминального. Действительно, кто же станет отрицать, что образ хозяйствования зависит от ландшафта, климата и пр. Но некоторые из сторонников со временем стали утверждать, что этот фактор является ведущим, а то и единственным, то есть они абсолютизировали географический детерминизм и значимость так называемого жизненного пространства. С одной стороны эта концепция помогает понять ход исторического развития, но с другой стороны становится теоретической базой для экспансионистской геополитики. Действительно, если благополучие нации зависит ТОЛЬКО от географии, так мы сейчас эту географию так раскроим (от слова кроить), что мама не горюй.
На это свойство географического детерминизма обратила внимание буржуазия, у которой к тому моменту начались явные проблемы. Экспансия на чужие территории во славу жизненного пространства стало для нее подходящим решением. То, что геополитика оправдывала колониальное угнетение, мало волновало тогдашний истеблишмент, а даже наоборот привлекало.
Приведем несколько цитат.
Немецкий геополитик профессор Грабовский, с наивной откровенностью замечает, что для того, чтобы появилась геополитика, «должна была наступить эпоха империализма, в которую как в области политики, так и в области экономики господствует стремление к пространству». Он же говорил, что империалистическая эпоха живет «целиком под знаком пространства». Даже если предположить, что до этого был период относительно мирного капитализма, живущего в рамках «приличий», то теперь наступила эпоха агрессивного поиска места под солнцем. Обостряются и классовые противоречия, которые тоже нужно решать. И вот, остался один шаг, чтобы оправдать «дранг нах остен». И империалисты его сделали.
Английский финансовый воротила Сесиль Родс, один из инициаторов англо-бурской войны, с циничной откровенностью доказывал в 1895 году (заметьте эту дату, кто там говорил про коммунизм и большевиков?) необходимость завоевания новых территорий для сохранения империализма. Он делился своими наблюдениями: «Я был вчера в лондонском Ист-Энде (беднейший рабочий квартал Лондона) и посетил одно из собраний безработных. Когда я послушал там дикие речи, которые были сплошным криком: хлеба, хлеба!, я, идя домой и размышляя о виденном, убедился более, чем прежде в важности империализма… Моя заветная идея есть решение социального вопроса, именно: чтобы спасти сорок миллионов жителей Соединенного Королевства от убийственной гражданской войны, мы, колониальные политики, должны завладеть новыми землями для помещения избытка населения, для приобретения новых областей сбыта товаров, производимых на фабриках и в рудниках. Империя, я всегда говорил это, есть вопрос желудка. Если вы не хотите гражданской войны, вы должны стать империалистами».
Каков гуманист, а? Он, видите ли, хочет решить социальный вопрос. Но прежде всего он хочет сохранить свои капиталы и власть. Ему ведь гораздо проще отправить всех бедняков на войну за чужие территории, чем изменить свое положение. Ну, да, а кровавые злодеи при этом большевики, которые видели корень социальных проблем в ненасытности таких вот Родсов.
Так, англичанин уже высказался. Дадим слово французу. Знакомьтесь, Par Maurice Wahl автор «La France aux colonies» «Франция в колониях» 1897 года издания. Он пишет, что во всех странах нарастает «нетерпение, раздражение, ненависть, угрожающие общественному спокойствию; энергии, выбиваемой из определённой классовой колеи, надо найти применение, дать ей дело вне страны, чтобы не произошло взрыва внутри».
Теперь немец. Процитируем Фридриха Ратцеля: «Чем больше производится внешней работы (читай завоевательных войн), тем дальше отступают на задний план внутренние трения. Новое пространство, в которое врастает народ, является как бы источником, из которого государственное чувство черпает новые силы».
То есть проблемы своего народа можно решать, ограбив другие. И что, все страны будут так решать свои проблемы? Боюсь, что война всех против всех не доведет до роста и развития.
Пытаясь решить проблемы, которые сами же и породили империалисты, по словам Гобсона «прививают массам империализм, прикрывая его привлекательной рекламой патриотических чувств».
Процитируем известного писателя Г. Гейдена, который очень много сделал для выявления подлинной сути геополитики: «Поскольку целью империализма является достижение максимальной прибыли путем экономической эксплуатации всего мира, посредством господства над всеми источниками сырья и рабочей силой, посредством политического господства над всеми морскими и сухопутными путями, становится понятным, что в этих условиях проблемы географии и географические факторы в гораздо большей степени вступают в контакт с политикой, чем это имело место когда либо раньше, выступают на первый план».
Но не стоит думать, что в США не заразились этой заразой. В период аннексии Гавайских островов, войны против Испании и аннексии Кубы и Филиппин на сцену выступил некто Альфред Тайер Мэхэн со своим трудом «Влияние морской силы на территорию», в котором он теоретически оправдывал неограниченное вооружение на море и американских баз по всему миру.
Между прочим, для США доктрина Мэхэна не потеряла своей актуальности и поныне.
Не будем вспоминать Макиндера с его ненавистью к России, ибо опусы его так сложны, что наивные читатели ненароком могут попасть в сети его теории.
Влиятельнейшей пропагандистской организацией германского капитала стал «Пангерманский союз», основанный в 1891 году Круппом, Стиннесом, Кирдорфом, Сименсом и пр. Агитацию осуществляли ученые с мировыми именами. Профессор Эдуард Хейк из Гейдельберга, получивший на свое 75-летие медаль от Адольфа Гитлера, писал: «Не говоря уже об экономических требованиях нашего времени, уже само по себе направление всего нашего политического развития, познанное на основе истории, требует духовного и материального расширения империи и распространения ее власти, а так же расселения немцев, физически столь сильных, за черно-бело-красные столбы, за моря, по всему земному шару».
И где же тут красная угроза? Не надо врать, им просто нужно было захватить новые земли, а поэтому из географического детерминизма выпрыгнула геополитика.
Рьяно работать под эти нужды стал Фридрих Ратцель, признанный основателем немецкой геополитики географ, член «Пангерманского союза». Однако словечко и понятие «геополитика» было выдумано его последователем Рудольфом Челленом, профессором университета в Упсала, о котором подробнее будет рассказано позже. Сейчас немного лингвистики. Соединение «гео» и «политики» указывает на существенную связь между землей, географическим пространством и политикой государств. Но следует подчеркнуть, что сторонники геополитики, как науки не удовлетворяются такой связью, они утверждают, что политика жестко обусловлена географическими факторами. Почувствуйте эту разницу, она очень важна для будущего понимания развития геополитической теории. Ее не раз подчеркивали идеологи геополитики, так Карл Хаусхофер, известный лидер немецкой геополитической школы считал, что геополитика - это наука «о географической обусловленности политики», «учение о зависимости политических событий от земли».
Фридрих Ратцель в своей книге 1901 года «О законах пространственного роста государств» уже возвел экспансию в закон. Он с невинностью овечки утверждал, что масштабы политических пространств все время меняются и что в процессе своего роста государство стремится к охвату политически ценных мест.
Ну что вы, какая нерушимость границ… все течет, все меняется, откусим столько сколько в рот поместится.
«Сущность государств такова, что они развиваются, соревнуясь с соседними государствами, причем наградой в борьбе в большинстве случаев являются части территории». Вот и приехали к расширению «жизненного пространства». Вообще Ратцель еще много чего наговорил в том же ключе. Остальные географы в Германии были не лучше, и все это тащили в вузы и школы.
Как уже говорилось, следующим шел Рудольф Челлен.
Челлен продолжил развивать идеи учителя и написал книгу «Государство как форма жизни» и вот только тут впервые зазвучали опасения, что народ-то может и не захотеть решать проблемы предложенными способами. Наговорил он тоже много, один «монархический Ренессанс» чего стоит. Государства являются «чувствующими и мыслящими существами»! Но ладно, не будем зацикливаться.
Итак, теоретическая база грядущей экспансии была обеспечена. От невинной концепции географического детерминизма, рассматривавшего географию как фактор развития государств произошел переход к геополитике, признающей нормой грабеж чужих территорий. Теперь осталось только найти подходящий инструмент.
И тут появился Карл Хаусхофер, поклонник Ратцеля, предложивший такой инструмент.
Этот «великий мыслитель» писал: «Для того, чтобы после огромной, кажущейся напрасной траты сил еще раз направить всю энергию возрожденного народа на приобретение достаточного жизненного пространства, для этого требуется единое целостное понимание всеми слоями народа недостаточности того жизненного пространства, которое имеется сегодня, и неудовлетворительности его теперешних границ. Это понимание может быть достигнуто только путем… воспитания… всего народа в духе перехода от смутного ощущения гнета, порожденного недостаточным для дыхания пространством, недостатком воздуха, мучительной теснотой пространства, к сознательному чувству границ. Этому воспитанию должны будут служить как наука о духе, так и естественные науки».
Не помешает так же помнить, что сторонники Хаусхофера создали «Союз геополитики», который в 1933 году выпустил меморандум «Геополитика как национальная наука о государстве», приуроченный к приходу Гитлера к власти. В руководство Союза, между прочим, входили высшие руководители СС.
Хаусхофер безусловно шел по стопам Ратцеля. По его словам, Ратцель «пролагал путь фюрерству… которое поднялось на развалинах Второй империи, для осуществления его смелых идей».
Инструментом же воплощения идей немецкой геополитики должен был стать Гитлер. Всем уже хорошо известен факт, что Хаусхофер приносил Гитлеру литературу по геополитике, когда тот отсиживал в застенках после Пивного путча.
Но мало кто задумывался, что до этого Гитлер был просто травмированным индивидуумом, квинтэссенцией недовольства существующим разделом мира после Версаля. После встречи с Хаусхофером у него появилась монументальная целостность.
Гитлера особенно привлекала теория «жизненного пространства» для германской нации, громкие лозунги «кровь и земля», «раса и пространство».
Далее Гитлеру нужно было указать направление экспансии. И этим занимался в том числе журнал «Цейтшрифт фюр геополитик». Его корреспонденты предлагали к завоеванию «более пассивные колоссальные пространства Советского союза». Цитата: «Романские народы и германцы рассматривают Россию в качестве будущей колонии… Если кусок слишком велик для одного, то его делят на зоны влияния… Во всяком случае, Россия вступает в новую стадию своей истории: она становится колониальной страной».
Если читателю мало подобных утверждений, то пусть почитает так называемый план ОСТ, там все изложено очень доходчиво.
Вот вам и геополитика, вот вам и истинные причины Второй мировой… Вот то, что взяли себе после войны США для оправдания своей гегемонии.
Ну на этом, пожалуй, все…

геополитика, политика, фашизм

Previous post Next post
Up