Сейчас Солженицына преподают в школе, однако, когда всерьез читаешь его нелепые опусы начинаешь задаваться вопросом: чем руководствовались чиновники, втыкая его в школьную программу? Может тем, что он был лживый антисоветчик? Допустим, но тогда как относиться к тому, что он в своих произведениях устами идейно близких ему героев говорит следующее:
«В темноте особенно легко перепрыгивались десятилетия и предметы, и вот уже толковал дядя, что всю войну 41-го года во всех областных городах простояли крупные гарнизоны НКВД, не шевелимые на фронт. А царь всю гвардию перемолол, внутренних войск против революции не имел. А бестолковое Временное и вовсе никакими войсками не владело.
И - ещё об этой последней, советско-германской. Как ты её понимаешь?
Легко говорилось! Иннокентий как привычное свободно формулировал такое, до чего без диалога никогда не доходила надобность:
- Я так понимаю: трагическая война. Мы родину отстояли - и мы её потеряли. Она окончательно стала вотчиной Усача.
- Мы уложили, конечно, не семь миллионов! - торопился и дядя. - И для чего? Чтобы крепче затянуть на себе петлю. Самая несчастная война в русской истории...»
Как вам? Ну, то есть понятно же, не надо было фашистам сопротивляться, лучше ведь быть рабами фюрера... Кто-то еще усомнится в том, что Солженицын - власовец? Значит детям на одном уроке будут про патриотизм и Великую Победу, а на другом уроке вот это?
Далее: Персонаж по фамилии Сологдин (вот как о нем пишет Солженицын: «Графские и княжеские титулы сохраняли для него неотразимое очарование»), который описывается автором весьма комплиментарно и, насколько можно понять из бредового месива текста, стоит на позициях перекликающихся с буржуазно-монархическими, вот как на самом деле относится к православию и Александру Невскому.
«Рубин запустил пальцы обеих рук в свои редеющие волосы. - Глеб, ты слышишь? Скажи ему: всегда он в позе! Надоела его поза! Вечно он корчит Александра Невского!
- А вот это мне - совсем не лестно!
- То есть как?
- Александр Невский для меня - совсем не герой. И не святой. Так что это - не похвала.
Рубин стих и недоумело переглянулся с Нержиным.
- Чем же ето тебе не угодил Александр Невский? - спросил Глеб.
- Тем, что он не допустил рыцарей в Азию, католичество - в Россию! Тем, что он был против Европы! - ещё тяжело дышал, ещё бушевал Сологдин.
- Это что-то ново!.. Это что-то ново!.. - приступал Рубин с надеждой нанести удар.
- А зачем России - католичество? - доведывался Нержин с выражением судьи.
- За-тем!! - блеснул молнией Сологдин. - Затем, что все народы, имевшие несчастье быть православными, поплатились несколькими веками рабства! Затем, что православная церковь не могла противостоять государству! Безбожный народ был беззащитен! И получилась косопузая страна. Страна рабов!
Нержин лупал глазами:
- Нич-чего не понимаю. Не ты ли сам меня корил, что я - недостаточный патриот? И - землю отцов растрясёте?..
Но Рубин уже видел, где у врага обнажилось незащищённое место.
- А как же - святая Русь? - спешил он. - А Язык Предельной Ясности? А защита от птичьих слов?
- Да, в самом деле? Как же Язык Предельной Ясности, если - косопузая?
Сологдин сиял. Он покрутил кистями отставленных рук:
- Иг-ра, господа! Игра!! Упражнение под закрытым забралом! Ведь надо же упражняться! Мы обязаны постоянно преодолевать сопротивление. Мы - в постоянной тюрьме, и надо казаться как можно дальше от своих истинных взглядов. Одна из девяти сфер, я тебе говорил...
-Ошарий...
- Нет, сфер!
- Так ты и в этом лицемерил! - новым огнём подхватился Рубин. - Страна вам плоха! А не вы, богомольцы и прожигатели жизни, довели её до Ходынки, до Цусимы, до Августовских лесов?
- Ах, уже за Россию вы болеете, убийцы? - ахнул Сологдин. - А не вы её зарезали в семнадцатом году?»
К народу Сологдин относится закономерно «хорошо»:
«Не менее хорошо знал и Сологдин, что «народ» есть безразличное тесто истории, из которого лепятся грубые, толстые, но необходимые ноги для Колосса Духа».
Интересно, что нам на все это скажут представители православной общественности?
Замечу, что здесь обвинение страны в косопузости выступает как фатальное, независимо от коммунистов.
Уважаемый минобр, давайте уж, в конце концов, определяйтесь, что вам важнее «коммуняк» обязательно очернить, пусть для этого и придется жить в «косопузой» стране или формировать у детей уважительное отношение к Родине, какие времена она бы не переживала. Ведь Солженицын тут совершенно не дает никакого понятия ни о людях, ни об эпохе, он просто все мажет черным... Человек не извлечет из его писаний никакой пользы, он не станет лучше понимать историю, а в самом худшем случае сделает вывод, что вся история России - это одна сплошная чернуха.
Зачем вообще такие противоречивые авторы в школе нужны?
Или вот:
«Герцен спрашивает, - набросился дядя, наклонился со своим косымплечом (еще в молодости позвоночник искривил над книгами), - где границы патриотизма? Почему любовь к родине надо распространять и на всякое её правительство? Пособлять ему и дальше губить народ?
Просто и сильно. Иннокентий переспросил, повторил:
- Почему любовь к родине надо распро...?
Но это уже было у другого забора, там дядя оглядывался на щели, соседи могут подслушать».
Это очень будет на руку либералам, не так ли?
Ну и как программа развития для России:
«Дядя упёрся об его колено и - ближе, ближе - спросил:
- А ты никогда не ощущал правоту этой истины: грехи родителей падают на детей?.. И от них надо отмываться»?
Так что никто не уйдет не отмытым, ни народ, ни правящая верхушка.