Преобразующая сила труда

Jan 04, 2018 20:38




Отношение к труду так же, как и понимание его роли в жизни человека, менялось от эпохи к эпохе очень сильно. В своих попытках регламентировать трудовые отношения каждое общество ориентировалось на собственные условия хозяйственной деятельности, свою систему ценностей и было ограничено уровнем научного знания.
В далекой древности труд низших сословий был исключительно тяжел, в то время как высшие сословия проводили время в праздности. До наших дней сохранились литературные памятники и свидетельства египетской истории:

«...видел я медника за работой его у отверстия печи его, причем пальцы его, как у крокодила, а он более смраден, чем рыбья икра. Каждый мастер, работающий теслом, устает более землепашца. И ночью он зажигает огонь. Резчик по камню... когда заканчивает выполнение вещей, руки его как неживые, а он устал. Он сидит до тех пор, пока не зайдет солнце, причем его колени согнуты».

В античности ручной труд, ремесло было занятием презренным, потому что им занимались рабы, которые в обществе считались не людьми, а «instrumentum vocalе» - орудием, обладающим голосом. Такое презрение переносилось и на человека труда вообще.
Вдумаемся, огромное множество людей, которые возделывали оливковые рощи и виноградники, сеяли хлеб, строили прекрасные дворцы, облагораживали лик Земли, считались существами низшего порядка, лишенными добродетели и человеческих прав.

Именно об этом говорит Аристотель в своей «Политике»: «Поскольку все занятия делятся на такие, которые приличны для свободнорожденных людей, и на такие, которые свойственны несвободным, то, очевидно, следует участвовать лишь в тех полезных занятиях, которые не обратят человека, участвующего в них, в ремесленника»…

Разумеется, такое состояние не могло не вызывать протеста у угнетенных и эксплуатируемых масс. Широко известны примеры героической борьбы трудового человека за изменение условий его труда. Историки и летописцы упоминают о многочисленных крупных и мелких, удачных и неудачных восстаниях и заговорах народных масс. Наиболее ранние упоминания народной борьбы относятся к XXIV веку до н. э. в шумерском городе-государстве Лагаше и к 2000-1750 гг. до н. э. в Египте. Дионисий Галикарнасский сообщает о восстании римских рабов в 501 году до н. э. Из крупных и широко известных можно назвать Первое и Второе сицилийские восстания и восстание Спартака (Третья война с рабами), в котором участвовали более 120 тыс. повстанцев.



Аполлон в кузнице Вулкана. Диего Веласкес. 1630

Само разделение человеческой деятельности подобным образом на достойный и недостойный труд удаляет древнее общество от понимания смысла и роли труда в жизни человека и порождает многие противоречия, которые стремятся найти свое разрешение в христианской доктрине.
Христианство принесло с собой новое отношение к труду, получившее широкое распространение в Средневековье. Трудящийся человек считался угодным Богу и, по крайней мере на словах, становился равноценен всем остальным.
Так у Иоанна Златоуста находим: «Не станем стыдиться ремесел и будем считать бесчестьем не работу, но праздность и безделье».

Однако при этом жизнь трудящихся Средневековья была нисколько не легче жизни античного раба. Народные восстания вспыхивали по всей Европе (Ивайла, Тюшинат, Жакерия, движение башмака, крестьянская война в Германии, гуситские войны, городские восстания в Льеже, Флоренции (чомпи), Брюгге и других городах Европы). За облегчение народной участи боролись Уот Тайлер, Джон Уиклиф, Томас Мюнцер, Питер Де Конинк и другие. До нас дошли крылатые слова Джона Болла: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто дворянином был тогда?»

Разумеется, в условиях феодализма, при котором главенствовал принцип трех сословий (тех, кто воюет, тех, кто молится и тех, кто трудится), полная реабилитация труда была вряд ли возможна, потому что крестьяне находились в подчиненном положении и были вынуждены работать ради процветания феодала. При этом их восстания почти всегда описывались с точки зрения властьимущих, как грабеж и кровавые расправы.
Но признание достоинства человека труда стало толчком для серьезных сдвигов в обществе. Ремесленник впервые почувствовал гордость за свой труд, ощутил его как призвание, у него появилось желание добиться большего, привнести в мир красоту. А это большой шаг на пути осознания преобразующей силы труда.



Попытки организовать свой труд по-новому привели к объединению ремесленников в цеха. А рост цехового производства способствовал развитию капиталистических отношений и подготавливал переход от ремесленничества к промышленному производству.
Появление крупных производств, развитие торговли и банковского дела привело к тому, что крупные капиталы оказались в руках немногих. Владельцы заводов и фабрик получили безраздельную власть над рабочими и стали пользоваться ею без всяких угрызений совести.
Продукция больших заводов и фабрик все сильнее изменяла мир человека. И решающую роль в этом процессе играл рабочий, но мир рабочего, как человека, все более сужался, он как будто снова становился неодушевленным орудием труда. Плоды его деятельности не принадлежали ему, заработная плата была унизительно маленькой, какое бы то ни было удовлетворение своим трудом отсутствовало, не существовало никаких перспектив интеллектуального, эстетического, духовного развития. Большие трудовые массы погрузились в нищету и унижение.
Бедственное положение рабочих нашло отклик в сердцах социалистов-утопистов. Анри Сен-Симон на смертном одре произнес фразу: «Вся моя жизнь резюмируется в одну мысль: обеспечить людям свободное развитие их способностей… Участь рабочих будет устроена; будущность принадлежит нам».
Попытки разрешить обостряющиеся социальные противоречия привели таких мыслителей как К.А.Сен-Симон (1760 - 1825), Ш.Фурье (1772 - 1837), Р.Оуэн (1771 - 1858) к переосмыслению сущности труда, не только как общественного блага, но и как основного свойства разумного человека, как творческого процесса. Экономическая обусловленность трудовой деятельности для них отступила на второй план.
Труд, как явление социальное, впервые становится объектом изучения. Проблемой труда начинают вплотную заниматься психологи и педагоги. В качестве примера можно привести известного русского писателя, педагога, основоположника научной педагогики в России Ушинского Константина Дмитриевича (1823 - 1870). Вот, что он писал о труде: «Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство».

Ушинский вслед за педагогами-гуманистами подчеркивает тесную связь воспитания и труда: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Такое отношение к трудовой деятельности разрывает ранее неизбежную связь труда и вознаграждения, что является серьезным шагом на пути переосмысления сущности самой трудовой деятельности.

Огромную роль в разработке проблемы труда сыграли сочинения К.Маркса, в которых труд рассматривался, как «самоутверждение человека как сознательного - родового существа».
Труд, производство для К.Маркса - это то, без чего не существует человека: «Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни, человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире».

Эти идеи были подхвачены и развиты русской интеллигенцией и представителями дворянства, боровшимися за права народа в Российской Империи, где жизнь трудового человека была ничуть не легче чем в Западной Европе.
Вспомним известную организацию "Освобождение труда", задачи которой очевидны уже из самого названия группы.




Надо отметить, что в России борьба за улучшение условий труда и быта простого человека началась задолго до 1917 года. Первых успехов на этом пути удалось добиться к концу XIX века. Так в 1897 году правительством был издан указ о сокращении рабочего дня до 11 с половиной часов. Этот пример показывает, насколько долгий путь прошло общество в направлении освобождения человека, нет, не от труда, а от бесчеловечной эксплуатации пока, наконец, в ходе Великой Октябрьской социалистической революции идея свободного труда окончательно не восторжествовала!



Земля слушает. Нестеров В. Д. 1965

В СССР - первом социалистическом государстве в мире - все устремления научного сообщества были брошены на выработку новых подходов к трудовой деятельности. В работу включились не только философы и социологи, свою лепту вносили антропологи, историки, психологи и физиологи. В результате в СССР активно разрабатывалась трудовая теория антропогенеза, основывающаяся на идеях Ф. Энгельса, высказанных им в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Труду, как следует из названия, в этой теории придается очень большое значение. Он был и остается основным признаком, отличающим человека от животного, родовым свойством человека.
В российской психологии до сих пор принят деятельностный подход, согласно которому психика, сознание, их становление и развитие могут быть исследованы через предметную деятельность субъекта.
Кроме того, труд играет такую же важную роль в процессе формирования каждого вновь родившегося человека, какую он играл в древности при формировании рода человеческого.
Построение башенок из кубиков, помощь маме по дому - это, пусть и небольшое, преобразование своей среды, в свою очередь преобразует и самого маленького строителя и помощника. Благодаря труду, как активному взаимодействию с миром, человек развивается не только физически, у него активно идет развитие мышления, памяти, восприятия, фантазии, речи.
Именно поэтому в советских школах большое значение уделялось урокам трудового воспитания. На этих уроках дети учились активно взаимодействовать с реальностью, овладевали навыками работы с материалами. Каждый ученик в буквальном смысле становился творцом и хозяином материального мира, принимая вместе со своим первым коллективом ответственность за будущее своей страны.
Советский педагог и писатель А.С.Макаренко в 1936 году в своей статье «Радость творческого труда» писал: «Право на труд в нашем обществе - это не только право на заработок, это прежде всего право на творчество, право на участие в социалистическом строительстве, в решении государственных задач».
Итак, чтобы быть человеком, необходимо трудиться. Но чтобы в труде осуществлялось самоутверждение человека, этот труд должен не только преобразовывать окружающий мир, но и служить преобразованию самого человека, развивать его творческие силы, интеллект.
В капиталистическом обществе такой труд был невозможен. Ведь работа на заводе ничего не давала рабочему человеку, кроме нищенской заработной платы, а результаты трудов были доступны только правящему классу капиталистов.
Свободный социалистический труд не только стал средством построения нового справедливого общества, он наполнял жизнь каждого трудящегося человека особым смыслом, служил его развитию и приносил радость.
Говоря иначе в советское время восстанавливается утраченная связь человека и его родовой сущности. Это происходит через сознательное использование его физических, интеллектуальных, творческих задатков и способностей для разумного изменения мира.
Волна трудового энтузиазма охватила весь Советский Союз, оказала влияние на формирование нескольких поколений людей, относившихся к труду, как к высшей человеческой деятельности, как призванию, бескорыстному служению будущему и самой жизни.
Плоды таких трудовых усилий оказались столь величественными и всеохватными, что на Западе их совершенно серьезно сравнивали с чудом. В Советской России же хорошо понимали, что это закономерное следствие того, что труд стал способом самореализации человека.
Работать - работали,
а все-таки не верится,
что чудо такое
за трудом является. (В. Маяковский. «Мистерия Буфф»)
Художники, поэты, архитекторы доступными им средствами осмысляли труд, как главнейшее звено взаимосвязи человека и окружающей его действительности. Им предстояло решить сложнейшую задачу по разъяснению широким массам людей, каким может и должен быть свободный труд.
Живопись очень ярко отражала искания ответов на насущные вопросы того времени. Образ трудового человека преображался, становился ярким, сильным, насыщенным новыми красками. Выбор сюжетов связывался со стремлением выразить присутствие сущностных сил, творческой потенции и радости свободного труда.
Преображались также и поэтические формы. Самым ярким поборником нового взгляда на труд стал Владимир Маяковский. Талантливо ставивший вопросы социального развития в своих произведениях и дававший на них гениальные ответы.
В знаковом произведении «Мистерия Буфф» есть такие строки:
Мы - зодчие земель,
планет декораторы,
мы - чудотворцы…
Маяковский поднимает трудящегося человека до масштабов вселенной, так, что все существующее оказывается его частью.
Такой подход находит свое отражение и в других видах искусства. В том числе и в популярном искусстве плаката. Все помнят известный советский плакат: «Радуюсь я, это мой труд вливается в труд моей Республики» или «Слава свободному труду»!
Ни в одну из прошедших эпох ни один человек на свете не мог произнести такую фразу, потому что труд презирали, приравнивали к животной борьбе за существование, покупали за гроши, изгоняли из среды интеллектуалов.
И труд платил за такое отношение той же монетой - человек носил в себе сущностную ущербность, в виде отчуждения от своей родовой особенности.
В социалистическом обществе в творческом труде человек избывает эту ущербность и становится хозяином и преобразователем мира!



социализм, развитие, СССР, труд, коммунизм

Previous post Next post
Up