Ну что ж, вот мы и на хребте Кохош в районе перевала Радужный. Справа одноименная гора и одновременно высшая точка хребта, а прямо и чуть ниже - дорога соединяющая Хакасию и Туву. Завтречка именно по ней мы будем возвращаться в цивилизацию. А на нынешний момент возник вопрос что же нам делать дальше? То ли сходить на вершину горы Кохош и идти вниз к дороге, либо траверсом хребта идти еще южнее главгоры собирая все попутные вершинки. Хребет уходил в безвестные дали и не видно ему было ни конца ни краю. Лёне очень хотелось пройти траверс хребта, остальным не очень. Тогда Лёня намекнул, что до дороги километров пять и всё сугробами и буреломом, а траверсом всего пару км по прекрасному ровному укатанному фирну и , конечно же, траверс лучше, легче и вообще полезнее для здоровья. Народ с сомнением поглядывал на дорогу которая ясно и четко была видна внизу и на теряющийся в туманной дымке, кажущийся бесконечным хребет. Тогда Лёня пошел ва-банк: ударил демократией по слабохарактерным и слабосильным. Давайте проголосуем, говорит, кто за траверс? И поднял руку. Короче, при голосовании выяснилось, что один за траверс, за дорогу никого и семь воздержавшихся. Так что при подведении итогов получилось, что коллектив единогласно проголосил за траверс.
С тоской кинув взгляд на такую близкую дорогу вздохнули и пошли. К счастью гребень хребта действительно был покрыт плотным фирновым снегом. Я то опасался, что будет продолжительные каменистые участки с открытым курумом, ан нет - идти было достаточно легко в отличие от того же Карагоша. Ногу хоть и побаливала, но вполне терпимо. А вот и вершина Кохоша, наверху триангуляционный репер и руины старого, причем похоже что и не одного. Вид с вершины изумительный, погода ясная, видимость отличная.
Слева от нас со стороны дороги, практически по всей длине хребта тянулся снежный карниз. Один раз, когда я подошёл слишком близко, кусок карниза в метре от меня рухнул вниз. Это было внезапно и волнующе. Вроде бы и идти то старался там где камни выглядывают, и тут - ВУХХ!!! И пласт снега совсем рядом улетает. Зато потом, когда мы пытались искусственно вызвать обрушение надломленного с глубокой трещиной карниза у нас ничего не вышло - он только с виду казался еле державшимся, сбить его так и не вышло. А вообще траверс Кохоша оказался одним из самых интересных участков нашего похода, в плане красоты окружающих пейзажей. То есть Улуг-хольский водопад, конечно, вне конкуренции, но и Кохош чудо как хорош.
Вдоль всего хребта нас сопровождал след снежного барса, который прошел когда то той же дорогой нам навстречу. А может и не снежного, а может даже и не барса. Но, на мой взгляд, следы были вполне кошачьи, а большего моя квалификация юного натуралиста определить не позволяла.
Долго ли коротко ли но время шло к тому чтобы спускаться к дороге, тем более что прошли мы более чем. Как восторженно заметил Лёня, глядя в навигатор - 12 с половиной километров прошли траверсом! И это при обещанных двух, хехе. Поплутав напоследок в поисках подходящего места для спуска по восточному склону (а он как назло весь со здоровенными карнизами или шибко крутой) сошли к лесу и проехав еще пару тройку километров на лыжах, остановились на ночлег. Лёня созвонился с водителем маршрутки и договорился во сколько и откуда конкретно он нас заберет.
Утренний спуск к дороге до боли напомнил мне тот безумный суперслалом с перевала Курукуль в первый день похода. К счастью он оказался значительно более коротким. Кувыркнувшись в снег всего какой-то жалкий десяток раз, я вышел к трассе. И где же машинка? Где наш родной микроавтобус Газель, которая умчит нас к людям? Дорога была абсолютно пустынна. Минут через двадцать впередисмотрящий закричал: "Едет!". И действительно вдали мелькнул свет фар. Все оживились, взбодрились. Мимо промчалась какой-то посторонний автомобиль. За последующий час по трассе проследовало подряд четыре тяжелых грузовика и пара легковушек, причем все они ехали в сторону Тувы. Водители грузовиков давили клаксон и махали руками, останавливались узнать, что за странные люди в такой глухомани, легковые авто просто проезжали мимо. В сторону Абакана не было вообще никакого движения, видимо тувинцы самодостаточны и нечего им делать в Хакасии.
Тревога уже подкрадывалась, давила в груди, но вдруг из-за поворота выглянула желтая газелка. Оказалось, что водитель излишне вольно интерпретировал лёнины слова о времени выброски и приехал когда приехал, а не когда его ждали. Мы то уже готовились собирать дрова для сугрева, ибо с утра подмораживало. Довольные, что машина наконец нашлась, погрузили снарягу и поехали.
прощайте злые минус тридцать
я ухожу туда где чай
где муза солнце и свобода
в домашний теплый интернет
Это была та самая газель на которой мы две недели назад приехали к перевалу Курукуль и за две недели лучше она не стала. В салоне был натуральный дубак, поскольку печка не работала, а за бортом ну совсем не май месяц. Задняя дверь хлюпала и болталась и в конце-концов дремавшие пассажиры подскочили от громкого скрежета: зацепившийся рюкзак волочился за газелью громыхая лавинной лопатой, а еще два беззвучно лежали на дороге - створки были распахнуты настеж.
Чем ближе подъезжали к Абакану тем становилось теплее. Снег в его окрестностях сошел вовсе, а в салоне маршрутки стало жарко. Погода напоминала майскую где-нибудь в наших краях. Контраст с заснеженными горами в нескольких трехстах километров южнее был разительный.
___________________________
На том и кончились наши походные приключения. В этом походе впервые я ходил с бензопилой, спутниковым телефоном и это круто. Первый раз у меня была настоящая днёвка - до этого только обещали и ни разу. Первый раз ходил на пластиковых лыжах и доволен опытом, они явно надежнее. Было по крайней мере пара моментов после которых деревяшки можно было бы пускать на дрова. Однако надо что-то думать насчет более широких: не первый раз уже ухожу под снег вместе с лыжами - опоры попросту не хватает для того чтобы удержать мой вес в случае если снег глубокий и рыхлый. Женя говорит такие бывают, и он видел лично, но гугол о них ничего не знает или я им пользоваться не умею. Впервые так сильно стер ногу, да еще и в первый же день: мозоль размером со спичечный коробок за две недели превратилась в малосимпатичную язву размером с пятирублевую монету. Даже спустя месяц там все еще короста, хотя болеть перестала недели через две. Ну тут кмк причина в том что мои зимние боты выработали ресурс: внутренний вкладыш-чулок был протерт и явно требовал замены, а я понадеялся, что еще на один поход их хватит. Ну их и хватило: по приезду домой боты были торжественно аннигилированы, теперь надо думать про покупку новой более надежной обуви. Первый раз ходил с раскладкой, когда кчайности и сухари свои, а не общак. Очень удобно, поскольку например обычные в наших походах долбаные галеты из прессованного картона я есть не могу категорически, что вкупе с отсутствием в моем рационе завтраков серьезно снижает общую калорийность. Одно но, я взял слишком много лички, все же впервые. Можно смело вдвое уменьшать. На конец похода планировать больше сладкого, на начало, при вовиной раскладке, можно вообще без лички обходиться - вначале личку ел только потому что как то ее утилизировать было необходимо, общака же вполне хватало, а если брать полуведерные миски как у Жени так еще и растолстеть смог бы к концу похода.