По собственной необходимости держать все под рукой делаю список недавно прочтенной литературы. Это и новые для меня книги, и вновь перечитанные, но по-новому переосмысленные. Все эти произведения так или иначе перекликаются с общественно-политической жизнью России и мира в различные эпохи. Краткие пометки и цитаты помогут понять почему та или иная книга оказалась в списке. Комментарии читателей приветствуются.
1. Чернышевский Н. Г. Что делать? Если у вас есть дочь, неотвратимо приближающаяся к переходному возрасту, смело давайте ей почитать этот роман. Если, не смотря на некоторые натяжки в сюжете, ей понравится, значит все ваши воспитательные усилия не пропали втуне. Только не занудствуйте, скажите, что роман о любви :))
2.Миллер А. А. (третий муж Мерилин Монро) Все мои сыновья.
https://www.litmir.me/br/?b=547344&p=3 Мощнейшая пьеса о послевоенной Америке и зверином мире капитала и наживы.
«Мать. Джо, Джо… Ты сделал это ради семьи, но это ничего не меняет.
Келлер. То есть как это - ничего не меняет?
Мать. Для Криса есть нечто более важное, чем семья!
Келлер. Ничего на свете нет более важного и быть не может.
Мать. Для него есть».
***
«Крис. Дело не в том, чего я хочу. Чего ты хочешь?
Келлер. Чего я хочу? Тюрьмы, да?
Крис молчит.
Ты этого хочешь? Если ты этого хочешь - скажи! Мое место в тюрьме?! Скажи! (Небольшая пауза.) В чем дело, почему ты не можешь сказать? (Яростно.) Ты всегда говорил мне все, скажи и это. (Небольшая пауза.) Хочешь, я объясню тебе, почему ты молчишь? Ты знаешь, что мое место не там. Ты знаешь! (Кружа около Криса, порывисто, с отчаянием, со страстью). Если мои деньги - грязные деньги, то в Америке нет ни одного чистого цента. Кто даром работал в эту войну? Если бы кто-нибудь в Америке работал на войну даром - я тоже работал бы даром. Разве они отправили хоть одну пушку, хоть один грузовик, прежде чем получили за них прибыль? И это чистые деньги? Нет в Америке чистых денег. Война и мир - это доллары и центы, серебро и медь, что же здесь чистого? Половине этой проклятой страны место в тюрьме, а не мне одному - вот почему ты молчишь».
3. Перкинс Д. Исповедь экономического убийцы.
4. Капица С.П. Парадоксы роста. Законы развития человечества.
5. Достоевский Ф.М. Бесы. Впечатляет объемной картинкой умонастроений в обществе его эпохи.
6. Айтматов Ч. Т. Буранный полустанок («И дольше века длится день»). Удивительно четко автор смог разглядеть то, как форма порабощает и искажает первоначальное перспективное и здоровое содержание, а потом и вовсе стремится избавиться от него.
7. Берта Ласк. Штиль и Шторм. Сага о немецкой женщине-революционерке, коммунистке, ее становлении, борьбе бок о бок с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург, о любви, семье, детях и смерти. Опять же полезно для дочерей… да и сыновей тоже… в чем-то очень тонко перекликается с:
8. Горький М. Мать.
http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_0003.shtml Мне кажется, что то, что Горький описал в «Матери» потом красной нитью будет проходить во многих антиутопиях мирового масштаба:
«Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощеной улице к высоким каменным клеткам фабрики; она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки -- тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.
Вечером, когда садилось солнце, и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, -- фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление, и даже радость, -- на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.
День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и -- был доволен».
9. Джермане́тто Дж. Записки цирюльника.
http://litlife.club/br/?b=239894 Очень интересное и к сожалению неизвестное произведение о борьбе итальянского народа за социальные преобразования. Можно давать подросткам как пример борьбы за справедливость. Написано легко и ясно. Автор - писатель, публицист, активист коммунистического движения, соратник Пальмиро Тольятти.
10. Покровский М. Н. Русская история в самом сжатом очерке.
http://pokrovsky.newgod.su/books/russkaya-istoriya-v-samom-szhatom-ocherke/ Взгляд на историю с позиции классовой теории. Очень интересный взгляд надо заметить.
11. Эдвин Блэк. Война против слабых. Евгеника и американская кампания по созданию высшей расы. ну, название говорит само за себя. Рокфеллер, стерилизация неугодных и все-все-все в самой демократичной стране мира США. Ссылка на английскую версию
https://waragainsttheweak.com/ 12. Пола Гарб. Долгожители. Книга американской журналистки знакомит читателя с долгожителями Абхазии - с их историей, образом жизни, культурой. Пола Гарб посетила многие абхазские села и некоторые города, встречалась с их старейшими жителями. Она рассказывает о судьбах людей, наблюдавших развитие событий в родном крае на протяжении последних ста лет, дает анализ происшедших в республике изменений после Октябрьской революции; повествует об условиях жизни людей раньше и сейчас, об их мировоззрении и взглядах, о «секретах» долголетия и активной жизненной позиции. Особенно интересна глава АБХАЗСКИЕ БОЛЬШЕВИКИ.
- Мне было около 13 лет, когда революция докатилась и до наших мест,- рассказывает 78-летний Чичико Логуа из села Члоу, что в двухстах километрах к югу от Лыхны.- Земли всегда нам не хватало, так что склонить крестьян на сторону революции было нетрудно, пообещав им земельные наделы. Для крестьян это был главный вопрос. Мы пасли скот богачей, делали своими руками всю тяжелую работу. А князья заправляли всем в округе и эксплуатировали нас как могли...
https://www.perunica.ru/knigi/9755-dolgozhiteli-pola-garb.html 13. Леонид Степанов. Берлинская триада. Роман "Берлинская триада" написан участником Великой Отечественной войны, корреспондентом "Известий", много лет прожившим в Германской Демократической республике.
"Союзники пустили в оборот большие массы дефицитного продовольствия, обменивая его по дешевке на дорогие вещи, антикварии и драгоценные металлы. Огромный черный рынок возник в английской оккупационной зоне, неподалеку от разбитого рейхстага - там, где всего два месяца назад шли кровопролитные бои. "Рейхстаговка", как называли этот гигантский рынок, шумела, торговалась и обжуливала. Происходило это рядом со свежей братской могилой..." И еще много подробностей о жизни в послевоенной Германии, о том, как Запад вел тихую, но беспощадную и хищную войну против СССР.
14 Радий Фиш. Спящие пробудятся. О Шейхе Бедреддине Симави. Пантеистические верования Бедреддина оказали большое влияние на многие его политические и социальные идеи, в частности на учение о "единстве бытия"."Эта доктрина осуждает противостояния, которые, по мнению ее приверженцев, препятствуют единству личности с Богом, включая противостояния между религиями и между привилегированными и бесправными. И эта эгалитарная идеология сыграла важную роль в вдохновении народного восстания в 1416 году. Шейх Бедреддин по-прежнему известен среди социалистов, коммунистов и других политических левых. В двадцатом веке он был возвращен в центр внимания коммунистическим турецким писателем Назимом Хикметом. И хотя сейчас его значение, как борца за права простого народа затемняется историками. Все же остается очевидным, что большие массы людей пошли за ним именно потому, что он давал надежду на избавление от гнета и бесправия. Читать
https://e-libra.ru/read/353379-spyaschie-probudites.html "В садах и рощах, окружавших Бурсу, новые друзья толковали обо всем, что волновало их умы и души. А волновало многое: единственность сути и множественность форм, смертность человека и бессмертие духа, абсолютность Истины и относительность ее постижения, достоверность и границы человеческого знания, история народов и религий".
15. Джордж Эллиот (Мэри Энн Эванс) "Даниэль Деронда". - Проблема эгоизма доходящего до деспотизма и господства, а далее очень вероятно и фашизма.
Автор романа женщина, очень подробно рассматривает генезис людей бессердечных и безнравственных. В силу сложности самого этого вопроса роман немного растянут, но читать стоит всем, особенно молодым людям. Там есть и любовь и страдания и разочарования.
"Я полагаю, что всякая человѣческая жизнь должна пустить глубокіе корни въ какомъ-нибудь уголкѣ отечественной земли, гдѣ она научается любить, какъ нѣчто родственное, природу, людей, даже собакъ и ословъ... Но у Гвендолины не было такой колыбели дѣтства, развивающей чувства любви къ родинѣ".
"Бываютъ изслѣдователи, которые шествуютъ за указаніями своего разума -- и дѣлаютъ ошибки, и бываютъ такіе, которые слѣдуютъ за движеніями своего сердца -- и достигаютъ своей цѣли. То, что сегодня кажется обоснованнымъ и яснымъ -- черезъ день превращается въ мечту, а то, что вчера казалось иллюзіей, можетъ завтра стать дѣйствительностью".
"Вѣдь всѣ почти изслѣдователи въ одинъ голосъ утверждаютъ, что основы человѣческой жизни сильно мѣняются отъ времени. Вотъ я и думаю, что намъ раньше всего слѣдуетъ разобраться въ законахъ этихъ вѣчныхъ измѣненій. Принято думать, что всякій шагъ, который дѣлаетъ человѣчество, есть шагъ впередъ. Но кто можетъ намъ поручиться за то, что шаги, которые мы съ вами дѣлаемъ, предполагая, что подвигаемся впередъ, не заведутъ насъ въ какую-нибудь трясину, изъ которой намъ уже невозможно будетъ выбраться? Три вопроса я хотѣлъ-бы предложить на ваше разрѣшеніе: во первыхъ, дѣйствительно-ли каждый шагъ, который дѣлаетъ человѣкъ, есть шагъ впередъ, а не назадъ? во вторыхъ, можемъ-ли мы опредѣлить по первому нашему шагу, избрали-ли мы направленіе правильное или нѣтъ? и, въ третьихъ, чѣмъ мы можемъ ускорить наши шаги, когда мы видимъ, что они правильны, и наоборотъ, чѣмъ мы въ состояніи ихъ удержать, если мы замѣчаемъ, что они ложны"?
http://az.lib.ru/e/eliot_d/text_1876_daniel_deronda-oldorfo.shtml 16. Уильям Моррис, "Вести ниоткуда или эпоха спокойствия". Моррис известен широкой публике как английский поэт, прозаик, художник близкий к прерафаэлитам, издатель, основатель движения «Искусства и ремёсла». Однако мало кто знает, что он был до конца своих дней убежденным социалистом, взыскующим лучшего мира, где бедный люд не страдает под гнетом кучки капиталистов. Гобелены и узоры Морриса прекрасны и удивительны, но не менее прекрасны его произведения, философские, проникнутые любовью к простым людям и созданные бесконечно кропотливой работой мысли. Его Лес за гранью мира так же меня впечатлил, но совершенно по-другому.
17. Альберт Швейцер. Культура и этика.
http://lib.ru/CULTURE/SHWEJCER/kultura.txt18. Фред Хойл. Андромеда. Черное облако
19. Н. Я. Эйдельман. Мгновенье славы настает… Год 1789-й. Об истоках декабристского движения в России. Было ли оно деструктивным?