Постсоветское буржуазное искусство (комментарий к эссе искусство как искусство).

Jan 24, 2021 13:44



После краха Советского Союза, постсоветское искусство получило установку - быть буржуазным. Постсоветская буржуазность внедрялась шоковой терапией. Можно сказать, что шоковая терапия частично удалась, постсоветское искусство стало мелкобуржуазным.
Буржуазное искусство от мелкобуржуазного отличается уровнем цен.У мелкобуржуазного искусства уровень цен минимальный.
В Советском Союзе все буржуазное было запрещено, как идеологически чуждое. Сознание советского человека буржуазное искусство не принимало, но оно его подсознательно вожделело. Об этом весь советский (антисоветский) андеграунд. Он был похож на буржуазное искусство. Частично он даже смог стать буржуазным искусством. Только стал он им, исключительно, как доказательство того, что любое буржуазное искусство, даже самое незначительное и вторичное, всегда лучше искусства государственного.
Что же мешает постсоветскому искусству стать коммерчески успешным. То есть, по настоящему буржуазным. Первое: постсоветская буржуазия. Второе: глобальная система буржуазного искусства (система арт-рынка).
.............................................................................................................................................
Для буржуазии буржуазное искусство всегда лучше государственного. Потому что буржуазное искусство это некая форма денег. Поэтому постсоветской буржуазии нужна не живопись холст масло, ей нужна нефть на парусине (oil canvas - гугл перевод). Нефть это валюта. Нефть на парусине - валюта. Холст масло - не валюта.
Что такое постсоветская буржуазия? От куда она взялась? Советское государство было создано для удовлетворения философских потребностей узкой группы лиц. Потом оказалось, что параллельно с философскими можно не плохо удовлетворять материальные потребности. Постепенно узкая группа лиц менялась, материальные потребности росли и материальное перестало совпадать с философским. Более того марксистская философия стала мешать удовлетворению материальных потребностей. Поэтому она была отброшена. Вот так появилась пост-советская буржуазия. Эти люди, на самом деле, труппоеды советских ресурсов. Ресурсы им нужны чтобы продавать. Это их бизнес.
Постсоветская буржуазия появилась в результате приватизации. В результате приватизации каждый приватизировал что имел. Директора приватизировали что имели. Работники ножа и топора приватизировали что имели. Рыцари плаща и кинжала приватизировали что имели. Винтовка рождает власть (Мао). Власть это сакрально. Реальность - приватизированный репрессивный аппарат. (Репрессирует как может). Это и есть реальная постсоветская буржуазия. Все остальное оболочка, иллюзия.
Постсоветские буржуа иллюзия и они создают иллюзию собственного величия. Для этого им нужкен статус. Им нужен статус любой ценой. Они готовы покупать  и покупают статусное искусство по пиковым ценам. Понты для них дороже денег. Только реальная цена их статуса - цена продажи. Все к чему они прикасаются теряет свой статус. Например Рыболовлев. Собрание Рыболовлева было куплено по пиковым ценам, а потом  распродано по дешевке.
На миллиард который потерял Рыболовлев могло бы существовать все уральское искусство. Но для чего уральскому олигарху уральское искусство? Для чего постсоветским олигархам постсоветское искусство? Статуса оно не имеет. Действительно для чего? И дело тут в самом искусстве.  С советские искусством все было ясно. С антисоветским тоже. А вот с постсоветским буржуазным с его крайней провинциальностью и необоснованными претензиями ничего не ясно.
......................................................................................................................................
В советское время была создана система подготовки художников соцреалистов. Система осталась, а соцреализма больше нет. Художникам предлагается стать буржуазными. Они, в принципе, не против. Тем более, что реализм когда то был буржуазным. Передвижники были очень успешным коммерческим предприятием. Академики  завидовали успеху. Поэтому пригласили передвижников преподавать в свою академию. В результате им удалось захватить реализм, сделав его академическим.  Когда то реализм был буржуазным, только старого не вернешь. Ситуация изменилась.
Реалистическая живопись деградировала под влиянием научно-технического прогресса. Сначала реализм деградировал до плоскостного декоративного орнамента, потом до абстрактных чертежей и живописных конструкций.
Чертежи - основа индустриального производства. Живописная абстракция - художественный образ непонимания работы сложных механизмов которые производят товары массового потребления. Поэтому поп-арт, гиперреализм, концептуализм, постмодернизм это тоже, как бы, абстракция. Некое абстрактное отражение индустриальной и постиндустриальной реальности.
Деградация в процессе эволюции это развитие. Академические художники ошибочно думают, что если они немного деградируют, то превзойдут всех неучей и дилетантов. Только деградация вне прогресса - просто деградация. Буржуазное искусство только на первый взгляд кажется простым. Его простота это иллюзия.
Искусство создает иллюзии. Когда то иллюзии создавали живопись и литература. Потом газеты и кино. Потом телевидение - орудие пропаганды. Пропаганда создает иллюзии. Сам Вазари, на самом деле, был пропагандистом герцога Медичи, руководил его художественными проектами. Соцреализм был пропагандой. Американский абстракционизм был контр пропагандой. Не очень удачной, когда буржуазное искусство попыталось захватить территорию искусства государственного. Потом выяснилось, что лучшая пропаганда буржуазного искусства это его цена.

Для буржуазного искусства не важно что изображено, важно сколько стоит. Его цена результат финансовых манипуляций. Результат работы механизма, который называют глобальным арт-рынком.
Благодаря финансам корпораций и корпоративным коллекциям (механизм которых придумал Д Рокфеллер), цены на искусство росли продолжительное время. Но они не могут расти постоянно. Когда цены на работы достигают пика, эти работы становятся ядром новых музеев. Таким образом создается иллюзия постоянного роста.

Для того чтобы поддерживать эту иллюзию, нужно старые элементы роста заменять новыми. Для глобального арт рынка нужны новые идеи, нужны новые работы. В поисках идей арт рынок смотрит в сторону контемпарари арта. Хотя иногда обращает свое внимание  на различные маргинальные художественные практики (стрит арт, аутсайдер арт и т д). Пост-советское буржуазное искусство в данном случае бесперспективно. Оно вторично. Его место среди дешевого секонд-хенда.
Иногда постсоветский секонд-хенд можно выдавать за успех. В доинтнрнетную эпоху некоторым художникам удавалось создавать иллюзию своего успеха на Западе. Сейчас проще создавать иллюзию успеха у власть-держащих. Каких только Никасов Сафроновых не купят коррупционеры в обмен на эту иллюзию.В принципе, всех обладателей работ Никаса можно сажать за коррупцию.
......................................................................................................................................
Для чего, вообще, нужно буржуазное искусство? Третьякову оно было нужно чтобы его имя стояло в одном ряду с Александром Третьим. Но постсоветским нуворишам этого не нужно. Их имена и так стоят в одном ряду с Назарбаевым, Путиным, Алиевым. Не будет одних - не будет других.
Буржуазное искусство нужно для статуса и финансовых манипуляций. Финансовые манипуляции постсоветским буржуа без надобности, у них другие источники дохода. Такие источники, что статус они готовы покупать любой ценой.
Так что постсоветское буржуазное искусство бесперспективно. Многие в это не верят и даже пытаются продвигать себя при помощи пиара. Но пиар проходит, остаются только чудесные идеи. И если вывозить эти идеи как вывозят сырье, то почему бы нет. Поркуа па...

Эссе искусство как искусство.

хромосомный портрет

Previous post Next post
Up