Цитата: реалистичный план правительственной политики снижения рождаемости выглядит как каталог ужасов: выжать потребителей через налоги и инфляцию; сделать жилье очень дефицитным, ограничив строительство; заставить жен и матерей работать вне дома, чтобы компенсировать недостаточную заработную плату мужчин, но при этом обеспечить мало учреждений по уходу за детьми.; поощрять миграцию в город, выплачивая низкую заработную плату в стране и предоставляя мало рабочих мест в сельской местности; увеличивать загруженность городов, истощая транзитную систему; повышать личную незащищенность, поощряя условия, которые приводят к безработице и случайным политическим арестам. Ни одно правительство не будет создавать такие трудности просто для того, чтобы контролировать рост населения.
Что-то мне подсказывает, что правительства на это решились...
Но продолжим читать статью Демографическая Политика: Будут Ли Успешными Текущие Программы? Рассматриваются основания для скептицизма в отношении демографической эффективности планирования семьи. Кингсли Дэвис Журнал Science 10 Nov 1967: Vol. 158, Issue 3802, pp. 730-739
Новые направления в демографической политике
Размышляя о других подходах, можно начать с известных фактов. В прошлом все выжившие общества имели институциональные стимулы для брака, продолжения рода и ухода за детьми, которые были достаточно мощными, чтобы поддерживать рождаемость равной или превышающей высокий уровень смертности. Несмотря на снижение уровня смертности за последние полтора столетия, эти факторы, как правило, оставались неизменными, поскольку социальная структура (особенно в отношении семьи) мало изменилась. В большинстве случаев, особенно в индустриальных обществах, дети становились менее продуктивными и более дорогими (48). В современных аграрных обществах, где падение уровня смертности было более недавним, преждевременным и независимым от социальных изменений (49), мотивация иметь детей мало изменилась. Здесь, даже в большей степени, чем в промышленно развитых странах, семья продолжала производить обильное потомство, хотя в настоящее время требуется лишь небольшая часть этих детей. Если необходимо предотвратить чрезмерный рост населения, то очевидным требованием является каким-то образом наложить ограничения на семью. Однако, поскольку роль семьи подкрепляется системой поощрений, наказаний, настроений и норм общества, любое предложение понизить статус семьи рассматривается как угроза как со стороны консерваторов, так и со стороны либералов, и, конечно, со стороны людей, обладающих достаточной социальной ответственностью, чтобы работать над контролем численности населения. Один обвиняется в попытке "упразднить" семью, но то, что требуется, - это избирательная перестройка семьи по отношению к остальному обществу. Направления такой перестройки определяются двумя существующими ограничениями на рождаемость. i) Почти во всех обществах удается резко препятствовать размножению среди незамужних женщин. ii) В развитых обществах непреднамеренно снижается воспроизводство среди замужних женщин, когда условия ухудшаются таким образом, что деторождение наказывается более строго, чем это было наказано ранее. В обоих случаях причины носят скорее мотивационный и экономический, нежели технологический характер. Из этого следует, что политика контроля над населением может ослабить акцент на семье двумя способами: (i) сохраняя существующий контроль над незаконными родами, но при этом максимально используя факторы, которые заставляют людей откладывать или избегать брака, и (ii) создавая условия, которые мотивируют тех, кто вступает в брак, сохранять свои семьи маленькими.
Отсрочка вступления в брак
Поскольку женский репродуктивный период короток и обычно более плодовит в своей первой половине, чем во второй, то заключение брака в возрасте после 20 лет имеет тенденцию биологически сокращать рождаемость. Социологически это дает женщинам время получить лучшее образование, приобрести интересы, не связанные с семьей, и выработать осторожное отношение к беременности (50). Люди, которые не вступили в брак к тому времени, когда им уже под тридцать, часто вообще не вступают в брак. По этим причинам для мира в целом средний возраст вступления в брак для женщин отрицательно связан с рождаемостью: повышение возраста вступления в брак является частой причиной снижения рождаемости на средней фазе демографического перехода, а на поздней фазе "бэби - бум" обычно связан с возвращением к более молодым бракам. Любое предложение повысить брачный возраст в рамках демографической политики обычно встречает возражение, что "даже если закон будет принят, он не будет соблюдаться." Интересно, что это возражение подразумевает, что единственный способ контролировать возраст вступления в брак - это прямое законодательство, но фактическим возрастом управляют другие факторы. Римско - католические страны обычно следуют каноническому праву, устанавливая 12 лет в качестве минимального законного возраста, в котором девушки могут вступать в брак, но фактический средний возраст вступления в брак в этих странах (по крайней мере в Европе) характерно больше похож на 25-28 лет. Фактический возраст определяется не законом, а социально-экономическими условиями. В аграрных обществах отсрочка вступления в брак (когда она происходит), по-видимому, вызвана трудностями в удовлетворении экономических предпосылок для вступления в брак, как это предусмотрено обычаем и мнением. В индустриальных обществах это вызвано нехваткой жилья, безработицей, необходимостью прохождения военной службы за границей, высокими затратами на образование и неадекватностью потребительских услуг. Поскольку почти ни одно исследование не было посвящено этому вопросу, трудно оценить относительный вес факторов, определяющих возраст вступления в брак
Поощрение ограничения рождаемости в браке
Как средство поощрения ограничения воспроизводства в браке, а также отсрочки брака, вероятно, помогло бы большее вознаграждение несемейных, чем семейных ролей. Простой способ достижения этой цели состоял бы в том, чтобы предоставить экономические преимущества холостяку в противовес женатому индивиду и маленькой семье в противовес большой. Например, правительство могло бы платить людям за то, чтобы они позволили себя стерилизовать (51); все расходы на аборт могли бы оплачиваться правительством; можно было бы взимать значительную плату за разрешение на брак; можно было бы взимать "налог на детей" (52); и можно было бы требовать, чтобы незаконные беременности прерывались. Менее сенсационно, правительства могли бы просто обратить вспять некоторые существующие политики, поощряющие деторождение. Они могли бы, например, прекратить облагать налогом одиноких лиц больше, чем женатых; прекратить предоставлять родителям специальные налоговые льготы; отказаться от политики подоходного налога, которая дискриминирует супружеские пары, когда жена работает; сократить оплачиваемые отпуска по беременности и родам; уменьшить семейные пособия (53); прекратить предоставление государственного жилья на основе размера семьи; прекратить предоставление стипендий и других учебных пособий (включая специальные пособия для жен и детей) женатым студентам; прекратить запрещение абортов и стерилизации; и ослабить правила, разрешающие использование безвредных контрацептивов только с разрешения врача. Некоторые из этих политических реформ были бы полезны в других, помимо демографических, аспектах, а некоторые были бы вредны, если бы не были приняты специальные меры предосторожности. Цель состояла бы в том, чтобы уменьшить количество, а не качество следующего поколения. Тесно связанным с этим методом снятия акцента на семье было бы изменение взаимодополняемости ролей мужчин и женщин. Теперь мужчины могут участвовать в жизни большого мира, но при этом получать удовольствие от рождения нескольких детей, потому что работа по дому и уход за детьми ложатся в основном на их жен. Женщины вынуждены искать эту роль из - за своего идеализированного взгляда на брак и материнство, а также из-за нехватки альтернативных ролей или из-за трудности их сочетания с семейными ролями. Чтобы изменить эту ситуацию, женщины могут быть вынуждены работать вне дома или по принуждению обстоятельств. Если бы в то же время женщинам платили так же, как и мужчинам, и предоставляли равные возможности в области образования и профессиональной деятельности, и если бы социальная жизнь была организована вокруг места работы, а не вокруг дома или соседства, многие женщины развивали бы интересы, которые конкурировали бы с семейными интересами. Примерно такой политики придерживаются в настоящее время некоторые коммунистические страны, и даже менее развитые из них в настоящее время имеют чрезвычайно низкий уровень рождаемости (54). О том, что включение женщин в состав рабочей силы оказывает негативное влияние на воспроизводство, свидетельствуют региональные сравнения (18, с. 1195; 55). Но в большинстве стран работа жены подчинена, экономически и эмоционально, ее семейной роли и охотно жертвуется ради последней. Ни одно общество не изменило структуру как системы труда, так и домашнего хозяйства до такой степени, чтобы навсегда изменить старое разделение труда по полу. В любой преднамеренной попытке контролировать рождаемость в этом направлении правительство имеет два мощных инструмента - его власть над экономическим планированием и его власть (реальная или потенциальная) над образованием. Первый определяет (насколько это возможно в рамках политики) экономические условия и обстоятельства, влияющие на жизнь всех граждан; второй обеспечивает знания и установки, необходимые для осуществления планов. Экономическая система во многом определяет, кто будет работать, что можно купить, во что обойдется воспитание детей, сколько человек может потратить. Школы определяют семейные роли и развивают профессиональные и рекреационные интересы; они могли бы, если бы захотели, переопределить половые роли, развить интересы, выходящие за пределы дома, и передать реалистические (в отличие от моральных) знания о браке, сексуальном поведении и проблемах населения. Если рассматривать проблему в таком свете, то становится ясно, что источником демографической политики должны быть министерства экономики и образования, а не министерство здравоохранения.
Дилемма демографической политики
Теперь должно быть ясно, почему, несмотря на сильную тревогу по поводу стремительного роста населения, фактические программы, направленные на его контроль, ограничены планированием семьи и поэтому неэффективны. i) Цель нулевого или даже незначительного роста населения-это цель, с которой трудно согласиться странам и группам. (ii) Меры, которые потребовались бы для реализации такой цели, хотя и не столь революционные, как "Дивный Новый мир" или Коммунистическая утопия, тем не менее, имеют тенденцию оскорблять большинство людей, воспитанных в существующих обществах. Как следствие, цель так называемого контроля над численностью населения неявна и расплывчата; метод - это только планирование семьи. Этот метод, отнюдь не снимающий акцента с семьи, является семейным. Одна из его заявленных целей-помочь бесплодным парам иметь детей. Он подчеркивает родительские устремления и обязанности. Она сочетается с большинством аспектов общепринятой морали, таких как осуждение абортов, неодобрение добрачных отношений, уважение религиозных учений и культурных табу, а также преклонение перед медицинской и церковной властью. Он снимает враждебность, отказываясь рекомендовать какие - либо изменения, кроме того, за что он выступает: доступность контрацептивов. То, что делает планирование семьи приемлемым, делает его неэффективным для контроля населения. Подчеркивая право родителей иметь столько детей, сколько они хотят, он уклоняется от основного вопроса демографической политики, который заключается в том, как дать обществу необходимое количество детей. Предлагая супружеским парам только средства для контроля за рождаемостью, он пренебрегает средствами для общества. Из - за преимущественно просемейного характера существующих обществ индивидуальный интерес обычно приводит к производству достаточного количества потомства, чтобы обеспечить быстрый рост населения в условиях низкой смертности. Бездетные или одинокие дома считаются признаком личной неудачи, в то время как наличие трех - пяти живых детей дает семье ощущение непрерывности и существенности (56). Учитывая существующее стремление иметь семьи среднего размера, а не маленькие, единственными странами, в которых рождаемость была снижена, чтобы соответствовать снижению смертности, являются развитые страны, временно испытывающие ухудшение экономических условий. В Швеции, например, чистый коэффициент воспроизводства (NRR) был ниже воспроизводства в течение 34 лет (1930-63), если брать период в целом, но это из - за экономической депрессии. Средний коэффициент замещения был ниже единицы (NRR = 0,81) в период 1930-42 годов, но с 1942 по 1963 год он был выше единицы (NRR = 1,08). Трудности, которые, по - видимому, особенно способствуют преднамеренному снижению рождаемости, заключаются (в странах с развитой экономикой) в нехватке жилья и других потребительских товаров, несмотря на полную занятость, и в необходимости высокого участия женщин в рабочей силе, или (в более свободных экономиках) большая безработица и экономическая незащищенность. Когда условия хорошие, любая нация стремится иметь растущее население. Из этого следует, что в странах, где используются противозачаточные средства, реалистичный план правительственной политики снижения рождаемости выглядит как каталог ужасов: выжать потребителей через налоги и инфляцию; сделать жилье очень дефицитным, ограничив строительство; заставить жен и матерей работать вне дома, чтобы компенсировать недостаточную заработную плату мужчин, но при этом обеспечить мало учреждений по уходу за детьми.; поощрять миграцию в город, выплачивая низкую заработную плату в стране и предоставляя мало рабочих мест в сельской местности; увеличивать загруженность городов, истощая транзитную систему; повышать личную незащищенность, поощряя условия, которые приводят к безработице и случайным политическим арестам. Ни одно правительство не будет создавать такие трудности просто для того, чтобы контролировать рост населения. Поэтому ясно, что задача современной демографической политики состоит в том, чтобы разработать привлекательные заменители семейных интересов, чтобы избежать необходимости обращаться к трудностям в качестве корректива. Конкретные меры, необходимые для разработки таких заменителей, нелегко определить в отсутствие исследований по этому вопросу. Короче говоря, проблема народонаселения в мире не может быть решена путем притворства и принятия желаемого за действительное. Бездумное отождествление планирования семьи с контролем за населением - это страусиный подход, поскольку он позволяет людям скрывать от самих себя всю грандиозность и неконвенциональность задачи. Нет никаких причин отказываться от программ планирования семьи; контрацепция-это ценный технологический инструмент. Но такие программы должны дополняться равными или большими инвестициями в исследования и эксперименты для определения требуемых социально - экономических мер.
1. Studies in Family Planning, No. 16 (1967). 2. Ibid., No. 9 (1966), p. 1. 3. The statement is given in Studies in Family Planning (1, p. 1), and in Population Bull. 23, 6 (1967). 4. The statement is quoted in Studies in Family Planning (1, p. 2). 5. Hearings on S. 1676, U.S. Senate, Subcom- mittee on Foreign Aid Expenditures, 89th Congress, Second Session, April 7, 8, 11 (1966), pt. 4. 6. B. L. Raina, in Family Planning and Popu- lation Programs, B. Berelson, R. K. Ander- son, 0. Harkavy, G. Maier, W. P. Mauldin, S. G. Segal, Eds. (Univ. of Chicago Press, Chicago, 1966). 7. D. Kirk, Ann. Amer. Acad. Polit. Soc. Sci. 369, 53 (1967). 8. As used by English-speaking demographers, the word fertility designates actual reproduc- tive performance, not a theoretical capacity. 9. K. Davis, Rotarian 94, 10 (1959); Health Educ. Monographs 9, 2 (1960); L. Day and A. Day, Too Many Americans (Houghton Mifflin, Boston, 1964); R. A. Piddington, Limits of Mankind (Wright, Bristol, England, 1956). 10. Official Gazette (15 Apr. 1965); quoted in Studies in Family Planning (1, p. 7). 11. J. W. Gardner, Secretary of Health, Educa- tion, and Welfare, "Memorandum to Heads of Operating Agencies" (Jan. 1966), repro- duced in Hearings on S. 1676 (5), p. 783. 12. C. Tietze, Demography 1, 119 (1964); J. Chronic Diseases 18, 1161 (1964); M. Mura- matsu, Milbank Mem. Fund Quart. 38, 153 (1960); K. Davis, Population Index 29, 345 (1963); R. Armijo and T. Monreal, J. Sex Res. 1964, 143 (1964); Proceedings World Population Conference, Belgrade, 1965; Pro- ceedings International Planned Parenthood Federation. 13. Studies in Family Planning, No. 4 (1964), p. 3. 14. D. Bell (then administrator for Agency for International Development), in Hearings on S. 1676 (5), p. 862. 15. Asian Population Conference (United Na- tions, New York, 1964), p. 30. 16. R. Armijo and T. Monreal, in Components of Population Change in Latin America (Mil- bank Fund, New York, 1965), p. 272; E. Rice-Wray, Amer. J. Public Health 54, 313 (1964). 17. E. Rice-Wray, in "Intra-Uterine Contracep- tive Devices," Excerpta Med. Intern. Congr. Ser. No. 54 (1962), p. 135. 18. J. Blake, in Public Health and Population Change, M. C. Sheps and J. C. Ridley, Eds. (Univ. of Pittsburgh Press, Pittsburgh, 1965). 19. J. Blake and K. Davis, Amer. Behavioral Scientist, 5, 24 (1963). 20. See "Panel discussion on comparative ac- ceptability of different methods of contra- ception," in Research in Family Planning, C. V. Kiser, Ed. (Princeton Univ. Press, Princeton, 1962), pp. 373-86. 21. "From the point of view of the woman con- cerned, the whole problem of continuing motivation disappears, .. ." [D. Kirk, in Population Dynamics, M. Muramatsu and P. A. Harper, Eds. (Johns Hopkins Press, Baltimore, 1965)]. 22. "For influencing family size norms, certainly the examples and statements of public figures are of great significance . . . also . . . use of mass-communication methods which help to legitimize the small-family style, to provoke conversation, and to establish a vocabulary for discussion of family planning." [M. W. Freymann, in Population Dynamics, M. Mura- matsu and P. A. Harper, Eds. (Johns Hop- kins Press, Baltimore, 1965)]. 23. O. A. Collver, Birth Rates in Latin America (International Population and Urban Re- search, Berkeley, Calif., 1965), pp. 27-28; the ten countries were Colombia, Costa Rica, El Salvador, Ecuador, Guatemala, Honduras, Mexico, Panama, Peru, and Venezuela. 24. J. R. Rele, Fertility Analysis through Exten- sion of Stable Population Concepts. (Inter- national Population and Urban Research, Berkeley, Calif., 1967). 25. J. C. Ridley, M. C. Sheps, J. W. Lingner, J. A. Menken, Milbank Mem. Fund Quart. 45, 77 (1967); E. Arriaga, unpublished paper. 26. "South Korea and Taiwan appear successfully to have checked population growth by the use of intrauterine contraceptive devices" [U. Borell, Hearings on S. 1676 (5), p. 556]. 27. K. Davis, Population Index 29, 345 (1963). 28. R. Freedman, ibid. 31, 421 (1965). 29. Before 1964 the Family Planning Association had given advice to fewer than 60,000 wives in 10 years and a Pre-Pregnancy Health Pro- gram had reached some 10,000, and, in the current campaign, 3650 IUD's were inserted in 1965, in a total population of 2/2 million women of reproductive age. See Studies in Family Planning, No. 19 (1967), p. 4, and R. Freedman et al., Population Studies 16, 231 (1963). 30. R. W. Gillespie, Family Planning on Taiwan (Population Council, Taichung, 1965). 31. During the period 1950-60 the ratio of growth of the city to growth of the noncity population was 5:3; during the period 1960- 64 the ratio was 5:2; these ratios are based on data of Shaohsing Chen, J. Sociol. Tai- wan 1, 74 (1963) and data in the United Nations Demographic Yearbooks. 32. R. Freedman, Population Index 31, 434 (1965). Taichung's rate of decline in 1963-64 was roughly double the average in four other cities, whereas just prior to the campaign its rate of decline had been much less than theirs. 33. S. H. Chen, J. Soc. Sci. Taipei 13, 72 (1963). 34. R. Freedman et al., Population Studies 16, 227 (1963); ibid., p. 232. 35. In 1964 the life expectancy at birth was already 66 years in Taiwan, as compared to 70 for the United States. 36. J. Blake, Eugenics Quart. 14, 68 (1967). 37. Women accepting IUD's in the family- planning program are typically 30 to 34 years old and have already had four children. [Studies in Family Planning No. 19 (1967), p. 5]. 38. Y. K. Cha, in Family Planning and Popula- tion Programs, B. Berelson et al., Eds. (Univ. of Chicago Press, Chicago, 1966). 39. H. S. Ayalvi and S. S. Johl, J. Family Wel- fare 12, 60 1965). 40. Sixty percent of the women had borne their first child before age 19. Early marriage is strongly supported by public opinion. Of couples polled in the Punjab, 48 percent said that girls should marry before age 16, and 94 percent said they should marry before age 20 (H. S. Ayalvi and S. S. Johl, ibid., p. 57). A study of 2380 couples in 60 villages of Uttar Pradesh found that the women had consummated their marriage at an average age of 14.6 years [J. R. Rele, Population Studies 15, 268 (1962)]. 41. J. Morsa, in Family Planning and Population Programs, B. Berelson et al., Eds. (Univ. of Chicago Press, Chicago, 1966). 42. H. Gille and R. J. Pardoko, ibid., p. 515; S. N. Agarwala, Med. Dig. Bombay 4, 653 (1961). 43. Mysore Population Study (United Nations, New York, 1961), p. 140. 44. A. Daly, in Fanlily Planning and Population Programs, B. Berelson et al., Eds. (Univ. of Chicago Press, Chicago, 1966). 45. C. J. Gomez, paper presented at the World Population Conference, Belgrade, 1965. 46. C. Miro, in Family Planning and Population Programs, B. Berelson et al., Eds. (Univ. of Chicago Press, Chicago, 1966). 47. Demographic Training and Research Centre (India) Newsletter 20, 4 (Aug. 1966). 48. K. Davis, Population Index 29, 345 (1963). For economic and sociological theory of motivation for having children, see J. Blake [Univ. of California (Berkeley)], in prepara- tion. 49. K. Davis, Amer. Economic Rev. 46, 305 (1956); Sci. Amer. 209, 68 (1963). 50. J. Blake, World Population Conference [Bel- grade, 1965] (United Nations, New York, 1967), vol. 2, pp. 132-36. 51. S. Enke, Rev. Economics Statistics 42, 175 (1960); --- , Econ. Develop. Cult. Change 8, 339 (1960); -- , ibid. 10, 427 (1962); A. O. Krueger and L. A. Sjaastad, ibid., p. 423. 52. T. J. Samuel, J. Family Welfare India 13, 12 (1966). 53. Sixty-two countries, including 27 in Europe, give cash payments to people for having chil- dren [U.S. Social Security Administration, Social Security Programs Throughout the World, 1967 (Government Printing Office, Washington, D.C., 1967), pp. xxvii-xxviii]. 54. Average gross reproduction rates in the early 1960's were as follows: Hungary, 0.91; Bul- garia, 1.09; Romania, 1.15; Yugoslavia, 1.32. 55. 0. A. Collver and E. Langlois, Econ. De- velop. Cult. Change 10, 367 (1962); J. Weeks, [Univ. of California (Berkeley)], unpublished paper. 56. Roman Catholic textbooks. condemn the "small" family (one with fewer than four children) as being abnormal [J. Blake, Popu- lation Studies 20, 27 (1966)]. 57. Judith Blake's critical readings and discus- sions have greatly helped in the preparation of this article