Оригинал взят у
arctus в
СовНарКом освободил от воинской повинности по религиозным убеждениям Как штрих к отношению большевиков к религии и верующим.
Сначала напомним, что 23 января 1918 г. Советской властью был принят
Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви».
Он содержал норму, запрещающую ограничивать, стеснять свободу совести:
«В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести». (п.2)
Декрет установил, что:
«Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются».
(подробнее см.
здесь)
А чуть менее чем через год, 4 января 1919 года, вышел декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»:
***
Статья № 192.
Декрет Совета Народных Комиссаров.
Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям.
1. Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставить право по решению Народного Суда заменить таковую на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой, преимущественно, в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой, по выбору самого призываемого.
2. Народный Суд, при постановлении своего решения о замене воинской повинности другой гражданской обязанностью, запрашивает экспертизу Московского «Объединенного Совета Религиозных общин и групп», по каждому отдельному делу. Экспертиза должна простираться как на то, что определенное религиозное убеждение исключает участие в военной службе, так и на то, что данное лицо действует искренне и добросовестно.
3. В виде изъятия, Объединенный Совет Религиозных общин и групп по единогласному своему решению вправе возбуждать особые ходатайства перед Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов о полном освобождении от военной службы, без всякой замены ее другой гражданской обязанностью, если может быть специально доказана недопустимость такой замены с точки зрения не только религиозного убеждения вообще, но и сектантской литературы, а равно личной жизни соответствующего лица.
Примечание. Возбуждение и ведение дела об освобождении определенного лица от военной службы предоставляется как самому призываемому, так и «Объединенному Совету Религиозных общин и групп», причем Совету предоставляется право ходатайствовать о рассмотрении дела в Московском Народном Суде.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Народный Комиссар Юстиции Курский.
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров В. Бонч-Бруевич.
Секретарь Л. Фотиева.
4 января 1919 года.
Источник со ссылкой на «Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1919 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943 стр. 281-282.»
***
Чтобы быть точными, приведём и изменение этого декрета конца 1920 года:
Статья № 527.
Декрет Совета Народных Комиссаров.
Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям.
Во изменение и дополнение декрета от 4 января 1919 года (Собр. Узак. 1919 г. № 17, ст. 192) Совет Народных Комиссаров постановил:
1. Лицам, не могущим по своим религиозным убеждениям принимать участие в военной службе, предоставить право по решению Народного Суда заменять таковую на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой, преимущественно в заразных госпиталях, или иной соответствующей общеполезной работой, по выбору самого призываемого.
2. Суд при постановлении своего решения руководствуется:
- а) свидетельскими показаниями и другими данными об образе жизни лица, удостоверяющими степень искренности и последовательности в проведении им своего религиозного учения в жизни;
- б) заключением экспертизы как по вопросу о том, действительно ли определенное религиозное учение исключает для последовательного его сторонника участие в какой бы то ни было военной службе, так и но вопросу о том, действительно ли данное лицо принадлежит к этой именно секте или религиозному учению и действительно ли практически его осуществляет в своей жизни.
Народный Суд приглашает для дачи экспертизы сведущих и внушающих доверие представителей соответствующих религиозных вероучений, преимущественно из числа живущих в данной местности и близко знакомых с учением и укладом жизни последователей данного вероучения, и других лиц, обладающих соответствующими знаниями и опытом.
3. Ходатайства перед Судом об освобождении лиц, не могущих по своим религиозным убеждениям участвовать в военной службе, должны быть возбуждаемы не позднее, как за неделю до срока явки к призыву их сверстников. Ходатайства могут быть возбуждаемы как о себе, так и о других лицах.
4. Лица, своевременно заявившие об отказе от военной службы, получают от Народного Суда соответствующее удостоверение о подаче прошения и о сроке явки их в Суд. Срок явки в Суд должен устанавливаться Народным Судом по возможности не позднее срока явки к призыву.
До решения дела Судом, таковые лица задержанию не подлежат.
5. В исключительных случаях Суду предоставляется право полного освобождения от военной службы без всякой замены ее другой повинностью, если на суде специально будет доказана недопустимость этой замены с точки зрения не только религиозного убеждения вообще, но и сектантской литературы и главным образом жизни соответствующего лица.
Подписали:
Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Н. Горбунов.
Секретарь Совета Народных Комиссаров Л. Фотиева.
14 декабря 1920 года.
Распубликован в № 287 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 21 декабря 1920 года.
Источник со ссылкой на «Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М. 1943, стр. 780-781.»
***
В заключение еще один штрих. В письме Молотову о праздновании 1 мая 1921 года Ленин однозначно указывает на недопустимость всякого оскорбления религиозных чувств верующих:
«т. Молотову. Если память мне не изменяет, в газетах напечатано письмо или циркуляр ЦК насчет 1 мая, и там сказано: разоблачать ложь религии или нечто подобное. Это нельзя. Это нетактично. Именно по случаю пасхи надо рекомендовать иное: не разоблачать ложь, а избегать, безусловно, всякого оскорбления религии. Надо издать дополнительно письмо или циркуляр. Если Секретариат не согласен, то в Политбюро»
(Полн.собр.соч. т.52 стр. 140)
=
Arctus=
Спасибо ув.
yuridmitrievich за наводку в одном из комментариев.
См. по теме так же:
-
Ленин и религия. Отношение к верующим-
Ленин и религия. Отношение к верующим (продолжение)-
Миф о борьбе большевиков с верующими. С календарями праздников