Старо-комарская дорога

Jul 30, 2016 23:19



Старо-комарская дорога начинается непосредственно за турбазой. Прямо тут поперек дороги брошена шишига МЧС. Видимо дорога закончилась и ехать больше некуда, а обратно неохота. Идет она траверсом Комаринского хребта и должна нас вывести как-раз к началу КБЖД



Старо-Комарская дорога была участком построенного еще в правление Екатерины II тракта от Иркутска до Кяхты, который называли Хамар-Дабанским и даже Монгольским. На старых картах отмечена Хамар-Дабанская дорога и обозначены как зимовья места бывших почтовых станций, которые на пути от Байкала располагались на Казачьей поляне (здесь можно найти следы оснований многочисленных построек), на перевале Чертовы Ворота, на реке Утулик в устье реки Спусковой, в верховьях реки Шубутуй, в долине реки Снежной хутор Байри. Во многих местах сохранились остатки грандиозного инженерного сооружения конца 18 и начала 19 веков, а укрепления в виде ряжей и устоев на серпантине дороги выше метеостанции Хамар-Дабан вполне могли бы уже сейчас считаться памятником истории культуры.



Все так же жарко, но в лесу все же посвежее - деревья укрывают от палящего солнца. Идем до вечера и я все пытаюсь высмотреть "остатки грандиозного инженерного сооружения конца 18 и начала 19 веков" и "укрепления в виде ряжей и устоев". Ничего подобного не видно или я ничегошеньки не понимаю в ряжах и устоях. Ну какие-то следы работ по выравниванию дороги видны, но грандиозности в них я не заметил. Единственное что увидел это пара верстовых столбов и древняя линия электропередач, заброшенная судя по ее состоянию еще лет семьдесят назад.





Тут, кстати, стали попадаться клещи. Ребята сняли штук по пять, а меня Бог миловал или может не нравлюсь я этим мерзким животным.

Уже искали место для стоянки (там, кстати, не очень хорошо с водой - ручей, по моему, один-единственный попался по дороге до Култука) когда встретили группу из Челябинска. Они тоже искали место для отдыха после ходового дня. Группа была большей частью подростковая с тремя( вроде бы) взрослыми. Ходили единичку, умотались и назавтра собирались сделать дневку, а послезавтра уже выходить в Слюдянку и на поезд домой. Тоже нацепляли клещей и даже соревновались кто больше снимет. Побеждал кто-то со счетом пятнадцать. Но это как позже оказалось сущие мелочи.
Итак, место нашли. Воду набирали в нескольких небольших ямках поблизости, метрах в пятидесяти. Ничего лучшего не обнаружилось. Так что и суп и чай и каша были с головастиками. Чуть позже к нам встали те самые челябинцы, благо места много. На ямках с водой вскоре появились надписи: "для посуды", "для мытья", "для питья". Их руководители порядок навели, дабы никто ноги в питьевой яме не мыл.



Утро следующего дня началось с вытаскивания у Вани из спины впившегося клеща. Клеща достали и уничтожили, а Ваню обильно смазали клеем БФ6. Попрощались с челябинцами и двинулись дальше. Если вчера еще дорога была мало-мальски хоженая, то после своротки к Слюдянке вид ее стал совсем заброшенный.



День, как начался так и продолжился под знаком клеща. Уже к обеду Ваня объявил, что снял с себя 30 клещей и уже сбился со счета. Остальные меньше, но тоже нормально. На меня клещи не садились. Их, кстати, можно было легко обнаружить на траве растущей на дороге. Трава была нетоптанная, никто тут не ходит. Хотя вру, вот следы медведя, совсем свежие. Я полагал, что со вчерашнего вечера, Ваня говорил, что с нынешнего утра. Следопыты их нас не ахти какие потому к консенсусу не пришли.



Еще видели множество следов каких-то мелких копытных - кабарга, кабаны? Деревья вдоль дороги во многих местах подрыты какими-то животными. Может теми самыми гипотетическими кабанами. Ну это если предположить, что кабан может верёхать землю, как маленький бульдозер. Еще бурундуки. Те просто перебегали дорогу прямо перед нами и возмущенно пищали вслед. Вообще что радует в здешних лесах в плане фауны, так это то что несмотря на клещей и медведей тут нет комаров и гнуса. Вернее они как бы есть, но их всего лишь пять или два, а не тьмы и тьмы. Причем тех двух может мы с собой привезли. Нарушили экобаланс. Так вот, Ваня шел и поминутно снимал с себя клещей, жарило солнце, где-то в кустах скрывался медведь. Жизнь была прекрасна и удивительна, а воздух напоен ароматами прибайкальского леса. Старо-комарская дорога, которая виделась мне на карте полого спускающейся к Байкалу мотыляла то вверх, то вниз в районе полутора-тысячи трехсот метров над уровнем моря. Никаких инженерных сооружений так и не было. На всем пути единственные люди которых мы встретили это была та группа с Челябинска.



Наконец-то Култук. Старо-комарская стала уже слегка напрягать обилием клещей. Да и никакого визуального разнообразия - деревья, деревья. А ведь дорога шла более чем на тысяче метров над уровнем. Там где в нормальных Уральских горах хорошо если трава растет.



В общем, Култук. Култук уныл, но култукцы(култукчане?) встретили нас дружелюбно. Угостили водой, объяснили как пройти через промзону отделяющую нас от благ цивилизации. Больше ничего хорошего не скажу про Култук - оживленная трасса проходящая прямо через, железная дорога проходящая прямо через, какие то портовые постройки, промзоны, самосвалы очарования ему определенно не придают. Проходим насквозь и выходим к КБЖД - следующей части нашего маршрута.

поход, Хамар-Дабан, пешка, путешествия

Previous post Next post
Up